Агентство Лангуст [переход на главную]

18/07/2014 Как билингвы теряют второй язык
Впервые опубликовано на сайте Republic

Что такое билингвизм? Как вырастить ребёнка-билингва? Как помочь ребёнку сохранить оба языка, на которых он говорит с детства? На эти вопросы ответила Екатерина Рублёва, кандидат филологических наук, доцент Института русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова, в лекции «Что такое билингвизм. Как дети-билингвы помогают родителям адаптироваться в чужой стране».

Republic публикует сокращённую версию лекции.

Билингвизм - это способность человека говорить более чем на одном языке.

Под билингвами понимают всех людей, владеющих языком «один+». Если в школе или университете вы изучали иностранный язык и можете на нём хотя бы что-то понять, то можете считаться билингвом. А если таких языков более двух-трёх, то вы уже полилингв. По статистике на 2012 год, свыше 70% людей - билингвы и полилингвы. Каждый третий житель планеты в возрасте до 16 лет является билингвом или полилингвом, а через 10-15 лет каждый второй ребёнок будет билингвом. Это связано с распространением миграции.

билингвизм – это способность человека говорить более чем на одном языке

Миграция - процесс глобальный, она ощутимо способствует появлению билингвизма и росту числа билингв. Есть миграция, значит, нужен путь адаптации мигрантов, и вот здесь развитие билигвизма зависит от того, каким конкретно этот путь будет. Есть разные варианты. Первый - это ассимиляция. Ситуация, когда человек полностью вливается в инородную среду, как языковую, так и социальную, растворяется в ней, отрываясь от собственных культурных, социальных и языковых корней. Второй - сепарация, её мы можем наблюдать на примере диаспор. Приезжая в страну, мигранты сохраняют привычный уклад и национальный колорит, не стараются влиться в культуру, которая их окружает. Возьмём турецкие диаспоры в Германии: там есть люди, проживающие на территории страны в третьем поколении, и они, имея германский паспорт, не владеют немецким языком. Кроме ассимиляции и сепарации существует третий вид - маргинализация. Это как неприятие чужой культуры, так и нежелание сохранять собственную, что обычно ведёт к криминализации сообщества и деградации личности.

Оптимальный же способ адаптации - это интеграция. Она предполагает, что человек, сохраняя свою культуру, пытается влиться в культуру и в язык принимающей его страны.

Когда мы говорим о билингвизме, нужно иметь в виду, что он бывает как индивидуальным, так и массовым. Массовый билигвизм - это национальный и региональный, как, например, в таких странах, как Бельгия, Швейцария, Финляндия, Канада, причём процентное соотношение между представителями языковых групп значения не имеет. В Финляндии два языка, финский и шведский, признаны государственными, хотя на шведском говорят 5,5% населения. В восточном регионе страны статус регионального имеет русский язык купить учебники и пособия для изучения русского языка как иностранного. В Канаде два языка, французский и английский. Французский является первым государственным языком, английский - вторым, хотя франкофонов там всего 21%.

На территории бывшего Советского Союза существовал только один государственный язык - русский. Вдобавок в каждой из республик наличествовал региональный язык, кое-где таковых было несколько. Сегодня русский язык имеет особый статус в Казахстане и Белоруссии.

Откуда берутся дети-билингвы?

Индивидуальный билингвизм может быть ранним или поздним. Ранний билингвизм встречается у детей в семьях, где родители говорят на разных языках или сами являются билингвами. Поздний билингвизм - обычно приобретённый: родители сознательно учат ребёнка второму или третьему языку. Существуют такие понятия, как стихийный билингвизм, то есть естественный, и учебный, то есть искусственный.

Ребёнок начинает слышать звуки и слова ещё до рождения, внутриутробно, на сроке от пяти месяцев. В это время у плода формируются барабанные перепонки. К девяти месяцам от роду все нужные участки коры головного мозга сформированы в достаточной мере для того, чтобы ребёнок начал говорить. Синапсы, обеспечивающие процесс мышления, развиваются, и их количество становится максимальным между 9 месяцами и годом. В это время в детском головном мозге синапсов, отвечающих за речь, на 50% больше, чем у взрослого человека. В 10 месяцев закладывается фонологические системы: если ребёнок с рождения слышит два языка или более, то в этом возрасте он уже не просто различает их, но у него уже и формируются навыки, которые он вам продемонстрирует впоследствии. Поэтому если вы в ситуации монолингвизма решите обучать вашего ребёнка второму языку, приниматься за это лучше с рождения. К году ребёнок начинает говорить, и первые слова у всех детей одинаковые - «баба», «мама», «папа», «дай»; а первые звуки, независимо от языка, - это «б», «м», «п».

Ребёнок проходит через критические периоды, так называемые окна роста. В какой-то момент формируются определённые навыки, и больше мозг к этому процессу не возвращается. Так, грамматические навыки у ребёнка формируются к трём годам. А в 3,5 года происходит «взрыв»: он накопил знания и с трёх с половиной лет начинает их продуцировать. Родители удивляются - ребёнок не очень хорошо говорил, а тут сразу начал изъясняться при помощи сложноподчинённых конструкций! Это очень хорошо проиллюстрировано в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти» купить произведения Корнея Ивановича Чуковского: «Ногти у нас на ногах. А которые на руках - это рукти».

Как теряется язык матери

Для ребёнка в возрасте от 0 до 3 лет самую важную роль играет мама, она и проводит с ним больше всего времени. Важно говорить на языке ребёнка: агукать, угугать, сюсюкать. Доказано, что дети, с которыми родители общаются на понятном им языке, начинают говорить раньше.

Возьмём стандартную ситуацию для семей, где два языка, - мама русская, папа иностранец, семья живёт в стране отца. В 4 года происходит первая социализация, малыши отправляются в детский сад. Там общение происходит не на материнском языке, а на том, на котором говорит папа и его окружение. И вот здесь может начаться отторжение маминого языка. Мало того, примерно в этом возрасте ребёнок как раз становится для отца интересным. До того за ним надо ухаживать, он несамостоятелен, он не может выражать свои мысли. А в 4 года - это уже самостоятельная единица. Начиная больше общаться с отцом, ребёнок видит значимость языка последнего. Он может вполне осознанно прийти к маме и отказаться говорить на её языке, объяснив, что он ему не нужен. А если он знает, что мама владеет языком папы, то первый вопрос окажется таким: «Мама, а почему бы нам не говорить на том языке, который знаем мы все?»

В этот момент родители должны очень чётко решить для себя, нужен ли им билингв или человек, который впоследствии будет изъясняться на ужасном суржике. Если решение - не растить билингва, выбрав язык отца, то тут схема понятна - все переходят на один язык. Только потом не стоит удивляться, когда лет в 18 ребёнок предъявит им вполне конкретную претензию - почему вы не сохранили язык матери? Зачем перешли на один?

Был такой французский лингвист Граммон, который вывел формулу - «один родитель - один язык». То есть родители договариваются друг с другом о том, мама всегда говорит с ребёнком на своём языке, а папа - на своём, и языки не смешиваются. Как общаются родители между собой - это уже вопрос договорённости самих родителей.

Наступает момент, когда ребёнку нужно идти в школу, и тут его захлёстывает вторая волна социализации. Школа - это огромный стресс именно для мамы, потому что теперь ей уж точно нечем аргументировать необходимость сохранения её языка. Ребёнок, теряющий связь с языком матери в 6 лет, никак не сможет восстановить его, кроме как заново изучив.

Обычно именно в этот период родители сдаются. Чтобы сохранить второй язык, нужно найти какую-нибудь программу или группу детей, которые его учат, и интегрировать туда ребёнка. Можно найти школы, где происходит так называемый диалог культур.

В 12-14 лет идёт третья волна социализации, вступление в подростковый возраст - самый трудный период, тут вам и гормональный взрыв, и психологический, и физиологический. Подросток начинает переосмысливать картину мира, своё место и роль в ней. Конфликт с родителями неизбежен. И, как правило, он ведёт к полному отказу ребёнка говорить на мамином языке. В этот момент стоит обратить особое внимание на психологическое состояние ребёнка-билингва.

© Екатерина Рублёва, кандидат филологических наук, доцент Института русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова

Впервые опубликовано на сайте Republic

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна