Агентство Лангуст [переход на главную] Langust

21/11/2019 9 советов, как выбрать второй иностранный в школе
Впервые опубликовано на сайте Мел

На сайте Мел была опубликована статья об изучении иностранных языков в школе.

Ниже материалы статьи приведены полностью.

Знанием английского давно никого не удивишь, поэтому школьники хотят изучать второй (а кто-то и третий) иностранный язык, но не всегда могут определить, какой именно.

для 4,1 миллиарда людей родным является один из 23 самых распространённых мировых языков (2015 год)

Алексей Калачёв проанализировал мировые тенденции и составил список самых востребованных иностранных языков.

Очевидно, что в современном мире невозможно прожить со знанием одного языка. Второй-третий язык уже воспринимаются как норма для профессионального развития.

Выбор языка - принципиальный вопрос для детей, их родителей, преподавателей иностранных языков и будущих учителей (а ещё переводчиков). Особенно для тех, кто хочет сделать карьеру, поехать учиться или работать за границу.

Если первый иностранный язык очевиден и не вызывает сомнений - английский является основным международным языком общения, бизнеса, науки и интернета, то по поводу второго есть вопросы. В мире семь тысяч языков. Как же выбрать второй иностранный язык? Какие критерии применить, чтобы не ошибиться? На что ориентироваться при выборе языка?

1. На школьников

Если вы работаете учителем в России, то есть смысл ориентироваться на те языки, которые выбирают школьники как второй иностранный. Оценить точные перспективы сложнее, но тенденции уже наметились.

Стандарт общего образования, разработанный в Минобрнауки, предполагает изучение второго иностранного языка - французского, немецкого, испанского или китайского - учениками 5-9 классов. Сейчас всё больше родителей отдают предпочтение немецкому. Стремительно набирает популярность китайский, но специалистов по нему в школах катастрофически мало. А вот французский теряет свою привлекательность.

2. На экономику

Стоит посмотреть, с кем торгует Россия, какие языки востребованы в бизнес-контактах. Здесь нужны китайский, голландский, немецкий и корейский языки.

Основными торговыми партнёрами РФ в первом полугодии 2019 года стали Китай, Нидерланды, Германия, США, Южная Корея, Италия, Турция, Япония, Польша, Финляндия. Причём у Китая больший объём торговли с Россией, чем у остальных стран, но наибольший прирост произошёл в торговле с Южной Кореей.

3. На страну, где хотите работать

Если вы нацелены на работу с каким-то конкретным регионом, то смотрите какой язык там основной. Здесь всё просто: Латинская Америка - испанский (в Бразилии - португальский), Ближний Восток и Северная Африка - арабский, Китай и Тайвань - китайский, Индия - хинди.

В Европе сложнее ситуация. Здесь в каждой стране нужен язык этой страны. Вероятно, что роль немецкого языка в Евросоюзе будет расти. Сейчас немецкий - самый массовый язык в ЕС: его использует около 100 миллионов жителей в Германии, Австрии, Швейцарии, Лихтенштейне, а также в некоторых регионах Франции, Бельгии и Италии.

4. На страну, где хотите учиться

Если вы хотите и имеете возможность платно учиться за границей, то вам нужен английский.

Если хотите учиться бесплатно, то язык той страны Евросоюза, где иностранцам предоставляется такое право. Это Германия, Франция, Чехия и другие. Соответственно, лучше выбирать языки этих стран.

5. На языки ООН

Всегда востребованы официальные языки ООН: кроме английского и русского, это китайский, арабский, испанский и французский. У немецкого специальный статус «языка делопроизводства». Плюс часто используют португальский и японский. Именно на этих девяти языках проводятся большинство международных переговоров и конференций, выпускают деловую и научно-популярную литературу.

6. На количество специалистов по языку

По мнению известного переводчика Павла Палажченко, возрастает роль турецкого, корейского и хинди. Рынок переводов практически не обладает высококлассными специалистами по этим языкам, в то время как спрос на квалифицированный перевод растёт.

Перспективные языки

1. По количеству носителей того или иного языка

Лидер, с большим отрывом - китайский язык. Затем следуют такие массовые языки как: английский (в широком смысле «носителей»), хинди, испанский, арабский, французский, русский, бенгальский, португальский, индонезийский, немецкий и японский.

2. По прогнозам развития экономики стран мира

Те страны, которые будут быстро расти - перспективны, и востребованность их языков будет тоже расти. Топ-10 экономик мира к 2030 году будет, согласно прогнозам, таким:

Исходя из этого перспективными, кроме английского, являются: китайский, хинди, индонезийский, турецкий, португальский, арабский, японский и немецкий. При этом, например, ценность японского языка будет снижаться по причине снижения доли в мировой экономике и уменьшения количества носителей языка.

3. По популярности языка в интернете (язык контента)

Больше половины сайтов мира (52%) предоставляют информацию на английском языке. Далее идут немецкий (6,3%), русский (6,2%), испанский (5,1%), французский (4,1%) и японский (4,0%).

Подводя итоги

Обобщая все факторы, составим список из десяти наиболее востребованных и перспективных языков, которые стоит изучать после английского:

При выборе второго иностранного языка основными критериями должны быть цель, регион специализации (близкий по духу) и желание изучать конкретный язык.

Часто мотивация при изучении языков имеет решающую роль, но всё же выбирать его стоит из перечня наиболее значимых в мире языков и возможностей учебного заведения дать хороший уровень образования.

© Алексей Калачёв

Впервые опубликовано на сайте Мел

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2020, ссылка на сайт обязательна