❄🎄❄ банковские продукты для частных лиц и бизнеса ❄🎄❄ ❄🎄❄ дебетовая карта с кешбэком рублями до 25% ❄🎄❄
05/06/2014 Списывание на экзаменах и другие вещи, которые удивляют зарубежных преподавателей в Москве
Впервые опубликовано в еженедельнике «Большой город»
В еженедельнике «Большой город» была опубликована статья о российских студентах глазами иностранных преподавателей.
Ниже материал статьи приведён полностью.
Четыре иностранных профессора, преподающие в Москве, рассказали БГ о своей жизни в Москве, о московских вузах и о том, кто быстрее взрослеет - российские студенты или западные.
- Бенжамин Линд (США), факультет социологии ВШЭ
- Лоуренс Фокс (США), юридический факультет МГУ им. Ломоносова
- Дирк Кемпер (Германия), кафедра германской филологии Института филологии и истории РГГУ
- Зенебе Кинфу (Эфиопия), кафедра массовых коммуникаций филологического факультета РУДН им. Патриса Лумумбы
Бенжамин Линд (США), факультет социологии ВШЭ
О переезде в Москву
В Москву я переехал в 2011 году и пока не планирую уезжать отсюда. Мне здесь нравится, но моя семья живёт в США: всё-таки главное - это не страна, в которой ты живёшь, а твои близкие люди. Где я буду работать лет через шесть? Я не знаю, мне трудно планировать на такой долгий срок…
До этого я преподавал в Калифорнийском университете, где вёл дисциплины совместно с другими преподавателями, а также семинарские занятия и дискуссионные секции, проверял студенческие работы. В ВШЭ я самостоятельно веду несколько предметов, для меня это первый опыт самостоятельной работы.
Система академической карьеры в США отличается от российской. Для продвижения по карьерной лестнице молодому преподавателю после получения степени PhD нужен очень насыщенный и разный преподавательский опыт. Поэтому после работы в своём домашнем вузе я решил попробовать себя в роли преподавателя в иностранном вузе и подавал заявления по всему миру - не только в Россию, но и во многие американские университеты, в Турцию, Саудовскую Аравию, Южную Корею. Опыт работы в другой стране и в другой образовательной системе - это отличная тренировка твоих навыков и знаний, да и колоссальный опыт для будущей карьеры. В ВШЭ я работаю по контракту уже три года и надеюсь, что на этом сотрудничество не закончится.
Об иностранных и русских студентах
В Америке, так же как и в России, студенты из разных университетов очень сильно отличаются друг от друга. Поэтому мне трудно обобщать, и я могу судить лишь о тех студентах, с которыми мне довелось работать.
Стереотип, что российские студенты не так активно работают в аудитории, что они не так разговорчивы, как американцы, - это всего лишь стереотип. В США у меня были очень тихие группы, а были, наоборот, очень болтливые! Здесь, в Москве, я читаю лекции на английском, что затрудняет коммуникацию во время занятий. Кто-то из российских ребят отлично говорит по-английски, кто-то не очень хорошо говорит, но отлично всё понимает. Но я всё равно стараюсь адаптировать свою речь для аудитории: пытаюсь говорить чуть медленнее и использовать побольше жестов. Но я впечатлён тем, что студенты решились взять мой курс, - они очень отважные и талантливые. Потому что количество американских студентов, которые выберут курс на иностранном языке, обычно стремится к нулю.
Но вот организация и дисциплина… Некоторые ребята бесстыдно опаздывают, причём постоянно. Иногда мне приходится запирать дверь в аудиторию сразу после начала пары. Но установка дополнительных правил, которые приходится объяснять снова и снова, - это лишние сложности, которые отнимают кучу времени. Иногда хочется повысить голос, но это непозволительно для преподавателя, поэтому приходится убеждать мягким тоном. С несоблюдением контрольных сроков всё довольно просто: сданная не вовремя работа просто не оценивается. У меня с этим нет никаких проблем - скорее это у студентов со мной проблемы.
О специфике российского образования
На одной из своих дисциплин я рассказываю своим студентам про социальные сети - не про компьютерные, а про социальные. Я заметил, что они легко создают группы и устанавливают связи на основе учебного класса, но им трудно вовлекать в группу малознакомых людей и коммуницировать между группами.
Конечно, у меня нет никакой теоретической базы, а лишь только эмпирические наблюдения, но, наверное, мы можем сказать то же самое и про российское общество. В России, как правило, дети учатся в одном коллективе на протяжении долгого времени и редко меняют школу. Находясь в одинаковом окружении в течение многих лет, человек развивает очень сильные связи внутри группы, и ему легко взаимодействовать с её членами, но работать вне группы или коммуницировать с другими группами уже сложнее.
В США учебная студенческая группа похожа на лоскутное одеяло: каждый новый предмет - новый набор студентов в классе. Кроме того, существует деление на начальную, среднюю и старшую школу, когда ребёнок переходит из одного класса в другой, где может и не оказаться их одноклассников из прошлой школы. Может быть, поэтому в США дружба со школьной скамьи на всю жизнь - это достаточно редкое явление. Но вся эта система учит человека быстрее устанавливать новые социальные связи. Я, например, родился в Огайо, вырос и учился во Флориде, а диплом получил в Калифорнии. И мне всегда приходилось устанавливать новые контакты и искать новых друзей.
О жизни в Москве
Мне нравится Москва. И она дружелюбна к иностранцам, даже дружелюбнее некоторых европейских городов, в которых я бывал. Конечно, языковые проблемы в Москве есть: тут мало кто говорит по-английски. Но вот забавное наблюдение: чем ближе к центру города, тем больше людей разговаривает на английском. С другой стороны, это те трудности, которые заставляют тебя учиться и выходить из привычной зоны комфорта. Мне нравятся трудности.
Пожалуй, моё самое любимое место в Москве находится недалеко от моей работы - я называю его «forestgym». В глубине парка, среди деревьев, стоит самодельная спортивная площадка: несколько тренажёров, составленных из всяких подручных средств, шин и железных труб. Ты наслаждаешься природой вокруг, занимаешься спортом посреди парка, рядом с тобой гуляют дружелюбные люди. Это выглядит абсолютно сюрреалистично! Пожалуй, это было бы абсолютно запрещено в США, потому что кто-нибудь мог бы там пораниться и заставить платить свою страховку .
Тем, кто приехал в Москву, я бы посоветовал сходить в Музей советских игровых автоматов. Там очень забавно! А ещё мне очень нравится «Чебуречная», что на Белорусской - там замечательная советская атмосфера!
Лоуренс Фокс (США), юридический факультет МГУ им. Ломоносова
О визите в Москву
В Москву меня пригласила прочитать цикл лекций по профессиональной этике и ответственности юриста моя коллега из МГУ Гаяне Давыдян. Она заинтриговала меня возможностью приехать в Россию и поработать с её студентами, поэтому я здесь. Эта поездка своего рода приключение, а я очень люблю приключения.
Сейчас я преподаю в Школе права Йельского университета и всё ещё остаюсь практикующим юристом. Но я очень люблю преподавание, потому что работа с молодыми людьми делает тебя молодым. Мне нравится думать, что кого-нибудь из них я могу вдохновить стать хорошим юристом.
О российских студентах
За пятнадцать лет преподавания студенты не сильно-то изменились. Ну, разве что теперь они отлично разбираются в технике. Конечно, я разрешаю пользоваться ноутбуками и планшетами на своих занятиях, и, конечно же, некоторые смотрят на них фильмы!
Российская программа обучения юристов значительно отличается от американской. Здесь я встретил ребят, которые намного моложе, и у них меньше опыта, чем у моих американских студентов, - в США студенты приходят в университет после колледжа. Но, несмотря на свой возраст, они действительно очень умные и великолепно говорят по-английски!
Мой стиль преподавания отличается от того, к которому привыкли студенты. По словам моих московских студентов, преподаватели большую часть времени читают лекции, а для вопросов остаётся время в конце пары. В американской системе мы используем метод Сократа: презентуем проблему аудитории, а потом вместе обсуждаем её. После того как мои московские студенты перебороли нервозность, они активно включаются в дискуссию. В первый день на мои лекции пришли 60 студентов, а на следующий день - уже 78! Кажется, это хороший знак.
О нежелании взрослеть
Да, современным молодым людям действительно нужно много времени, чтобы решить, что делать со своей жизнью. Но они не боятся делать этот выбор! Поступление в университет, обучение в высшей юридической школе - это уже выбор. Тем более у них всегда есть шанс изменить своё решение, и они иногда это делают.
Один из российских коллег рассказал мне, что в России некоторые студенты могут не платить за образование в вузе. Может быть, поэтому они не беспокоятся о своём будущем так, как это делают американцы. Попасть в юридическую школу в США очень сложно, а образование стоит очень дорого! Одна из причин, по которой выпускники начинают работать сразу после получения диплома, это необходимость самостоятельно оплачивать огромный долг за своё обучение, - а это около 700 тысяч рублей!
О толерантности
В начале лекций я уделяю много времени тому, чтобы учебная аудитория стала свободным пространством, где ребята смогут говорить на разные темы и высказывать разные аргументы. Я просил своих студентов об уважительном отношении друг к другу, и, мне кажется, именно такими они были.
Все изменения начинаются с молодых людей. Например, в США потребовалось порядка 15 лет, чтобы отношение к гомосексуализму изменилось. Хотя до сих пор существует много людей, которые неуважительно относятся к геям и лесбиянкам. Может быть, в России на это потребуется чуть больше времени.
Я уверен, что молодые поколения намного лучше и толерантнее, чем старшие. А весь мир идёт по пути толерантности. Во всяком случае, я надеюсь на это.
О жизни в Москве
Моё представление о Москве - это представление времён холодной войны. Это чёрно-белый город, где танки ездят по улице, где всё законспирировано, где не хватает продуктов. Но я увидел здесь абсолютно другую картину! Огромные здания, пробки на дорогах, «мазератти» и магазины Ральфа Лорена, прекрасные рестораны с хорошим сервисом. Я вижу здесь молодых людей, одетых точно так же, как их американские сверстники, - не знаю, хорошо это или плохо. Очевидно, что Москва очень сильно изменилась.
Мне очень понравился ГУМ и Кремль. Вроде в Советском Союзе религии не было, а большинство зданий Кремля - именно религиозные здания. Очень интересный контраст. Ещё меня удивил Московский университет: тут так много места!
Дирк Кемпер (Германия), кафедра германской филологии Института филологии и истории РГГУ
О переезде в Москву
Впервые я приехал в Москву в 1994 году, чтобы поработать в закрытом архиве c очень интересными документами, связанными с деятельностью Иоганна Вольфганга фон Гёте Гёте и Генриха Манна , брата Томаса Манна . После этого меня позвали выступить с докладом в немецкое посольство в Москве, где коллеги из МГУ пригласили меня читать лекции. Получился такой снежный ком, который вращается по сей день.
Сначала я приезжал в Москву всего на два месяца в год, чтобы читать лекции на журфаке и филфаке МГУ. Позже я пришёл в РГГУ, где мы организовали DAAD - Немецкую службу академических обменов. В 2005 я переехал в Москву - получается, что я живу здесь вот уже 9 лет.
Процедура подтверждения научной степени для иностранцев в России - это довольно сложный процесс. Хотя бы потому, что очень редко иностранцы так долго работают в России. Теперь у меня четыре документа о присвоенных научных степенях: две из Германии, две из России. Для меня это действительно важно, потому что у меня должны быть формальные права быть научным руководителем у своих аспирантов.
О болонском процессе
Отличия между российскими и немецкими студентами особенно чётко были видны пять лет назад. Как правило, русские знают много фактов о литературных произведениях и авторах, но не сильны в анализе текста, а вот немецкие студенты - наоборот. Но после введения болонской системы в России, разделения на магистров и бакалавров, эта разница не видна. Это абсолютно нормально, когда студент меняет свою специальность, например, с переводчика на культуролога.
В Германии, так же как и в России, никто не был рад болонскому процессу: это происходило против желания университетов. Да, эта система уступает традициям специалитета, которые были очень сильны в России. Но главным преимуществом болонской системы является очень высокая студенческая мобильность. В России студенты, как правило, даже и не думают сменить университет в течение обучения, а теперь ребята из Калининграда, Абакана, Нижнего Новгорода, решаются сменить свой университет, чтобы получить специализацию в другой области. Это происходит не только на уровне российских вузов, но и среди московских вузов: в предыдущие года никто даже и не думал сменить МГУ на РГГУ, теперь у нас есть такие студенты.
Об особенностях российской и немецкой системы образования
Обучение в Германии организовано намного строже. Все задания проверяются через компьютеры, и, если вы не сдали задания вовремя, - это ваши проблемы. Вы же не будете рассказать компьютеру, что вы не сдали тест, потому что ваша бабушка заболела?! А вот в России студенты ожидают, что преподаватели с пониманием отнесутся к их проблемам…
Университет - это не школа. Это твой шанс: ты либо его используешь, либо нет. В Германии у студентов есть свои научные интересы, они сами подходят и предлагают темы для написания той или иной работы. Пожалуй, это то, чему стоит научиться русским студентам.
Всё дело в другом менталитете, в другом жизненном опыте. В России начиная со школы обучение проходит в очень небольших группах. В такой камерной атмосфере есть свои преимущества: здесь очень тесный контакт преподавателя и студента, очень близкие отношения между ними, да и контролировать студентов в небольших группах тоже намного проще. Если вы захотите найти такое отношение где-нибудь в Америке, вам придётся заплатить немаленькую сумму в частном университете.
О нежелании студентов взрослеть
В Германии момент окончания университета - это момент окончания вашей юности. «У меня уже есть работа, на которой я получаю более-менее хорошие деньги, у меня есть небольшая квартирка, так зачем же мне оканчивать университет? Может, я буду учиться не четыре семестра, а все четырнадцать!» - так обычно рассуждают молодые люди, которые хотят пролонгировать этот период молодости.
Здесь же у студентов есть чёткое осознание, что университет - это четыре и два года, не больше.
Это более или менее типичная ситуация для России, которую сложно представить в Германии, где более ожидаемо, что семье будет помогать государство, чем дети. Ни у кого и не возникло бы идеи бросить на время учёбу, чтобы обеспечивать семью.
Десять лет назад мы спрашивали наших русских студентов, как они видят свою жизнь через пять лет. Они смеялись и ничего не отвечали, потому что жизнь в России очень непредсказуемая штука. Тогда мы думали, что таковы особенности русского менталитета. Сейчас же ситуация изменилась: обстановка на рынке труда заставляет студентов думать о том, какие качества, знания и навыки они хотят получить от университета. Сейчас русские люди задумываются о своих будущих перспективах намного раньше.
О жизни в Москве
Чтобы получить какой-нибудь документ или справку, в Германии вам потребуется телефон и компьютер с интернетом, и 80% работы ты сделаешь, не выходя из дома. Потом нужно просто заглянуть в офис, где получишь нужный документ. В России иная ситуация. Паспортный стол? Они просто не отвечают на звонки! Поэтому приходится тратить много времени, чтобы добраться до паспортного стола, заполнить все документы, получить необходимые справки…
Я чувствую, что в Москве очень мало личного пространства, пространства для жизни. В Берлине живёт порядка трёх с половиной миллионов человек, а в Москве - около 17 миллионов, хотя никто не знает, какова эта цифра в действительности. А потому твоё пространство для жизни автоматически уменьшается, даже площадь квартир совсем небольшая. Это не катастрофично, но вызывает определённый дискомфорт.
Но мне очень нравится гулять по Москве, особенно по парку Горького. Ещё очень люблю Новодевичий монастырь. Когда друзья прилетают в Москву вечером, мне нравится катать их на машине по центру города. А ещё лучше ночью - ночью он фантастически красив!
Зенебе Кинфу (Эфиопия), кафедра массовых коммуникаций филологического факультета РУДН им. Патриса Лумумбы
О переезде в Москву
В Москву я приехал в 1989 году, а через год поступил в РУДН, потом была магистратура и аспирантура, где я и начал преподавать в 1997 году. Сейчас я преподаю в разных вузах, но основное моё место работы - Российский университет дружбы народов.
Основная сфера моих интересов - внешняя политика и международная журналистика. Когда я начал преподавать, эта сфера только-только зарождалась, и мы с коллегами разрабатывали концепцию внешней политики России, а сейчас созданы специальные СМИ, которые занимаются формированием имиджа России за рубежом. Нынешние студенты активно интересуются международными отношениями.
О российских и иностранных студентах
У меня в группе есть иностранные студенты, но большинство - ребята из России. Я встречаю студентов-журналистов (в основном я преподаю у них) начиная с третьего курса. К этому времени у них формируется понимание, какой предмет учить, а какой прогуливать. Русский студент быстро делает, но его нужно сначала «разбудить». Он может сделать всё за неделю - скорость работы очень большая! У иностранцев уровень знаний, как правило, выше, потому что они прошли очень строгий отбор у себя на родине. Но им приходится сложнее: кроме академических проблем на них влияют и жизненные заботы. Поэтому иностранцы стараются сделать всё пораньше, у них больше вопросов, им нужно больше помощи. А русский студент - он на своём месте, он говорит на своём языке, и психологически чувствует себя более стабильно.
О выборе профессии
Каждый год на экзамене у третьего курса я задаю вопрос: «Считаете ли вы, что правильно выбрали профессию?» В течение пятнадцати лет три четверти моих студентов отвечают, что ошиблись с выбором профессии. В основном это говорят русские студенты.
В России не развита система профориентации. Поэтому школьник выбирает профессию мамы, папы или дедушки, а после окончания первого курса разочаровывается. А потом либо идёт на второе высшее, либо работает на нелюбимой работе.
Когда я приехал в Россию, я знал, что такое журналистика. В Эфиопии школьники сдают экзамены наподобие ЕГЭ после четвёртого, восьмого и двенадцатого класса. В девятом классе они выбирают гуманитарное, естественное или техническое направление. И в зависимости от направления школьники изучают различные профессии: кто-то идёт дерево пилить, кто-то металл обрабатывать, кто-то просто теории изучает.
Иностранцы отвечают в основном, что они готовы работать в журналистике. Но не все - китайские студенты, например, всегда сомневаются, пойдут ли в профессию. В основном они уходят в политику, туризм или торговлю. Очень редко, один-два человека говорят: «Да, я умею писать, я пойду в журналистику».
Наверное, это человеческая природа: мы всегда сомневаемся в своих силах. Чем больше мы узнаём, тем больше сомневаемся. Это нормально.
О нежелании взрослеть
Да, многие не хотят взрослеть, но я не сказал бы, что большинство. Нынешнее поколение стало более сознательным, более точным, более агрессивным, - они знают, что и как делать. Как бы ни ругали старую систему… Раньше многим обеспечивало государство: университет окончил, тебя распределили-устроили, а потом дали квартиру и должность. А теперь человек сам берёт ответственность за свою жизнь. К четвёртому курсу почти все студенты работают - большинство в рекламном бизнесе и в event-агентствах.
О дружбе народов
Ребята из разных этнических групп общаются, дружат, учатся друг у друга языку, литературному и нелитературному. Они влюбляются, женятся, рожают детей. Но есть одна тонкость.
Когда соседи видят, что пришёл неизвестный - чёрный, жёлтый, белый, непонятный, - они уже обсуждают. А ребята боятся этого осуждения. Никто ничего плохого не делает, но на глаза боишься показаться.
Это нормально, это жизнь, в любой стране так. Одна моя сокурсница вышла замуж и уехала жить в Африку. Когда из деревни приехала бабушка знакомиться со своей новой родственницей, она увидела мою подругу и спросила, почему у неё нет кожи - она белая, а там все чёрные.
О московских и российских студентах
Разница между московскими студентами и приезжими из России в том, что ребята из регионов более старательные. Они понимают, что их достижения в жизни зависят только от них. А ребята из Москвы… Они очень разные, но есть такое наблюдение, что в основном опаздывающие на пары - это москвичи. И почему-то между ними есть большое недоверие друг к другу. Я не знаю, почему так.
Я веду предмет «Регионалистика», где я требую от студентов, чтобы они рассказывали о своей родине. Среди студентов это популярный курс: всегда ходит много людей, всегда много споров и обсуждений. К сожалению, в школе почему-то не рассказывают о регионах России, каждый знает свою территорию, а дальше - нет. Я мало путешествую по России, но знаю её не хуже, чем мои студенты. По сравнению с Эфиопией Россия большая, в голове карта не помещается! Страна очень большая и очень разная. Вот вы можете нарисовать карту России и указать каждый регион? Вот-вот. Свою страну я рисовал, когда ещё был школьником.
О жизни в Москве
С 1989 года живу в Москве, и Москву я знаю лучше, чем некоторые москвичи. Москва очень быстро изменилась, у неё сумасшедший темп развития. Так же, как и у России. Комфортно ли мне здесь? Тепла и солнца, естественно, не хватает - полгода ходим закутанные. А с точки зрения образования, общения, дружбы мне тут комфортно.
В Москве не хватает таких стадионов и спортивных площадок, куда могли бы прийти иностранцы, где было бы безопасно. Здесь всегда были проблемы с транспортной нагрузкой, хотя за последние два года мэр Собянин добился двух вещей, которым я рад: стало намного меньше пробок, а вот количество парков, наоборот, увеличилось. А так всё есть в Москве.
Любимых мест в Москве много, но самые главные - это, конечно, РУДН, Подмосковье и центр города, в районе Охотного Ряда и Красной площади. Ещё мне очень нравится Поклонная гора, а в бункер Сталина я всегда вожу иностранцев.
© Павел Гнилорыбов
Впервые опубликовано в еженедельнике «Большой город»