Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

19/11/2019 «Российские школьники отстают в некогнитивных навыках»
Впервые опубликовано на сайте Индикатор

На сайте Индикатор была опубликовано интервью с представителем Всемирного банка о российском образовании.

Ниже материалы интервью приведены полностью.

Представитель Всемирного банка — о российском образовании и его будущем

Чем российская школа лучше (а чем - хуже) в сравнении с другими странами, в чём проблема дополнительного образования и как сфере может помочь блокчейн, Indicator.Ru рассказал Гарри Патринос, менеджер глобальной практики в области образования региона Европы и Центральной Азии Всемирного банка.

менеджер глобальной практики в области образования региона Европы и Центральной Азии Всемирного банка Гарри Патринос

- Какие цели ставит перед собой Всемирный Банк в сфере образования?

- Всемирный банк ставит перед собой глобальную задачу борьбы с бедностью, и наши образовательные инициативы направлены прежде всего на это. Мы полагаем, что развитие системы образования в долгосрочной перспективе - это основа устойчивого развития любой страны. Соответственно, мы содействуем государствам в выстраивании системы образования на всех уровнях, в измерении и оценке его эффективности, в сфере методической поддержки преподавателей, ну и, конечно, в сфере обеспечения необходимых ресурсов, чтобы добиваться всех этих целей.

В разных странах проблемы сферы образования могут сильно различаться. Для развивающихся стран первоочередная задача - это обеспечить для всех детей школьное образование и формирование когнитивных навыков. А уже по мере развития системы образования возникают потребности в других навыках, обусловленных требованиями рынка труда. Что касается России, то наши программы здесь должны прежде всего содействовать достижению тех целей, которые ставит перед собой ваша страна. И мы участвуем в различных программах, в том числе проводим большую аналитическую и исследовательскую работу.

- Как бы вы охарактеризовали российскую систему образования?

- Россия унаследовала одну из лучших систем всеобщего образования, которая прекрасно формирует базовые когнитивные навыки. В этом отношении ваша страна крайне успешна. Можно сказать, что в России существует очень крепкий фундамент всеобщего образования. Это подтверждают количественные измерения качества российского образования, которые проводятся как на национальном, так и на международном уровне. Сейчас в странах с высоким уровнем дохода рост таких показателей, которые демонстрируют школьники, почти повсеместно прекратился, но он продолжается в России - и это очень впечатляет. Кроме того, по уровню использования новых технологий в школьном образовании Россия также занимает очень достойное место.

Но сейчас стоит важнейшая задача модернизации системы высшего образования таким образом, чтобы оно было больше интегрировано в современную международную систему науки и образования. Есть проблемы, связанные с равным доступом к качественному образованию в различных регионах страны - в этом отношении в России существует определённое неравенство. Кроме того, нужно активнее развивать не только когнитивные, но и некогнитивные навыки - прежде всего, цифровые, креативность и социальные навыки, без которых современным людям на работе не обойтись.

- Что вы понимаете под некогнитивными навыками?

Skillbox

- Важно понимать, что ваша школа очень эффективна в выработке когнитивных навыков. Но потребности современного рынка труда включают всё большее количество некогнитивных навыков, и они становятся всё более важными. Это, например, умение программировать и понимание кода хотя бы на каком-то базовом уровне купить книги по разработке программного обеспечения. В России мы осуществляем программу по развитию преподавания программирования на школьном уровне. Я считаю, что программирование может стать аналогом «новой грамотности». Конечно, не каждый человек планирует стать программистом, но базовое понимание основ программирования понадобится в жизни наверняка.

Мы также работаем с российским правительством над развитием социально-эмоциональных навыков, их измерением и интеграцией в образовательную систему. Сравнивая российское образование со странами ОЭСР, мы обнаружили, что российские школьники отстают в навыках решения проблем (problem-solving). Мы полагаем, что этот компонент будет играть большую роль в тех рабочих задачах, которые предстоит решать в будущем. Способность работать в команде, решать разные проблемы - роль таких навыков возрастёт. Сюда же относится и практика разрешения конфликтов.

- Что вы можете сказать о сотрудничестве Всемирного банка с Россией в рамках программы READ (Russia Education Aid for Development) - Российской программы содействия образованию в целях развития?

- Программа READ для нас очень важна. Для Всемирного банка Россия - основной партнёр в разработке системы оценки образовательных результатов учащихся. Благодаря сотрудничеству России со Всемирным банком, в том числе финансированию с российской стороны образовательных программ для других стран мира, мы смогли разработать систему оценки образования для многих стран, например, для Армении и Таджикистана, где были проведены реформы государственной системы оценки знаний. Ещё один недавний пример - Узбекистан, где российский опыт также очень помогает. В рамках программы READ мы совместно с российскими исследователями разработали инструмент по оценке информационно-коммуникационной компетентности (IC Literacy Test), который стал успешно применяться для оценки когнитивных навыков школьников в проектах Всемирного банка.

- Сейчас растёт роль дополнительного образования, как во Всемирном банке смотрят на это?

GeekBrains

- Конечно же, образование в современном мире будет сопровождать человека в течение всей жизни. Образовательные стратегии должны учитывать возрастные различия, чтобы помогать людям адаптироваться к новым реалиям. И здесь очень важным моментом становится создание системы адекватной сертификации. Необходимо подтверждение того, что провайдеры образования действительно обеспечивают его на высоком уровне. А с точки зрения потребителя большой проблемой становятся финансовые ограничения. Потребность в дополнительном образовании постоянно растёт, и людям часто может не хватать ресурсов, чтобы оплачивать его. Ведь если государство за это образование не платит, то за него приходится платить самим гражданам, и тут возникает проблема неравенства. Кто сможет позволить себе такое образование? Необходимо, чтобы система не наказывала людей, у которых недостаточно ресурсов.

- А как вы оцениваете роль онлайн-образования в этом процессе? Ведь его часто критикуют за понижение планки образования.

- У онлайн-образования есть свои недостатки, но его потенциал колоссален. Думаю, что оно будет и дальше стремительно развиваться, и, конечно, благодаря онлайн-обучению качественное образование станет более доступным. Сейчас появился очень хороший опыт интеграции онлайн-образования на университетском уровне, когда какие-то курсы учащиеся могут прослушать дистанционно. И эти учебные программы предоставлены ведущими университетами, и предметы преподаются на очень высоком уровне. Кроме того, многие профессиональные ассоциации участвуют в сертификации качества образовательных программ и гарантируют, что эти программы будут востребованы рынком труда в соответствующих областях.

Нетология

Основные сложности опять оказываются в области доступа к образованию. Возможно, понадобятся какие-то инновационные инструменты финансирования, чтобы качественное образование стало более доступным. И ещё, конечно, возникают вопросы, связанные с сертификацией. Как мы проверяем качество пройденного обучения, если всё происходит исключительно онлайн, как гарантируем, что эти дипломы будут признаваться работодателями, и так далее.

- Какие цифровые технологии, на ваш взгляд, смогут оказать наибольшее влияние на сферу образования?

- По крайней мере одной из таких технологий может стать блокчейн, который способен решить многие проблемы в сфере сертификации образования. Сейчас некоторые университеты уже перешли на выпуск цифровых дипломов на блокчейне, например, Университет Никосии. Блокчейн позволяет выдавать сертификаты с очень надёжным уровнем защиты, их невозможно взломать, любые изменения фиксируются в системе. И я уверен, что за этим будущее, потому что у таких сертификатов много преимуществ, их удобно использовать, допустим, при трудоустройстве на работу в другой стране и так далее.

© Николай Гордийчук

Впервые опубликовано на сайте Индикатор

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2020, ссылка на сайт обязательна