Агентство Лангуст [переход на главную]

13/03/2020 Эффект распятого мальчика и поручика Киже. Что заставляет людей распространять фейковые новости
Впервые опубликовано на сайте журнала Forbes.ru

На сайте журнала Forbes.ru была опубликована статья о fake news.

Ниже материалы статьи приведены полностью.

Как и почему распространяются фейковые новости, почему они вообще возникают?

21 августа 1835 года газета The New York Sun опубликовала серию статей об открытии жизни на Луне

Антрополог купить научную и научно-популярную литературу Александра Архипова отвечает, почему существуют ложные новости, кто их распространяет и как они влияют на нашу повседневную жизнь.

Forbes Life побывал на открытой лекции из цикла «Больше, чем экономика» купить книги по бизнесу, организованного совместным бакалавриатом по экономике РЭШ и ВШЭ, и выбрал основные тезисы.

Fake news - центральный термин эпохи постправды, о которой часто говорят социологи и философы. Нашу информационную повестку всё больше формируют социальные сети, которые во многом строятся на распространении слухов и тиражировании мифов. Почему они существуют, кто, как и зачем их распространяет и чем вообще может быть привлекательна ложная информация - невероятно важные вопросы для нашей жизни.

«В Москве 20 тысяч заболевших коронавирусом. Ходим в масках, не ходим в места скопления людей, никуда не ездим, бережём друга, бережём наших близких и запасаемся продуктами. К сожалению, говорят, что будут пустые магазины. Информация более чем достоверная» - это текст без ссылки на источники начал массово распространяться 2 марта по социальным сетям и в мессенджере WhatsApp. Днём и вечером 2 марта родительские чаты были переполнены перепостами этого текста.

Глядя на это классическое фейковое сообщение, многие задаются двумя вопросами: «кто это придумал?» и «кто всё это распространяет?».

Расстанемся с иллюзией, что раньше fake news не было. Мы просто научились их распознавать.

Высказывание «мы живём в эпоху постправды» предполагает, что человечество существует в мире fake news, ранее не существовавших. Мир был строго биполярным, где можно было легко различать фейковые и правдивые новости. Термин «фейковые новости» популяризовал президент США Дональд Трамп, воюя со СМИ, которые он обвинял в распространении заведомо ложной информации.

На самом деле фейковые новости были всегда. Их расцвет совпадает с распространением тотальной грамотности, когда больше 60% населения начинают читать газеты и появляется различная медиапродукция. Исследователи американской конспирологии доказали это, обратившись в издание New York Times и запросив архив писем в редакцию. Они изучили письма читателей с 1880-х годов по 2014 год - почти за 140 лет. Читатели газеты постоянно спрашивали: «Правда ли, что….?» Как оказалось, вопросов про слухи и конспирологические легенды всегда было примерно одинаковое количество. Никакие масштабные потрясения (две мировые войны) не оказывали большого влияния на возникновение подобных вопросов, их поток оставался более-менее постоянным.

Учёные из MIT за 11 лет проанализировали 126 000 цепочек ретвитов, содержащих правдивые и фейковые новости, 3 млн. пользователей. Оказалось, что настоящим новостям надо в 6 раз больше времени, чем фейковым, чтобы дойти до 1500 человек.

От примитивных к более сложным

Все фейковые новости можно классифицировать по истории создания:

Никакого «письма из МВД», естественно, не было. Перепуганному Грищенко хотелось как-то привлечь внимание к предупреждению из родительского чата, поэтому он и сочинил такое вступление. А сама история о «наркожвачках», или «отравленных конфетках», - это классическая городская легенда, встречающаяся в разных культурах: в 1915 году на бельгийском фронте немцев обвиняли в том, что они раздают детям отравленные конфеты. В 1970-е годы то же самое утверждалось про анонимных злодеев, которые во время Хэллоуина раздают яблоки с отравленными лезвиями. А в СССР во время Олимпиады-80 иностранные туристы якобы предлагали советским детям импортные жвачки с лезвиями или с ядом, взрывающиеся ручки и джинсы, заражённые сифилисом.

Уровень образования напрямую не влияет на распространение фейковых новостей

Одна из интуитивных гипотез, казалось бы, согласующаяся со здравым смыслом, предполагает, что фейковые новости распространяют малообразованные люди (и некоторые социологи 1960-х годов так и считали). Для того чтобы проверить это, французский социолог Жан-Ноэль Капферер обратился к исследованию вопроса о том, кто распространяет и поддерживает массовую панику, вызванную фейками. В самом конце 1970-х и в течение 1980-х годов многие европейские страны обошла так называемая вильжуивская листовка - список якобы канцерогенных добавок в популярных соках и газировках купить безалкогольные напитки (и прежде всего «кока-коле»). Этот текст, основанный на фейковых данных больницы в Вильжуиве, вызвал массовую панику и отказ от некоторых продуктов. Капферер опросил 200 «лидеров мнений» - врачей и учителей. Около половины тех и других читали листовку или знали о содержимом. Треть врачей и почти все учители из тех, кто видел/читал листовку, согласились с её содержанием. И самое интересное - почти все врачи и учителя и не подумали позвонить в клинику и проверить данные. Так что само по себе образование большой роли в разоблачении фейков не играет.

Причины массового распространения фейковых новостей

© Варвара Перцова

Впервые опубликовано на сайте журнала Forbes.ru

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна