Агентство Лангуст [переход на главную]

27/04/2016 Животные и дети могут считать без языка и символов
Впервые опубликовано на сайте Хабр

На сайте Хабр была опубликована заметка об абстрактном мышлении.

Ниже материал заметки приведён полностью.

Люди думают, что малыши впитывают информацию, как губка, но при этом не анализируют окружающий мир. Исследование нейробиолога Элизабет Браннон опровергает это мнение - и обезьяны, и маленькие дети обладают абстрактным мышлением. Они могут считать, не зная, что такое «цифра» и не понимая язык.

В течение двадцати лет Элизабет Браннон вместе с коллегами изучает способности макак-резусов к математике. Эти приматы не только могут различать «больше» и «меньше», но и способны определить сложение и вычитание. Обезьян научили решать задачи с точками на экране - за правильный выбор они получают сок в качестве награды.

пример задачи: обезьяна должна выбрать сумму показанных до этого точек

Учёные выяснили, что обезьяны распределяют наборы точек по возрастанию и убыванию, и понимают, когда наборы точек были сложены или вычтены. Более того, обезьяны запоминают количество услышанных тонов и могут выбрать набор из количества точек, совпадающий с количеством нот в мелодии.

Обезьян сравнили с обычными студентами. Студенты могут правильно решать сложные задачи, но обезьяны с простыми задачами справляются немного быстрее - возможно, потому что у макак был стимул в виде сока, а студентов не покормили.

Как и в случае с людьми, обезьяны показывают лучший результат при сравнении небольших групп точек - им проще понять, что шесть больше четырёх, чем что двенадцать больше десяти. «Мы наблюдаем у обезьян тот же процесс по тем же правилам, что и у людей - и у взрослых, и у детей», - комментирует Браннон. По её мнению, это доказывает, что не абстрактное мышление отличает человека от животных.

Маленькие дети способны видеть разницу в количестве предметов до того, как учатся считать. Исследователи показывали младенцу несколько наборов из шести точек в разных конфигурациях на экране, пока малышу это не надоедало - он привыкал к этому количеству точек. Если после смены изображения ребёнок начинал долго смотреть на экран, то это значит, что он заметил разницу - например, между новыми двенадцатью точками и прежними шестью.

Получается, символы и язык не всегда нужны, чтобы понимать математику. Исследование даёт более полное представление о том, что учёные называют «приблизительной системой исчисления». Хотя двухлетний ребёнок не всегда может посчитать восемь конфет, он в состоянии оценить, что восемь конфет больше трёх. Такой же системой пользуются, например, вороны - они тоже способны считать.

© Иван Сычев

Впервые опубликовано на сайте Хабр

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна