29/12/2009 Зимние распродажи во Франции: буря началась
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована заметка о распродажах во Франции.
Ниже материал заметки приведён полностью.
Во Франции стартовали зимние распродажи. Согласно законодательству, они начались в первую среду января по всей стране и продлятся пять недель.
Еще во вторник во французских магазинах было тихо и пустынно. Редкие покупатели прохаживались по отделам, равнодушно разглядывая вывешенный товар. Некоторые примеряли. Но тишина настораживала: казалось, это затишье перед бурей. Утро среды показало, что буря началась.
«Я открыл магазин в 9 утра, и за первые сорок минут продал две кожаные куртки и шесть пар джинсов , - говорит Жиль Лавос, хозяин небольшого магазина в Лурде. - И на то, и на другое я сделал скидки по 30 процентов. Это очень качественные вещи, поэтому больших скидок я не делаю».
Такой же политики придерживается и Жан-Клод Добрере, владелец сети обувных магазинов , носящих его имя.
«Вот смотрите, - Жан-Клод берет в руки пару мужской обуви, изначальная цена которой 69 евро. - На эти туфли я делаю скидку 50 процентов и продаю их за 34,50 евро. А вот эти туфли стоили 119 евро, и на них я делаю скидку всего 20 процентов. Это говорит о том, что в первом случае я, как коммерсант, допустил ошибку и приобрел обувь недостаточно высокого качества», - объясняет Жан-Клод.
В первый день распродаж в его магазине было не протолкнуться, многие покупатели стояли на улице, выжидая, когда можно будет зайти внутрь.
Подарки после Рождества
Жан-Клоду помогают жена, три дочери и еще две продавщицы. По словам Жан-Клода, главное - продержаться первые четыре дня. Потом, как правило, ажиотаж стихает.
«Нам говорили, что 2009 год будет катастрофой в плане торговли, - продолжает Жан-Клод. - Поэтому у коммерсантов был большой соблазн закупить товар менее высокого качества, чтобы не прогореть. Кто-то так и сделал. К счастью, не я. Да, возможно, я потратил бы меньше денег, но потерял бы репутацию. Качественный товар продаётся при любой погоде! Если мне в 2010 году удастся сделать те же продажи, что в 2009, я буду просто счастлив», - говорит Жан-Клод Дебрере.
Между тем, кризис всё же заметно отразился на покупательской способности французов. По оценкам экспертов, объемы продаж одежды во Франции в прошедшем году упали на 5-7 процентов по сравнению с 2008 годом.
Обувной интернет-магазин Sarenza провёл собственное исследование, результаты которого показали: 54 процента французов дожидались январских распродаж, чтобы приобрести рождественские подарки. В прошлом году эта цифра равнялась 34 процентам.
«Раньше тот, кто действовал подобным образом, тут же был окрещён скрягой, - сказал в интервью газете Figaro генеральный директор интернет-магазина Стефан Трепоз. - Теперь же тот, кто поступает иначе, рискует прослыть глупцом».
По оценкам экспертов, во время нынешних зимних распродаж французы потратят в среднем 159 евро на человека, что на 2,3 процента больше, чем в январе 2008 года.
Не отходя от компьютера
Коррективы может внести погода: к выходным многие департаменты страны завалит снегом. Впрочем, капризы природы никак не повлияют на интернет-распродажи, которые в этом году уже бьют рекорды.
Так, по данным агентства France Press, за десять минут, предшествовавших началу распродаж, Федерация интернет-коммерции и удалённых продаж (Fevad) зафиксировала по 350 соединений в секунду.
Обувной интернет-магазин Sarenza сообщил France Press, что в первые пятнадцать минут распродаж была продана 1 тыс. пар обуви - это вдвое больше, чем в прошлом году.
Всего же, по данным Федерации интернет-коммерции и удалённых продаж, в этом году около 16 миллионов французов будут участвовать в распродажах, сидя перед экраном компьютера.
Ожидается, что в среднем они потратят 168 евро на человека.
Впрочем, несмотря на то, что уже в первые дни январских распродаж скидки на ряд товаров доходят до 50-70 процентов, некоторые покупатели уходят ни с чем.
«Я не нашла ничего дешевле 30-40 евро, и для меня это всё равно дорого, - призналась в интервью France Press мать троих детей Набила из Марселя. - А на те вещи, которые мне заказали мои дети, скидок нет».
Жёсткие правила
Некоторые покупатели подготовились к распродажам заранее.
«За несколько дней до начала распродажи я прошлась по магазинам, перемерила все те вещи, которые меня интересовали, чтобы потом не стоять в очередях в примерочные», - говорит Ребека из Лиля.
А вот журналист из Лиона Жан-Поль Саварт и слышать не хочет о распродажах. По его словам, распродажи - это настоящая западня.
«Как правило, вы покупаете ту или иную вещь не потому, что она вам действительно нужна, а просто потому, что на неё сделана скидка, - сказал в интервью Би-би-си Жан-Поль. - В результате у вас дома образуется склад вещей, которые вы не носите. Лично я никогда не хожу на распродажи, а покупаю те вещи, которые мне нужны, и тогда, когда они мне нужны. В результате я в выигрыше, потому что избавляю себя от безумных очередей и ненужных вещей», - говорит журналист.
Впрочем, сами торговцы возлагают на начавшиеся распродажи большие надежды: на протяжении пяти недель у коммерсантов есть возможность распродать вещи по низкой цене и освободить склады для новых коллекций.
Согласно законодательству, у распродаж во Франции есть жёсткие правила: к моменту начала действия скидок вещь должна быть в продаже не менее месяца, на ней должна присутствовать как новая, так и прежняя цена, и покупатель должен иметь возможность сдать или обменять купленный на распродаже товар.
В Париж за скидками
С января 2009 года французское правительство добавило к традиционным зимним и летним распродажам дополнительные две недели в году, так называемые «плавающие распродажи», во время которых продавцы имеют право снижать цены.
Когда именно это делать, каждый коммерсант решает сам. Впрочем, как говорят эксперты, 2009 год показал, что в «плавающих распродажах» больше минусов, чем плюсов, поскольку у покупателей происходит девальвация самого понятия «распродажа»
Этот вопрос будет обсуждаться во французском министерстве финансов в конце января.
Как бы там ни было, европейские распродажи по-прежнему привлекают россиян. Во Францию в начале января и в конце июня потоком прибывают покупатели из России, убеждённые в том, что дешевле прилететь на распродажу в Париж, чем ходить по магазинам в той же Москве.
Председатель правления конфедерации общества потребителей Дмитрий Янин считает, что такая позиция - самая правильная.
«Дело в том, что в России нет законодательства, регламентирующего правила проведения распродаж, нет никакого надзора», - сказал Дмитрий Янин в интервью Би-би-си.
«Часто накануне распродаж производители бытовой техники или одежды проводят на несколько дней переоценку стоимости товаров и после этого дают скидки в 30 или 50 процентов с новой цены, которая заведомо выше. На самом же деле цена не меняется. Поэтому россиянам не стоит покупаться на обещания сверхбольших скидок, у нас этот рынок изначально неотрегулирован, и потребители сами должны соображать и оценивать, насколько им подходит соотношение цена-качество», - считает эксперт.
«Если есть возможность, лучше использовать опыт европейских стран и ходить по распродажам вне России. В этом случае у вас есть реальный шанс купить хорошие вещи за небольшие деньги», - уверен Дмитрий Янин.
© Татьяна Гоник
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба