Агентство Лангуст [переход на главную]

08/03/2017 Экзамен экзаменов: единому госэкзамену 10 лет
Впервые опубликовано на сайте образовательного портала Newtonew

На сайте образовательного портала Newtonew была опубликована авторская статья о ЕГЭ образовательные сервисы и услуги.

Ниже материалы статьи приведены полностью.

Первые ограниченные эксперименты с единым госэкзаменом прошли ещё в конце девяностых. 9 февраля 2007 года президент России Владимир Путин поставил свою подпись под законом о ЕГЭ. С этого дня вся российская система образования начала меняться.

В России закону о ЕГЭ исполнилось 10 лет, но сам концепт ЕГЭ существует значительно дольше. Первые опыты с проведением единого экзамена датируются 1997 годом. Тогда в некоторых школах начали проводить тестирование согласно методике ЕГЭ. Тесты были довольно сырые, но зато концептуально оформленные. Идеологом внедрения ЕГЭ стал нынешний ректор РУДН Владимир Филиппов, а в прошлом министр образования РФ (также Филиппов активно выступал за присоединение России к болонской системе высшего образования). В интервью ТАСС Филиппов рассказал: «Идея (ЕГЭ) принадлежит всему нашему образовательному сообществу. В явном же виде она была впервые высказана на Съезде работников образования в Кремле в начале января 2000 года.»

Спустя год после съезда в Кремле, в 2001 году, эксперимент с ЕГЭ был проведён в республиках Чувашии, Марий Эл, Якутии, в Самарской и Ростовской областях. Школьники сдавали экзамены по русскому языку, математике, биологии, физике, истории, химии и обществознанию. В те времена результаты единого тестирования не являлись обязательными для поступления в вуз. Но это изменилось в 2009 году, когда экзамен стал общеобязательным. На сегодня ЕГЭ проводится по 14 общеобразовательным предметам и является обязательным для всех поступающих в высшие учебные заведения.

В последующие годы список регионов, проводящих экзамен, рос вместе с количеством участвующих в эксперименте выпускников. На практике обкатывались технологии сбора и обработки данных, шла подготовка кадров, а самое главное - развивалась общественная дискуссия по вопросу ЕГЭ.

Иностранный опыт

На территории бывшего СССР выпускные экзамены вроде ЕГЭ не являются чем-то уникальным. Аналогичные экзамены существуют на Украине (ЗНО - Внешнее независимое оценивание), Казахстане (ЕНТ - Единое национальное тестирование), Беларуси (Централизованное тестирование) и Азербайджане (TQDK - Госкомиссия по приёму студентов).

Все эти системы не идентичны, различаются мелкими и крупными деталями, но в принципе решают одну и ту же задачу - привести школьное образование к более-менее единому стандарту и дать возможность всем выпускникам школ поступать в те вузы, в какие те пожелают - вне зависимости от расстояний, денег и личной заинтересованности участвующих в приёме абитуриентов лиц.

За рубежом одна из самых долговечных и продвинутых тестовых аттестационных систем применяется в США. Американские колледжи и вузы принимают следующие распространённые виды экзаменов: SAT (Scholastic Achievement Test) - запущен в 1926 году, подготовлен службой педагогического тестирования ETS (Educational Testing Service - 1947 год) и комитетом по колледжам (College Board - 1899 год), и тест ACT (American College Testing) - 1959 год.

Остатки советской системы и предпосылки к внедрению

Российская система образования унаследовала очень много от советских времён. Экзамены были одним из больных вопросов образовательной системы. Коррупция (например, покупка медицинских справок для получения льготного статуса абитуриента), невозможность поступить в вуз детям из отдалённых населённых пунктов, отсутствие единых вступительных стандартов, что превращало вузы в «государства в государстве» со своими правилами и процедурами поступления. Теперь же все вузы имеют список предметов и баллов, которые необходимо набрать абитуриенту. Набираешь нужное количество - проходишь.

знания школьников об обществе практически не выходят за рамки бытового восприятия

Раньше ученику нужно было сдавать два испытания: один выпускной экзамен по всем школьным предметам, а второй - вступительный в самом вузе. Стоит сказать, что сегодня некоторые вузы с особым статусом (например, СПбГУ и МГУ), а также творческие вузы (различные художественные и театральные) сохранили свои специальные вступительные конкурсы.

По словам бывшего министра образования РФ Владимира Филиппова, внедрение ЕГЭ было связано с двумя большими проблемами, которые сохранились со времён СССР: «Во-первых, нам нужен был объективный механизм оценки качества выпускников школы, потому что до ЕГЭ в школе, как правило, тот же учитель, который учил, и выставлял оценку на экзаменах - то есть фактически самому себе, поэтому двойки были крайне редки. Во-вторых, была проблема, связанная с вузами, которые предъявляли разные требования к абитуриентам на одни и те же специальности, которые иногда даже превосходили уровень школьной программы.»

«Ещё одна проблема заключалась в том, что для жителей Сибири и Дальнего Востока, например, в силу расстояния и денежных затрат, было сложно приехать в другой город, чтобы подать документы в вуз. Особенно учитывая тот факт, что при каждом из них существовали свои платные подготовительные курсы, выпускникам которых всегда было гораздо легче поступить».

Такие предпосылки создали условия для модернизации выпускной аттестационной формы и приведении её к единому образцу. Филиппов и его последователи сделали для этого очень много. Благодаря их работе школьникам из далёких деревень, городов и посёлков в Сибири, на Дальнем Востоке или на северном Урале теперь не нужно тратить гигантские деньги на переезды к местам вступительных экзаменов в центральных университетах. Благодаря ЕГЭ можно всего лишь послать копии результатов экзаменов по почте и наслаждаться тёплым летом. Эта возможность бесценна, ведь теперь людям гораздо легче воспользоваться образовательным социальным лифтом. Благодаря учёбе в вузе вчерашние выпускники имеют возможность начать жить в крупном городе и раскрыть свой потенциал.

Сопротивление

Образовательное сообщество раскололось из-за вопроса внедрения ЕГЭ. Существовали (и до сих пор существуют) большие группы преподавателей, родителей, студентов и школьников, которые понимают все плюсы и минусы ЕГЭ, но всё же выступают «за». А есть те, кто против. Так, противниками ЕГЭ являются преподаватели вузов, потому что раньше они могли заниматься репетиторством и готовить детей конкретно в свой университет. Раньше преподаватели СПбГУ готовили выпускников исключительно к экзаменам в СПбГУ, преподаватели ИТМО готовили в ИТМО и так далее. ЕГЭ предъявил общие требования, уничтожив старую систему, а многие преподаватели вузов лишились дополнительного заработка. «В свою очередь, ректоры были против, потому что при помощи своих вступительных экзаменов сами решали, кого принять, кого нет», - вспоминает Владимир Филиппов.

«Плюсы» и «минусы» ЕГЭ

ЕГЭ позволяет сравнивать качество школьного образования в разных частях страны. Однако, как любая сложная система, ЕГЭ не идеален. У экзамена огромное количество «минусов», которые часто являются зеркальным отражением его «плюсов».

Например, одно из декларируемых достоинств ЕГЭ в том, что экзамен предусматривает абсолютную открытость, гарантирующую для всех выпускников общие условия. То есть списать практически невозможно - в аудиториях ведётся постоянный контроль, при малейшем признаке списывания или использования смартфона купить смартфоны и телефоны ученик отправляется на пересдачу, а его работа аннулируется. Но, как говорят хакеры, в любой системе безопасности самым слабым звеном является человек. Из-за этого условия для учеников неравные.

Где-то контроль может быть очень жёстким, а где-то нет. Где-то за ученика в открытую может решать учитель, как это случается в мелких сёлах, например.

Автор этого текста учился в университете с парнем из далёкой деревни в Бурятии, родители которого работают в местной школе. Так вышло, что они решали ЕГЭ за своего сына. В этом контексте сложно говорить, что качество знаний сельских выпускников может объективно конкурировать, например, с центральными гимназиями. Но вопрос объективности в целом очень непрост.

Много лет школьные учителя работали в одной парадигме, а ЕГЭ её изменил. Здесь мы видим, как массово-ориентированная советская школьная традиция встречается с ЕГЭ, который задуман учить по-новому. В итоге к ЕГЭ готовят, исходя из старой модели, что негативно сказывается на качестве знаний. Наверное, исправить это может только новое поколение учителей.

Трудности реализации ЕГЭ

ЕГЭ мешает целый ряд факторов. В первую очередь - сама отечественная школьная традиция. На учителей и школьников оказывается жёсткое давление. От результатов ЕГЭ зависит престиж школы и лояльность чиновников из местного министерства образования. Происходит не процесс учёбы, а погоня за цифрами и показателями. Дети находятся под постоянным прессингом. В идеале ЕГЭ должен развивать ответственность за себя и за свою жизнь, а на практике получается, что школьник ответственен за школу, за учителей, за регион. А ответственность за себя среди этого теряется.

ЕГЭ, может быть, и не делает человека умнее или лучше, но он даёт возможность самым упорным и настойчивым сделать первый шаг на пути в большой жизни

В школе не говорят о том, что после ЕГЭ жизнь не кончается, что можно попробовать снова.

Для школьников ЕГЭ похож на сказку, которая кончается словами «жили они долго и счастливо». После ЕГЭ будто происходит временной обвал. Для подростков, находящихся в процессе становления личности, это очень серьёзный стресс, который многие не выдерживают.

В английском языке есть слово «overcare», что можно перевести как «гиперопека». Но только в российской школе эта гиперопека превращается в порочный круг, где ученик выступает в роли инструмента для достижения количественных показателей.

Помимо бюрократии и коррупции эффективному функционированию ЕГЭ мешают другие факторы. Например, несоответствие учебников тем знаниям, которые предъявляет ЕГЭ. Но это скорее не проблема единого экзамена. Сам ЕГЭ соответствует федеральным стандартам образования, а вот учебники… В России существует огромное количество учебников по многим предметам (история, обществознание и другие), которые могут не совпадать друг с другом. Знания, которые школьники не получают на уроках, должны восполняться с репетитором или на специальных курсах. На этом зарабатывают как школьные учителя, так и преподаватели вузов - система пока находит равновесие сама. Хотя это абсурд, ведь в идеале ЕГЭ должен быть сдан при усвоении школьной программы на уроках.

Проблема учебных материалов усугубляется общим дискурсом относительно качества самих знаний, которые усваивают школьники. Концепция ЕГЭ предполагает, что всем выпускникам нужны будут одни и те же знания для сдачи экзаменов, но, как мы видим из примера выше, это пока что проблема. Например, в 2009 году на журфаке МГУ провели проверочный диктант среди первокурсников, которые ещё вчера сдавали ЕГЭ. Диктант показал, что из 200 первокурсников только 40 человек сделали менее восьми ошибок на страницу текста, остальные допускали до 25 ошибок. Причём серьёзные ошибки были замечены даже у тех, кто сдал ЕГЭ на 100 баллов. Но имеется и другая проблема, которая лежит гораздо глубже.

Школьники из далёких населённых пунктов лишь формально находятся в равном положении перед городскими, ведь в сибирской деревне проблематично найти квалифицированного репетитора по обществознанию или информатике. Таким образом, «стобалльник» из глухой деревни с высокой вероятностью может проиграть в знаниях среднему городскому выпускнику.

Качество знаний

профильные олимпиады имеют большую ценность: первое место на престижном конкурсе может дать автоматом 100 баллов по нужному предмету

Как же быть с реальными знаниями? ЕГЭ помог их улучшить? Помог детям стать умнее? Сложный вопрос. В университете я проходил практику в одной из лучших гуманитарных гимназий города Улан-Удэ. Два месяца я преподавал обществознание у десятых классов. Дети из почти выпускного класса путают Горбачёва и Брежнева, не знают, в каком году принята Конституция Российской Федерации. В целом их знания об обществе практически не выходят за рамки бытового восприятия. Это не плохо, но означает, что образование плохо даёт широкие знания о мире. Большие концепции, такие как гражданское общество, индивидуализм, гуманизм, да даже коммунизм для многих из этих детей недоступны и часто неинтересны.

Это грустно, ведь такие знания - не просто слова в учебниках. Эти концепции определяют жизни миллионов людей в десятках странах. Это знание выступает платформой личности и общества. Хоть это банально, но можно сказать, что у огромного числа российских школьников нет критического мышления, которое жизненно необходимо для современного человека. От этого замедляется процесс взросления и социализации. Доказать этот факт трудно, это надо просто увидеть.

ЕГЭ уничтожило советское наследие в виде медалей за отличную учёбу и льготы при поступлении, связанные с ними. Теперь профильные олимпиады имеют большую ценность: первое место на престижном конкурсе может дать автоматом 100 баллов по нужному предмету. Эта система гораздо понятнее и прозрачнее медалей. Способные дети действительно выделяются в конкурентной борьбе. Школьники на практике применяют свои знания и умения, добиваясь победы и зависят лишь от себя, а не от администрации школы, которая решает, кому дать медаль, а кому нет. ЕГЭ помогает выделять действительно экстраординарных детей, а не только тех, кто просто хорошо разбирается в школьной программе. Но ради справедливости стоит отметить, что с 2016 года золотая медаль и выполненные нормы ГТО стали давать по 10 баллов, соответственно.

Благодаря ЕГЭ многие способные выпускники покинули маленькие депрессивные города и регионы, перебравшись туда, где их таланты и способности более востребованы. Некоторые вернулись домой после получения отличного образования. Они работают на благо своего дома, что тоже почётно. На своём примере могу сказать, что из почти 90 человек моего выпуска 2010 года больше половины благодаря ЕГЭ сумели уехать и получить первоклассное образование.

Проблемы реализации

Обучение по-новому понимают не всегда одинаково. Увы, но тестовая система ЕГЭ - это плюс и минус единого выпускного экзамена. Не первый год общественная дискуссия поднимает вопрос уместности тестовой части экзамена по гуманитарным предметам (русский язык, литература, история и обществознание).

Здесь мы наблюдаем случай, когда микрометры измеряют строительной рулеткой купить товары для ремонта и строительства - инструмент хороший, но применяется нелогично.

В последнее время общественная дискуссия и правда начала добиваться успехов. Так, в ЕГЭ по русскому языку остаются те задания, которые проверяют знания языка и грамотность, а не способность решать тесты. Остаётся надеяться, что положенный тренд будет менять ЕГЭ и по другим гуманитарным предметам.

10 лет школьники по всей России в обязательном порядке сдают единый государственный экзамен. Хорош ли он? Трудно сказать. ЕГЭ не идеален, но он лучше того хаоса, что был раньше. Сам прецедент введения ЕГЭ является важным примером для всей нашей страны, ведь ещё никогда в России не было такой мощной подготовки и испытаний перед проведением реформы. ЕГЭ обкатывался семь лет, прежде чем оформиться в законе. Модель ЕГЭ может стать примером, по которому можно работать над многими другими жизненно важными реформами в стране. ЕГЭ показал нам, что важные вопросы необходимо обсуждать и находить пути решения проблем.

ЕГЭ, может быть, и не делает человека умнее или лучше, но он даёт возможность самым упорным и настойчивым сделать первый шаг на пути в большой жизни. Те, кому это всё не нужно, окажутся за бортом как с ЕГЭ, так и без него.

© Влад Чертыков

Впервые опубликовано на сайте образовательного портала Newtonew

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна