07/05/2009 Учёба без отрыва
Впервые опубликовано на уже несуществующем сайте "Вебпланета"
На уже несуществующем сайте "Вебпланета" была опубликована авторская статья об обучающих ресурсах интернета.
Ниже материал статьи приведён c незначительными сокращениями.
Иногда Сеть напоминает мне неправильный айсберг. Хрестоматийные девять десятых её гордо возвышаются над водной гладью, заметные издалека - это социальные сети, блоги, торренты и прочая блестящая мишура. И лишь одна десятая, надежно укрытая от взглядов толщей воды, остается на долю тех ресурсов, которые действительно чего-то стоят. Но такой айсберг не удержится в равновесии, мы просто перепутали верх и низ, свежий воздух - с холодными глубинами, царством планктона и глупой кильки без томатного соуса.
Обучающие веб-ресурсы, безусловно, относятся к меньшей части айсберга Рунета. Встречая редкие упоминания о них на фоне толкающихся локтями «социалок» и блогосервисов, торрентов и твиттеров, удивляешься поневоле; неужели ещё кто-то занимается этим? Но, тем не менее, и занимаются, и регулярно запускают новые проекты. Новинкам, а также просто любопытным ресурсам в области обучения и посвящён этот обзор.
Нынче не в моде
Самым заметным отечественным стартапом в области обучения остается Skillopedia. Изначально ориентированная на обмен прикладными навыками в стиле веб-два-нольного сообщества, «Скиллопедия» теоретически позволяет организовывать на своей базе и учебные курсы: от корпоративного обучения до изучения фундаментальных дисциплин. Впрочем, данных о её практической деятельности в этой сфере пока нет.
На «Скиллопедии» обучающие стартапы широкого профиля в Рунете заканчиваются. Да и не-стартапы, в общем, тоже. Чего-либо подобного глобальной обучающей системе ePals у нас нет, и в ближайшее время вряд ли предвидится. Коллективное бессознательное Минобразования рождает кадавров , а частным разработчикам интереснее впихнуть школе свою версию электронного дневника, чем заниматься образованием напрямую. Даже бесплатные образовательные онлайн-системы вроде Moodle, перенесённые на нашу почву, загадочным образом хиреют и чахнут; ну что такое 500 сайтов на его основе в России по сравнению с 50 000 сайтами в мире?
Изучающим языки
Гораздо живее идут дела в нише изучения иностранных языков . Диапазон ресурсов здесь велик: от бесплатных онлайн-уроков до платных Skype-занятий на Skyeng. В этом ворохе предложений только ленивый не найдет себе вариант по вкусу. Мне же интереснее всего показался Real-English - авторский проект по изучению английского, созданный и поддерживаемый Иваном Заморановым. Кстати, бесплатный.
Занимаясь языком, со временем понимаешь, что все эти «современные технологии», «прогрессивные методики» и прочие «ноу-хау» по эффективности мало отличаются друг от друга. Вложить знание иностранного языка прямо в голову ни одна из них не в состоянии; в любом случае потребуется много труда, терпения и самостоятельной работы. Меня шесть лет учили немецкому в обычной советской спецшколе; там было маловато аудиокурсов , зато много старой доброй зубрежки. Пятнадцать лет спустя этого хватило, чтобы без подготовки пройти собеседование в немецкой компании.
Но если в методиках особой разницы нет, тогда в чем она? Думаю, в интересе, в личном отношении преподавателя. В отличие от коллег с платных ресурсов, Заморанову действительно любопытно то, чем он занимается. А значит, велик шанс того, что его проект будет интересен и вам. Кроме того, автор пишет правильные вещи о роли зубрежки и постоянной языковой практики в изучении языка. И ещё одна деталь - сообщество, складывающееся на Real-English вокруг регулярных уроков, делает процесс изучения гораздо интереснее.
Не все «социалки» одинаково бесполезны
Одно из главных условий успеха в изучении иностранного языка - регулярные занятия с «живым носителем». Где бы его взять? Найти бар, где собираются экспаты? Или способного, но бедного лингвиста-пятикурсника? Italki.com предлагает простое и быстрое решение проблемы поиска. По форме - типичная социальная сеть, Italki.com задумана как площадка для тех, кто изучает иностранные языки; а также, с некоторых пор, для тех, кто им учит. Система работает просто. Скажем, вы - немец, желающий изучать русский. Поиск на сайте позволит вам легко отыскать как других немцев, разделяющих ваши интересы, так и русских, которые интересуются немецким языком . Знакомьтесь, общайтесь, обменивайтесь опытом и знаниями.
Помимо стандартных для «социалок» инструментов, Italki.com предлагает полезную службу «Вопросы и Ответы», позволяющую получить ответ на любой вопрос непосредственно от участников сообщества; а также возможность коллекционирования на сайте учебных материалов в виде текстовых файлов, аудио и видео. Кстати, среди прочих вариантов интерфейса есть и русскоязычный (местами слегка коряво переведённый), а на самом сервисе достаточно много учащихся из России.
Italki.com - хороший пример того, что «социалка» может служить не только для пустой болтовни и демонстрации фоток .
Для этого Scribbler.Ru предлагает сразу несколько полезных служб. Во-первых - электронное расписание занятий вашей группы. Кто учился в университете, оценит удобство без дополнительных комментариев. Во-вторых, «рабочий стол», позволяющий загружать документы, фотографии, музыку, видео и оперативно обмениваться ими с одногруппниками. Инструмент, в самом деле, вышел достаточно удобным и приятным в использовании. В-третьих, лента «События», со вполне приличной системой фильтрации новостей и анонсов по категориям, разве что облака тэгов не хватает для полного счастья. Ну, и наконец, в-четвертых, «Центр знаний» - файлохранилище для учебных материалов.
В целом, получился удобный сервис для любой групповой деятельности; жаль лишь, что авторы ограничивают рамки его применения только учёбой. Так или иначе, вся наша жизнь проходит в тех или иных группах, но хороших веб-сервисов, заточенных под такую специфику, практически нет.
И кстати, если «События» Scribbler.Ru не предложили вам ничего любопытного, попробуйте заглянуть на T&P - «Теории и практики Москвы». Это - регулярно обновляющийся календарь открытых лекций, семинаров, практических занятий. Сами авторы называют свое направление «Edutainment» (от слов «education» и «entertainment»): мероприятия, которые может посетить любой желающий, площадкой для которых может послужить клуб или бар, офис, студия или просто парк. Правда, мне немного непонятно, почему они считают это новым способом обмена знаниями? Кажется, ещё до революции открытые лекции были весьма популярным видом досуга в обеих столицах. А если брать Евангелие , так им и вовсе две тысячи лет как минимум. Но это мелочи; сам же сайт прост, функционален, а главное - действительно интересен.
Хотя, конечно, T&P не сравнить с западными «коллегами», например с TED.com. Аббревиатура TED - это Technology, Entertainment, Design. Кредо ресурса - распространение интересных идей и знаний, помогающих менять мир. Пока T&P ещё только задумывается о публикации видео-лекций, на TED их уже тысячи; посвященных самым различным темам: от ландшафтной архитектуры до биотехнологий, от буддизма до эволюционной теории. Если вы хорошо понимаете английский, этот ресурс надолго лишит вас свободного времени.
Рефераты, курсовые…
Один наиболее востребованный сегодня околоучебный сервис создатели Scribbler.Ru всё-таки забыли. Хотя, быть может они не стали вводить его из принципиальных соображений? Я говорю о разделе для поиска/заказа рефератов, курсовых работ и прочая.
Но зато об этом позаботились создатели Studlance.Ru. Многие уже наверняка поняли по названию, в чем основная изюминка этого сервиса - Studlance.Ru создан в совершеннейшей аналогии с привычными биржами фрилансеров . Заказчики размещают заказы, студлансеры связываются с ними, оставляют свои предложения. Есть и магазин студенческих работ: в нём можно приобрести готовые рефераты и курсовые. Для тех, кто хочет выделиться, есть платные PRO-аккаунты. Единственное, что они дают: повышают ваше положение в перечне студлансеров и позволяют отвечать на заказы категории «Только для PRO».
Но Studlance.Ru не одинок в этой области. Сервис Resh.im пусть и не похож внешне на коллегу-соперника, но в плане возможностей является его точным подобием. Единственное заметное отличие - вместо одного платного аккаунта для студлансеров Resh.im предлагает целую гамму: от бронзового до золотого (от 10 до 50 долларов в месяц соответственно).
Вообще, подход авторов «кто нам больше заплатит, тот и будет выше в рейтинге» представляется мне не самым удобным для потенциального заказчика. Но вряд ли эта деталь скажется на светлом будущем обеих бирж. Спрос на такого рода услуги не уменьшается, а значит, их ждёт долгая и плодотворная работа на ниве обесценивания высшего образования.
На Западе, кстати, подобные ресурсы хотя и есть, но пользуются значительно меньшей популярностью. Там бытует мнение, что главная ценность образования не в «корочках», а в тех знаниях, которые задерживаются в голове. У них - другая специфика, и два-нольные технологии используются не для имитации учебной деятельности, а, например, для создания онлайн-учебников, как на Flatworld-Knowledge. Дело в том, что учебная литература на Западе - дорогое удовольствие, и в целом, не всем она по карману. Flatworld-Knowledge предлагает бесплатные онлайн-учебники, написанные экспертами в соответствующей области и - интересный момент - дополненные учителями с прицелом на их собственные учебные курсы. Есть возможность заказа оффлайн-версий - в электронном виде или полноценной книги - но уже за плату; $29 к примеру, за чёрно-белую версию.
Раньше меня, помню, возмущало, что моим соотечественникам при выезде за границу приходится подтверждать свои дипломы, сдавая экзамены, а то и проходить курс обучения заново. Но при такой разнице в подходах к учебе - стоит ли возмущаться? Они платят за обучение, мы - за курсовые и оценки на экзаменах. Какая уж здесь конвертация дипломов? Мы и сами-то эти «корочки» не принимаем в расчёт. Они ещё в год моего выпуска ценились не слишком, а сейчас - и подавно. Заглянули и отложили в сторонку: «А теперь расскажите, что вы действительно знаете и умеете делать?» Забавно было бы выразить удешевление отечественного высшего образования в точном количественном эквиваленте, и спрогнозировать, как скоро кривая его реальной стоимости пересечёт ось абсцисс.
Ты был взвешен, измерен и … признан?
Вероятно, именно предчувствие этого момента подвигло авторов Start4You.Ru на создание своего сервиса. Идея любопытная; участник получает возможность не только создать свое онлайн-резюме, но и по мере сил дополнить его результатами тестирований, конкурсов, олимпиад, проводимых ресурсом. Задача одна - выделиться, заявить о себе.
Может быть, поэтому авторы, в пику нынешней веб-два-нольной моде «зарезали» все каналы общения между участниками сервиса? Владельцы проекта - частные компании, издательство «Деловой мир» и компания FJ Project, однако он сотрудничает с Федеральной программой по трудоустройству выпускников и студентов. Правда, чтобы принять участие в последней, нужна отдельная регистрация. После неё появляется возможность участвовать в конкурсах и тестированиях компаний-партнеров программы, с перспективой в будущем устроится в одну из них. Может быть. В списке: «Мегафон», «Procter&Gamble» и ещё дюжина известных фирм.
Любопытно сравнить Start4You.Ru с его англоязычным «коллегой» - стартапом InternshipIN.com. Последний решает ту же задачу - связать между собою студента и его будущего работодателя, вот только подходит к проблеме практичнее и как-то честнее, что ли. InternshipIN.com размещает у себя объявления об интернатуре с SimplyHired, дополняя их заявками фирм, оставленными на самом ресурсе. Все они содержат, помимо описания работы, прямые координаты работодателя. Звоните, пишите, общайтесь на здоровье! Без всяких дополнительных конкурсов и прочих тараканьих бегов. Хотя, конечно, ничего нового в таком подходе нет.
Создатели Start4You.Ru слишком уж явно принимают сторону фирмы в диалоге «студент - работодатель», настолько явно, что диалог превращается фактически в монолог. Им бы сохранить идею, но при этом выйти в позицию беспристрастного судьи - могло бы получиться очень и очень интересно.
Например, так. Во-первых, к лешему конкурсы, тесты от работодателей и прочую художественную самодеятельность. IQ можно оставить, не секрет, что многие на него … обращают внимание. Добавить профессиональные тесты: склонность к различным типам деятельности, базовые психологические характеристики и - самое главное - тесты на знания и навыки в профессиональных областях: от создания баз данных до почвоведения. Именно это будет самым сложным: найти или разработать методики оценки, создать действительно валидные и актуальные опросники.
Но диплом с каждым годом теряет свой вес, и даже названия элитных вузов - давно уже не гарант качества. Так что возникающий в области оценки знаний вакуум рано или поздно должен быть заполнен; например, специализированными сервисами аттестации. Очевидно, частными. Пример с ЕГЭ показывает, государство вряд ли сможет создать что-нибудь достаточно эффективное.
© Денис Ковалкин
Впервые опубликовано на уже несуществующем сайте "Вебпланета"