25/09/2012 Южная Корея: под суд за попытку отдать детей в элитную школу
Впервые опубликовано на сайте Republic
На сайте Republic была опубликована статья об образовании в Южной Корее.
Ниже материал статьи приведён полностью.
13 сентября этого года корейские СМИ сообщили о том, что полиция ведёт расследование серьёзного преступного деяния, соучастниками которого являются около 60 человек, в основном - из рядов корейской деловой элиты.
Под следствием оказалось около 60 человек, в том числе сын и невестка вице-президента автомобильной компании Hyundai Motors , а также сын и невестка президента компании Doosan, одного из крупнейших мировых производителей строительной техники. Под следствие в этом деле крупные корейские бизнесмены обычно попадают не в одиночку, а вместе с семьёй.
Вина подследственных заключается в том, что они покупали фальшивые документы, доказывающие, что у них имеется второе гражданство или что они долгое время проживали за пределами Кореи. Стоила такая фальшивка от $50 000 до $100 000, но цена не останавливала покупателей. Для большинства из них $100 000 - не слишком заметная сумма.
Российский читатель, скорее всего, решит, что корейские богачи обзаводились иностранными документами, чтобы уклоняться от налогов, или, того хуже, готовились к ускоренному и не совсем добровольному переселению на берега Темзы. Но это не так: фальшивые документы приобретались совсем с другой целью - для того чтобы послать детей в «иностранную школу», то есть в одну из тех школ, в которой преподавание ведётся на английском языке и по американским или британским программам.
Дети корейской верхушки обычно заканчивают курс наук в американских или британских университетах, и родители считают, что детям лучше учиться (по крайней мере, в старших классах) на английском. Однако у корейского общества и государства по этому поводу есть совсем другое мнение.
Одна из самых необычных для россиянина черт корейского образования - это его стандартизация и жёсткий эгалитаризм (или, если быть недоброжелательным, уравнительность). В этом смысле южнокорейская школа на удивление напоминает и даже превосходит школу советскую.
Как и другие народы Восточной Азии, корейцы относятся к образованию исключительно серьёзно. На протяжении веков образование и государственные экзамены на чиновничью должность служили в странах этого региона главным социальным лифтом, и отношение к этому институту у общества было самым трепетным.
Традиционная литература и фольклор стран Восточной Азии полны историй о талантливом юноше из низов, который, отказывая себе во всём и терпеливо снося лишения, упорно грыз гранит науки, блестяще сдал государственные экзамены и в итоге сделал головокружительную карьеру. Конечно, в реальной жизни таких случаев было не слишком много. Но, тем не менее, сын бедного крестьянина из глубинки, ставший министром или губернатором, - фигура на старом Дальнем Востоке хотя и редкая, но возможная. Эта возможность социального продвижения была очень важна для традиционного восточноазиатского сознания.
В последние век-полтора ситуация изменилась: на смену государственным экзаменам по знанию конфуцианского канона пришли вступительные экзамены в университеты. Ныне талантливые восточноазиатские юноши учат не комментарии к комментариям к Мэн-цзы, а английский с математикой. Тем не менее, главные принципы остались такими же, как и тысячу лет назад: у талантливого и трудолюбивого выходца из низов должен быть шанс прорваться в элиту, и шанс этот должен предоставляться через образование. Условия отбора должны быть максимально равными, дабы свести к минимуму влияние внешних (в первую очередь финансовых) факторов.
Именно с этим и связаны многие особенности корейского образования, которые у россиян вызывают либо удивление, либо воспоминание о советских временах. Среднее образование в Корее бесплатное. Почти все дети учатся по стандартным государственным программам, все школы финансируются из бюджета и имеют примерно равные материальные условия. Единственное - в старших классах школьники имеют некоторую возможность выбирать предметы в соответствии со своими интересами и карьерными планами.
В Корее существует некоторое количество спецшкол, где изучаются иностранные языки, естественные науки, искусство и спорт. Однако этих школ очень немного (по состоянию на лето прошлого года - 104 на всю страну, то есть менее 1% от общего числа), и поступают туда через систему жёстких конкурсных экзаменов. Конкурс там большой, потому что у выпускника спецшколы гораздо больше шансов попасть в хороший университет.
Поступление в вуз в корейской системе образования очень важно, так как уровень университета определяет уровень будущего социального успеха абитуриента. Дипломы трёх ведущих университетов - Сеульского государственного, Корё и Ёнсе - это если и не обязательное, то крайне желательное условие для занятия высших должностей в корпоративном и политическом мире.
А вот у выпускников вузов, не входящих в первую десятку, шансов на министерский портфель или вице-президентство в крупной корпорации практически нет. При этом не столь важно, чему и как учился в вузе студент. В отличие от школьных лет, заполненных зубрёжкой, университетские годы для корейцев - время весёлой и расслабленной жизни. На перспективы трудоустройства влияет то, какой университет выдал диплом, а не то, что в этом дипломе написано.
Русских, привыкших (точнее, приученных в последние пару десятилетий) к идее о том, что образование является товаром, может удивить то обстоятельство, что в Корее самые лучшие университеты не всегда самые дорогие. Наоборот, благодаря государственным субсидиям обучение в главном университете страны - Сеульском государственном - как раз стоит дешевле, чем в большинстве университетов средней руки. Год в Сеульском государственном обойдётся в среднем в $6000 (есть вариации по факультетам), а в самых дорогих частных вузах год обучения сейчас стоит примерно $9000.
Учитывая корейское стремление к уравниванию образовательных возможностей, неудивительно, что система поступления построена вокруг корейского аналога ЕГЭ . Правда, всё равно остаётся проблема, которую никак не получается решить, - репетиторство. С точки зрения корейцев, репетиторство - это наглое нарушение правил честной игры, ведь оно явно даёт преимущество детям из обеспеченных семей. Несколько раз корейские правительства пытались полностью запретить репетиторство, но не получилось.
Поэтому в Южной Корее средняя школа - это в первую очередь инкубатор абитуриентов. И родители (а под их давлением - и органы образования) пристально следят за тем, чтобы шансы на поступление у выпускников разных школ были максимально одинаковыми. Учат корейских школьников одному и тому же, по одинаковым учебникам , стандартными методами, используя примерно одинаковое оборудование. Считается, что в таких стандартизованных условиях успех будет определяться талантом и, разумеется, трудолюбием.
Конечно, такая стандартизация не очень способствует развитию творческих навыков, но корейское общественное мнение этим не слишком обеспокоено - главное, чтобы школа была честной тренировочной площадкой перед броском в вуз.
Именно с этим упорным стремлением обеспечить максимальное равенство образовательных возможностей и связан скандал с делами против крупных бизнесменов. В Южной Корее есть школы для иностранцев (в отличие от обычных - платные и весьма дорогие), но отправлять туда детей могут только обладатели иностранных паспортов. Если иностранного паспорта нет, то детям даже самых богатых корейцев ход в эти школы закрыт. Попавшие под следствие корейские богачи попытались обойти этот запрет, но не слишком удачно. Так что скоро дети «владельцев заводов-газет-пароходов» отправятся учиться там, где положено - вместе с детьми слесарей и продавщиц. Думаю, что это пойдёт только на пользу и верхам, и низам.
© Андрей Ланьков
Впервые опубликовано на сайте Republic