Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

кэшбэк до 25% на все товары и подарки к Новому году

14/12/2018 Почему люди делятся на правшей и левшей?
Впервые опубликовано на сайте ПостНаука

На сайте ПостНаука была опубликована статья о левшах.

Ниже материалы статьи приведены полностью.

У большинства людей есть латеральные предпочтения: управление поведением и движениями передаётся только одному полушарию головного мозга.

Как следствие, более натренированной оказывается одна половина тела. Поэтому для решения сложных задач, требующих аккуратности и точности движений, люди преимущественно используют только одну руку: правши - правую, левши - левую.

Большинство людей правши: во всём мире только 10% левшей. До сих пор большая загадка, почему наблюдается именно такое распределение, и вопрос, что делает людей правшами или левшами, на самом деле не такой простой, как кажется. Движения рук управляются моторной корой - частью поверхности мозга, которая контролирует всю двигательную активность. Левой половиной тела управляет правое полушарие, а правой - левое. В полушарии, которое контролирует доминантную сторону, гораздо больше связей между нейронами моторной коры - это всегда можно выявить на снимках МРТ по активности нейронов.

большинство людей правши: во всём мире только 10% левшей

Ранее предполагалось, что у левшей просто «перевёрнута» активность полушарий по сравнению с правшами, но оказалось, что это не так. Например, у 96% правшей речевой центр и центр управления движениями рук находятся в одном полушарии - левом. У левшей речевой центр может находиться где угодно: у 70% он располагается в левом полушарии, у 15% - в правом, а у оставшейся части речевые центры симметрично распределены по обоим полушариям. Согласно одной из гипотез, левополушарные центры речи могли эволюционировать на основе центров жестовой коммуникации наших предков-правшей.

Праворукость и леворукость могут быть обусловлены генетически, однако факторы окружающей среды и некоторые аспекты патологии также играют большую роль. Наследственные факторы латеральности неоднозначны: вероятность рождения ребёнка-левши у двух леворуких родителей составляет 37%, а в паре, где только один родитель левша, - 22%. Если оба родителя правши, вероятность рождения ребёнка-левши - 11%. Но в любом случае подавляющее большинство детей вне зависимости от того, какая рука ведущая у их родителей, будут правшами. Классическим подходом, позволяющим оценить вклад генетических факторов в развитие того или иного признака, является близнецовый метод. Близнецы растут в практически одинаковых условиях - и во время внутриутробного развития, и после рождения. В 80% случаев близнецы либо левши, либо правши, но в 20% случаев один может быть левшой, а другой - правшой. Это говорит о том, что латеральные предпочтения должны определяться комбинацией генетических факторов и факторов среды.

Пол также влияет на праворукость и леворукость. Среди мужчин выявлено 13% левшей, а среди женщин - 11%. В парах, где один из родителей левша, чаще рождается ребёнок-левша, если мать левша. Одно из объяснений этому - материнское поведение, которому подражает ребёнок во время раннего развития. Повторяя движения матери, ребёнок может стать левшой. Исследователи попытались установить, связан ли признак леворукости или праворукости с полом. Однозначно определить это не удалось, но есть основания предполагать, что на развитие праворукости и леворукости могут влиять половые гормоны: андрогены тестостерон и дигидротестостерон.

В одном исследовании изучалась взаимосвязь между паттернами различий в генах андрогенового рецептора и распределением леворукости и праворукости. Оказалось, что различия в проведении сигнала через андрогеновый рецептор во время развития мозга могут быть одним из основных факторов, определяющих латерализацию мозга и формирование доминанатности правой или левой стороны. Однако нет одного конкретного гена праворукости или леворукости. Принято считать, что латеральность определяется очень большим числом генов, каждый из которых даёт лишь небольшой вклад, и их комплексное взаимодействие до конца не совсем понятно. Сейчас принято считать, что праворукость и леворукость на 25% определяются генетически, и на 75% - условиями среды.

Функции двух полушарий можно определить в терминах информации и действий. Считается, что левое полушарие отвечает за языковые навыки, аналитическое мышление и последовательное выполнение задач, а правое - за многозадачность, интегрирование информации, абстрактное мышление и холистическое воприятие мира. Кроме того, правое полушарие обрабатывает эмоции, и поэтому левши могут быть чаще подвержены перепадам настроения и приступам тревожности. В некоторых исследованиях было показано, что левши видят более красочные и эмоциональные сны. Нам достоверно известно, что у правшей и левшей больше развита моторная кора в доминантных полушариях. Значит ли это, что у правшей и левшей вообще разные доминантные полушария?

Степень доминантности правой или левой руки у всех разная: человек может выполнять ведущей рукой все без исключения действия или только некоторые. Оценить это можно с помощью специального опросника Edinburgh Handedness Inventory из 10 пунктов. Степень доминантности в этом опроснике варьируется от -100 баллов для левшей до +100 баллов для правшей. Человек, набравший более ±80 баллов, считается последовательным левшой или правшой (consistent hander), а меньше этого значения - непоследовательным (inconsistent hander). Два полушария соединены мозолистым телом - пучком нервных волокон, которые позволяют обмениваться информацией. Есть данные, указывающие на то, что форма и размер мозолистого тела могут влиять на степень праворукости или леворукости: у последовательных левшей и правшей мозолистое тело меньше, чем у непоследовательных.

В исследованиях способностей к обучению левши оказываются более одарёнными, чем правши. Для оценки одарённости обычно используются тесты дивергентного или латерального мышления, в которых предлагается найти альтернативный или инновационный способ использования какого-нибудь предмета, например, ручки. Также считается, что в творческих профессиях, связанных с искусством, музыкой, архитектурой, левшей почти на 10% больше, чем должно было бы быть среднестатистически. Такую креативность левшей можно объяснить тем, что их мозг более симметричен, и поэтому они могут получать доступ к ресурсам обоих полушарий одновременно. Однако достоверно подтвердить эту гипотезу в системных исследованиях пока не удаётся.

Долгое время изучались различия в интеллекте и уровне IQ у левшей и правшей, но достоверных и однозначных результатов получено не было. Сейчас принято считать, что более важную роль играет последовательность доминантности: у непоследовательных левшей и правшей когнитивные способности, как правило, ниже, чем у последовательных. Правда, различия, выявленные в этих экспериментах, очень малы и варьируются в пределах нормы.

Есть основания предполагать, что левши и правши по-разному воспринимают окружающий мир. В классическом эксперименте перед испытуемыми ставили две коробки, давали им фигурки разных животных и просили поместить животных в одну из коробок. Предварительно были согласованы списки животных, которые нравятся испытуемым. Оказалось, что левши складывали тех животных, которые им нравятся, в левую коробку, а правши - в правую. Это означает, что левши и правши воспринимают пространство по-разному: для левшей левая часть пространства ассоциируется с чем-то хорошим, а для правшей - правая. Интересно, что во многих языках прослеживается только взаимосвязь «правый = хороший». В английском языке сочетание right-hand man означает порядочного человека, которому можно доверять, а вот французским словом gauche (левый) называют что-то странное и неловкое.

Раньше левшей часто переучивали: привязывали левую руку за спиной, били по ней линейкой или отбирали предметы из левой руки и перекладывали их в правую. При переучивании часто ухудшается почерк: у детей формируется тонкая настройка точных движений в детском саду и начальной школе, и смена ведущей руки обычно сказывается негативно. К счастью, сейчас такое происходит гораздо реже. Правша может стать левшой (и наоборот) в случаях, когда травмирована ведущая рука. Взрослым для такой адаптации требуется чуть больше времени, чем детям. У детей вариабельность доминантной стороны сохраняется до шести лет, и часто они одинаково часто используют обе руки для повседневных, но, как правило, не очень сложных действий (например, перекладывают карандаш из руки в руку во время рисования).

Попытки переучить левшу могут иметь последствия. Ранее считалось, что при этом могут возникать нарушения развития речи, например, заикание. Однако современные исследования не нашли этому доказательств. Но насильное переучивание левши в правшу может стать для ребёнка серьёзной психологической травмой.

© Линн Райт, психолог

Впервые опубликовано на сайте ПостНаука

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2019, ссылка на сайт обязательна