❄🎄❄ вклад под 23% для подарков на Новый год ❄🎄❄❄🎄❄ финансовые сервисы Альфа-Банка ❄🎄❄
17/03/2017 Учиться за рубежом: впечатления очевидца
Впервые опубликовано на сайте образовательного портала Newtonew
На сайте образовательного портала Newtonew была опубликована авторская статья об образовании за границей.
Ниже материалы статьи приведены полностью.
Пообщались с человеком, совершившим путешествие вокруг света в погоне за знаниями. Россия - Канада - Англия - Германия, а затем снова Россия.
Привет, меня зовут Санжи Намсрайн. Я живу в городе Улан-Удэ в республике Бурятия. Так получилось, что я на шесть лет связал свою жизнь с западным образованием и готов поделиться некоторыми наблюдениями.
It's a long way to the top (If you wanna rock 'n' roll) © AC/DC
На самом деле решение за меня приняли родители в далёком 2008 году. Тогда я учился в 10 классе и ходил на языковые курсы. Эта организация сотрудничала с канадскими благотворительными организациями. Мы сдавали тест по английскому, который я написал лучше всех. За это мне обещали оплатить 50% стоимости от первой поездки. На таких условиях мы с родителями заняли денег и решили попробовать. Так я отправился в Канаду на два месяца в языковую школу.
После российской школы я уехал учиться в Канаду уже на год. Почему? Во-первых, у родителей была возможность оплатить обучение. Во-вторых, у меня уже был опыт жизни и учёбы в Канаде.
Я учился в интернациональной школе. Из граждан Канады там было всего четыре человека. В основном там учились дети из Южной Америки, Казахстана и России. Должен сказать, что у людей из России уровень базовой школьной подготовки гораздо выше, чем у всех остальных. Я говорю про точные науки, конечно. После российского 11 класса на всяких геометриях и физиках мне было достаточно легко. Кроме химии - её я в российской школе не учил.
В 12 классе у меня сразу началась политехническая специализация. Я планировал поступать на инженерную специальность, поэтому у меня было восемь предметов. Шесть из них были технические, а два гуманитарных нужно было выбрать. Я выбрал английский и обществознание. По итогу за всё нужно было получить восемь крéдитов (что-то вроде баллов). Но о крéдитах я расскажу чуть ниже.
Про обучение могу сказать так: обществознание - это вообще не предмет, а английский давался мне достаточно легко. У меня класс английского состоял почти из одних китайцев - они всегда были плохими полиглотами.
После окончания 12 класса я не остался в Канаде. Позже я поступил в британский университет. Конечно, я хотел остаться, но были проблемы с визой. Это произошло по ошибке отправляющей меня стороны: в России мне выдали не студенческую визу, а туристическую .
Очень забавная ситуация. После приземления в Торонто таможенники отвели меня в тихую комнату с белыми стенами, лампочкой над головой и стаканом воды на столе. Это было почти как в этой истории, где нью-йоркские таможенники заставили проходить тест на профпригодность африканского инженера-программиста . Люди в форме начали меня допрашивать - мол, почему у меня есть подтверждение, что я еду учиться в школу, а виза туристическая? Я просидел с ними минут 30, объясняя, что случилось. Сказал, что не я виноват, а российское агентство. Они дали мне месячный срок, в течение которого я должен был принять статус студента. Но этого сделать у меня не получилось. Сначала я поленился это сделать сам, а потом… не знаю, они просто потеряли мой паспорт. Всё пошло наперекосяк с самого начала.
После окончания 12 класса, когда я выезжал из Канады, у меня уже была просрочена туристическая виза. Согласно её положению, выезжать я должен был в апреле, а задержался аж до июня. Если бы на таможне увидели такую просрочку, то меня бы сделали невъездным в страну на очень долгий срок.
В аэропорту я придумал хитрый план: перед самым паспортным контролем я изобразил эпилептический припадок - повалился на пол и начал дёргаться, как видел это в кино .
Это представление было для того, чтобы мою визу бегло посмотрели и поставили простую печать. Вроде сработало. Мне быстро вернули паспорт и я сел в самолёт.
Дома в Улан-Удэ я уже отправил все нужные документы в канадские университеты. Везде поступил и получил приглашения. Позже документы направились в консульство, но оттуда прислали отказ без объяснения причин. Выходит, что мой припадок не сработал - базу данных не обманешь.
После моего провала с Канадой мне нужно было думать, что делать дальше. Здесь начинается моя история с Англией, которая изначально оказалась чистой случайностью. После моих канадских приключений я полгода жил в Улан-Удэ и ничего не делал. В Канаде у меня был друг, учившийся со мной. В отличие от меня он поступил, но учёба в Канаде ему не понравилась, поэтому друг перевёлся в Англию. Он предложил мне попробовать подать документы в британский вуз. А почему бы и нет?
К выбору английского вуза я подошёл легкомысленно. За день до этого я посмотрел фильм про старую Англию. В нём были классные фамилии и названия городов: Суссекс, Эссекс, Ноттингемшир и другие. Когда я листал список университетов, то видел знакомые по фильму города. В города с красивыми названиями я отправил документы. В Англии тоже можно послать документы в пять вузов, как и в России. Поступил я везде. Потом уже по карте посмотрел, где что находится. Один из моих пяти выбранных университетов находился прямо на берегу моря. Это был University of Sussex. Вот так я решил поехать туда.
В этот момент как раз проявились плюсы болонской образовательной системы. Я закончил школу в Канаде, а уже с этим сертификатом смог поступить в английский вуз - удобно. Всё это работает благодаря стандартизированной системе так называемых «креéдитов», которые ты получаешь по окончании предметного курса.
Система креéдитов очень интересная. Каждый предмет в программе имеет свою «стоимость». Обычно профильные предметы имеют цену по 15 креéдитов, а непрофильные - в два раза меньше. Система такова, что ты либо получаешь полные креéдиты за сдачу предмета, либо не получаешь ничего.
Креéдиты и оценки - это разные вещи. Оценки идут по 100-бальной системе. По ним выявляется средний бал студента. Креéдиты тебе присваивают за закрытые предметы вне зависимости от баллов. Я думаю, что это делают для двухфакторного отсеивания студентов. Вначале смотрят, сколько креéдитов ты получил. Если их хватит, то тебя уже судят по оценкам.
В год нужно обязательно изучить шесть профильных предметов. Чтобы закончить учебный год, ты можешь набрать креéдитов ещё двумя профильными предметами и четырьмя непрофильными. Среди них есть очень интересные. Например, можно было выбрать жестовую речь или азбуку Морзе. Но выбор начинают давать только на последнем третьем курсе. Первые два года студент учится строго по программе. Для получения диплома бакалавра необходимо набрать не менее 360 креéдитов за три года.
Кстати, российские выпускные сертификаты считаются, но имеют очень низкий приоритет. У нас же 11 классов, а у них 12. Тебе нужно как-то заполнить этот годовой пробел в программе. Наверное, нужно сдавать экзамен по разнице. Но я его не сдавал, а просто учился в школе 12 класс. Даже не знаю можно ли вообще сдать этот экзамен в рамках их образовательной системы.
В своё время наряду с Англией я рассматривал Францию, Германию, Канаду ещё раз (не оставлял надежд). Но не Чехию, хотя она была популярным образовательным направлением у меня в республике. Дело в том, что тогда в Чехии не было англоязычных программ, а тратить год на смешной чешский язык не хотелось. Ещё я думал ехать в Азию. В Сингапур, например.
Но я остался в Сассексе изучать биомедицину. Я давно знал, что мне нравятся точные науки. Поэтому подал документы в три вуза на инженерные специальности и в два вуза на околомедицинские. Потом, когда пришли приглашения, я почитал и выбрал биомедицину.
Another brick in the wall © Pink Floyd
Первые курсы были достаточно расслабленными. Нас вообще не загружали - было в среднем по 15 часов лекций в неделю. Где-то раз в две недели была одна лабораторная на три часа. С 12 до 15 часов мы проводили всякие эксперименты.
Удобно, что все лекции доступны online. Это очень сильно влияет на посещаемость. Почти никто не контролирует, пришёл ты на занятие или нет. За три года у меня было 16 разных предметов и только на одном проверяли посещаемость. Из-за этого многие просто забивают на лекции, а появляются только online сразу после занятия буквально через одну минуту и смотрят запись с пиццей и пивом .
В Англии ты с профессорами практически не контактируешь. Лично никаких бумаг не передаёшь. После лекции можешь пообщаться, конечно, но не более. В университете есть отдельный офис, куда студенты сдают свои практические работы. Там тоже электронная система, как и везде. Дедлайны очень жёсткие - если не успел хотя бы на минуту, то всё.
Отношения между студентом и профессором скорее вертикальные. Вроде: «Я нобелевский лауреат, а вы грязь под моими ногтями». Многие профессоры любят махать рукой на студентов, заставляют студентов выполнять свои личные прихоти. Как в российской армии, например, только у англичан это очень элегантно получается. Ты просто сам не понимаешь, как уже идёшь и что-то делаешь для профессора.
Но были и классные профессора. Обычно преподаватели, которые ведут лекции интересно, ближе к студентам. Отношения более демократичные в этом случае.
Какие бы отношения ни были, в университете задают много домашней работы, которую нужно выполнять очень качественно. Есть много разных критериев, от которых сильно зависят твои итоговые баллы.
Почти всё студенческое образование в Англии проходит в библиотеках. Там всегда очень много людей, живо и интересно. Когда заходишь в зал, то попадаешь в атмосферу тишины и книжного чтения. Очень приятно учиться. Всё как в кино - в три часа ночи очередь у автомата с кофе .
Каждый семестр мы сдавали экзамены в большом спортзале. Просто столы, а между ними расстояния по ГОСТу. Ты сидишь не за партой, а за стулом, к которому прикреплена откидная крышка. Если тебя замечают с какими-нибудь левым предметом: записками, телефонами и прочим, то тебя выгоняют и не слушают объяснений. Не как у нас на ЕГЭ.
Перед тем, как зайти в зал на экзамен, тебя сканируют металлодетектором. Но это было со второго курса. На первом такого не было. Наверное, это как-то связано с изменением в законодательстве.
Самое жёсткое, что на каждые десять парт там свой надзиратель. Эти ребята во время экзамена ходят вокруг тебя как акулы и смотрят, не списываешь ли ты.
Тесты не кошмарные и не длинные. У нас самый большой экзамен длился два часа. Обычно тесты длятся час или полтора. В экзаменах несколько частей, которые разбиты по сложности. Где-то нужно просто выбрать ответ, где-то дать краткий, а где-то полный развёрнутый ответ.
Экзамены проверяются людьми. Твоё имя нигде не указывается. Вам просто присваивают id, соответствующий работе.
В Англии нет выпускного экзамена как такового. Один предмет идёт ровно один семестр - сдал по нему в конце семестра экзамен и всё. Не было никакого расширенного итогового экзамена, как раньше в российских вузах - государственный экзамен.
Money for nothing and chicks for free © Dire Straits
Кстати, стоит добавить про образовательные кредиты. Английское правительство кредитует студентов, чтобы те могли оплачивать учёбу. Но многие мои знакомые жаловались, что это так дорого, что они никогда не смогут выплатить такие деньги.
Размеры образовательных кредитов следующие: для англичан от 8 тыс. фунтов (различные бизнес-программы) и до 20-30 тысяч (медицина). Для всех остальных людей от 12 тыс. фунтов (бизнес) и до 25-35 тыс. Для среднестатистического гражданина Англии такие цены выше средних. Но опять же, цены зависят от уровня университета.
Кредит полностью покрывает обучение. Плюсом идут 800 фунтов в месяц на личные расходы - как стипендия. Если ты берёшь gap year (вроде российского академического отпуска), то тебе продолжают платить эти 800 фунтов.
Когда ты заканчиваешь университет, то твой долг за учёбу перед государством может составлять 60-70 миллионов, если переводить в рубли.
По условиям возврата кредитов дела обстоят так: государство не будет тебя трогать с долгом, пока ты постоянно не работаешь и получаешь меньше 20 тысяч фунтов в год. Срок годности кредита - от 10 до 12 лет. Если работать хитро, то кредит можно не отдавать хоть всю жизнь. Потом кредит просто спишут и всё.
Проблема в том, что при постоянной работе зарабатывать менее 20 тысяч фунтов в год очень сложно. Поэтому деньги государству возвращать всё-таки придётся.
Молодым специалистам в Англии приходится сложно, если они работают не у себя в родном городе. Люди вынуждены платить огромные суммы за аренду жилья, коммуналку и прочие базовые расходы. Жизнь в Англии очень дорогая.
Born to be free © X Japan
В университете много разных спортивных секций, которые очень доступны по цене. Есть вся необходимая спортивная инфраструктура: футбольные, баскетбольные и волейбольные площадки, беговые дорожки, инвентарь .
В Британии студенты очень социально активны. Они не боятся сражаться за свои права и говорить о том, что им не нравится.
Например, первый год мы жили в общагах. Там были уборщики, работавшие на кампусе несколько лет и которые были своего рода хранителями местных традиций. В Англии вообще очень любят традиции, как вы знаете. Руководство университета решило уволить весь обслуживающий персонал и нанять клининговую компанию по аутсорсу. Но в администрации не учли, что у уборщиков/сантехников и всех остальных очень крепкие связи со студентами.
Это событие спровоцировало цепную реакцию. Студенты маршировали по кампусу, блокировали административные здания - всё в лучших революционных традициях! Студенты срывали лекции приглашённых профессоров и саботировали другие занятия. Даже дошло до того, что группа студентов заперлась на последнем этаже одного из зданий, объявив голодовку.
Всё это продолжалось полтора года. Чем история закончилась я точно не знаю, поскольку уже выпустился. Вроде бы никого не уволили.
Студенческий совет в университете имеет очень большую силу. Руководство считается с советом на серьёзном уровне. Также студенческие организации имеют хорошее финансирование.
School’s Out © Alice Cooper
Пока я жил в Англии, она мне разонравилась. Потом появилась девушка (в Бурятии), якорей в Англии не было, а дома их прибавилось. Вскоре я вернулся домой. Но спустя некоторое время начал скучать по образованию и Западу. Потом пытался поступить в Германию на ветроэнергетику уже вместе со своей девушкой.
Довольно странный выбор, верно? На третьем курсе учёбы в Суссексе был центр, который назывался sustained development. На круглых столах обсуждались различные проблемы, проводились лекции, дискуссии. Я туда ходил иногда. Мы часто говорили про изменение климата. После этого я начал интересоваться возобновляемыми источниками энергии. Да и потом, в Германии бесплатное государственное образование - огромный плюс!
Но я потерпел неудачу. Очень глупая история. Я подал заявление, а потом мне пришло довольно циничное письмо о том, что программа очень востребована в Германии, и они в первую очередь будут рассматривать заявления от граждан ФРГ, а потом от всех остальных. Мне тонко намекнули, чтобы я даже не пытался пробовать. Ещё тогда я был самоуверен и направил заявления всего в три университета. В Германии я пробыл 2,5 месяца, а потом вернулся в Россию, потому что надо было зарабатывать деньги.
Эпилог
В России я думал поступить на заочку или получить кандидатскую - здесь это достаточно просто сделать. Но продолжение образования пока для меня не в приоритете. Из Англии я привёз не столько сами знания, сколько способность организовывать личный учебный процесс. В Англии я очень сильно изменился, как думаю: повзрослел, появились новые увлечения. Плюс я планирую когда-нибудь вернуться в сферу биомедицины. Я бы хотел заниматься исследовательской деятельностью. Если получится, то, может быть, открою небольшой исследовательский центр здесь в России.
Сейчас я работаю у родителей в компании, которая занимается грузоперевозками между Россией и Монголией, потому что Монголия для нас является приоритетным направлением. Это развивающаяся страна, где можно успешно применить свои знания и навыки.
Например, в 2017 году мои интересы в области возобновляемой энергетики я собираюсь воплотить в жизнь в Монголии. Ещё есть проект по сублимации продуктов питания. Это косвенно связано с моим образованием в области биомедицины.
В целом, я считаю, что образование за рубежом и путешествия расширяют кругозор, позволяют обзаводиться связями, реализовывать себя, получать качественные знания от ведущих специалистов. Однако это больше средство, а не самоцель. Это средство для того, чтобы весь этот опыт применить у себя на родине в будущем. Моя родина - это одновременно и Россия, и Монголия. Я вижу своё будущее здесь.
© Санжи Намсрайн
Впервые опубликовано на сайте образовательного портала Newtonew