❄🎄❄ банковские продукты для частных лиц и бизнеса ❄🎄❄ ❄🎄❄ дебетовая карта с кешбэком рублями до 25% ❄🎄❄
20/07/2012 Чернокожая община появилась в Британии при Елизавете I
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о чернокожих британцах.
Ниже материал статьи приведён полностью.
Первые представители темнокожей общины появились в Британии при Елизавете I. По словам историка Майкла Вуда, именно тогда было положено начало истории нынешнего поколения чернокожих британцев.
Если выйти на станции метро Олдгейт на востоке Лондона и пройтись по улице Уайтчэпел-роуд, вас встретит головокружительная смесь различных говоров, рас, храмов, мечетей и знаменитых ресторанчиков района Брик-лейн - довольно типичная сцена для современной мультикультурной Британии.
Большинство британцев считает, что представители чёрной расы из бывших колоний появились здесь после Второй мировой войны.
Появление выходцев из Карибского региона, например, прочно связано в сознании местных жителей с кораблём «Эмпайэр Уиндраш», который доставил в 1948 году в Британию большую группу жителей стран Карибских островов.
Появление бангладешцев связывают с войной за независимость 1971 года, а выходцев из Уганды индийского происхождения - с приказом, изданным в 1972 году тогдашним диктатором этой страны Иди Амином об их изгнании.
Однако жителей стран Западной Африки и даже Бенгалии (область на юге Азии, на территории современных государств Индия и Бангладеш) можно было встретить на улицах Лондона ещё во времена Шекспира .
Конечно, их было немного, и тогдашние лондонцы на них смотрели с удивлением, а иногда и с неприязнью.
Прислуга, музыканты и актёры
Тем не менее, мы теперь знаем, что они тут жили, работали и заключали браки с местными жителями. Можно сказать, что темнокожая община Британии начала отсчёт своего существования именно со времён правления Тюдоров.
Да, первые чернокожие появлялись в Британии ещё во времена Римской империи, но их тогда было очень мало.
Перемены начались во времена правления Елизаветы I. В архивах того времени можно найти записи о простолюдинах не белой расы, живших и работавших в Англии, в особенности в Лондоне.
Сам Шекспир, которого всегда интересовали «другие» персонажи, написал несколько пьес, в которых были роли для темнокожих людей, самый знаменитый из них - Отелло. Сам этот факт демонстрирует, что они были заметной частью тогдашнего Лондона.
Они работали прислугой, среди них были музыканты и актёры. И речь идёт о нескольких сотнях человек, если не больше.
Здесь следует подчеркнуть, что они не были рабами. В самой Англии рабовладение было запрещено. И многие из чернокожих британцев вступали в браки с местными жителями.
Например, в 1599 году на улице Сент-Олав-Харт-стрит жил человек по имени Джон Кэтман, который, согласно записям в приходской церкви, женился на «чёрной служанке» Констанции. Чуть позже там же женились «мавр-христианин» Джеймс Каррес и служанка Маргарет Персон.
Из архивов церкви Святого Ботольфа у станции Олдгейт можно узнать много интересного. Здесь упоминаются не только французские и голландские иммигранты, но есть и перс, несколько индийцев и человек из «Ост-Индии» (теперешняя Бенгалия).
В одном этом небольшом приходе к концу XVI века жило 25 темнокожих человек. Большинство из них были слугами, но один жил неподалёку от колокольной мастерской, и, судя по всему, там и работал.
Похороны некоторых из них были весьма пышными, что свидетельствует о том, что их уважали коллеги, работодатели и соседи.
Некоторые детали приходского архива просто поразительны.
Например, в 1597 году Мэри Филлис, 20-летняя чёрная женщина, была служанкой у вдовы Баркер с улицы Марк-лейн. К тому времени она жила в Англии уже 13 или 14 лет. Она была дочерью мавра, мастерившего лопаты и корзины.
До прихода в дом вдовы Баркер Мэри была в услужении у швеи Миллисент Портер жившей в районе Ист-Смитфилд. Познав учение Христа, Мэри изъявила желание креститься и обратилась с этой просьбой к священнику через свою хозяйку.
После встречи Мэри с приходским священником церкви Святого Ботольфа, который удостоверился в искренности её намерений, она изучила катехизис, произнесла «Отче Наш» и была крещена в пятницу, 3 июня 1597 года. На обряде присутствовали свидетели, в основном жёны богатых прихожан. В документах написано, что она стала активной прихожанкой. Из всего это становится ясно, что Мэри была полноправным членом общины.
Район борделей
Далеко не у всех жизнь была столь же идиллической.
Известно, что среди лондонских проституток были и темнокожие женщины. Их можно было встретить как в Саутворке, на южном берегу Темзы, так и в районе борделей на Тернмилл-стрит, в Кларкенуэлле.
Именно там находился знаменитый бордель, принадлежавший Люси Негро, бывшей танцовщицы при королевском дворе. Её заведение пользовалось особой популярностью среди аристократов и адвокатов.
Этот район Лондона пользовался печальной славой. В 1602 году некий Денис Эдвардс писал своему другу: «Будь добр, узнай, свободна ли моя негритянка, и закажи её мне. Она сейчас работает в датской пивной Сван, на Тернмилл-стрит».
Приятель Шекспира поэт Джон Уивер также восхвалял женщину с лицом «чёрным, как чёрное дерево, как чёрная смоль».
Около 1600 года правительство обеспокоилось присутствием в стране стольких чернокожих людей. Их число значительно увеличилось за счёт освобождённых англичанами рабов с захваченных испанских судов.
В архиве государственной переписки, созданном в начале XVII века Уильямом Сесилом, приближённым Елизаветы I, можно, например, найти вот такое письмо: «Королева обеспокоена большим числом „негров и мавров“ проникших в королевство и получивших здесь приют, к возмущению Её собственного народа после проблем возникших между Её Величеством и королём Испании».
Речь идёт об освобождённых рабах с захваченных испанских кораблей. В правительстве даже обсуждались планы об их высылке из страны.
В июле 1602 года Уильям Сесил стал оказывать давление и на хозяев торговых судов.
Один из них написал: «Я, не без труда, смог убедить купцов, торгующих с Варварским берегом, платить за еду и жильё мавров, освобождённых кораблями Её Величества, до тех пор, пока не появится возможность отправить их на Варварский берег».
На данный момент неизвестно, был ли приведён в исполнение этот план. Так же как и в наши времена, к заявлениям правительства той эпохи следует относиться с определённой долей скептицизма.
Тем не менее, стоит отметить, что тогдашние власти считали своей обязанность обеспечить освобождённых рабов продовольствием и жильём.
История темнокожей общины Британии уходит корнями глубоко в историю.
К сожалению, история не сохранила их собственных рассказов о своей жизни. Лишь к XVIII веку стали появляться романы, поэмы, воспоминания, написанные чёрными британцами, - например, известны такие имена, как Олауда Эквиано, Оттоба Кугоано и Игнатиус Санчо.
В XVIII веке темнокожее население Лондона достигало, по некоторым оценкам, 20 тысяч человек. У чернокожих даже были свои собственные таверны.
Они составляли относительно небольшой процент населения, но внесли свою лепту в историю.
Иногда я задаюсь вопросом: что подумала бы Мэри Филлис окажись она в сегодняшнем Лондоне?
Некоторые имена в списке прихожан церкви Святого Ботольфа
Кристофер Капперверт [родом из Кабо-Верде] - «чёрный мавр»;
Доминго - «чёрный слуга-негр сэра Уильяма Уинтера»;
Сюзанна Пивис - «темнокожая служанка Джона Деппинуа»;
Саймон Валенсия - «чёрный мавр, слуга игольщика Стивена Драйфилда»;
Кассанго - «темнокожий слуга купца Томаса Барбера»;
Изабелл Питерс - «темнокожая жительница постоялого двора на Аллее голубого якоря»;
«Негр, которого, кажется, звали Франсис. Он должен был стать слугой пивовара Питера Миллера… Возраст - 26 лет. Его гроб, покрытый дорогой расшитой тканью, несли четыре человека»;
Мэри - «темнокожая женщина, скончавшаяся на улице».
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба