12/12/2011 «Моссад» и похищение Эйхмана: выставка в Кнессете
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована статья об израильской спецслужбе «Моссад».
Ниже материал статьи приведён полностью.
В Иерусалиме на специальной выставке в Кнессете впервые были представлены экспонаты, имеющие прямое отношение к одной из самых дерзких операций в истории израильских спецслужб - аресту нацистского преступника Адольфа Эйхмана.
Эйхман был захвачен «Моссадом» в 1960 году в Аргентине.

День его похищения 85-летний Рафи Эйтан, один из участников той легендарной операции, спустя полвека помнит в деталях.
Все эти годы даже он, высокопоставленный сотрудник «Моссада», в прошлом министр в правительстве Эхуда Ольмерта, не имел права о них распространяться.
На прошлой неделе руководство «Моссада» приняло решение всё же снять с дела гриф «совершенно секретно».
«Вот этот платок я первым делом накинул на голову Эйхману, чтобы он не смог никого из нас запомнить», - говорит Эйтан, показывая на один из экспонатов.
«Затем я начал быстро проверять шрамы на его теле: мы знали, что у него должен быть, как минимум, один шрам после операции по удалению аппендикса», - продолжает он.
Убедившись, что перед ними тот самый Эйхман, глава оперативной группы Цви Аарони дал сигнал сделать пленнику усыпляющий укол.
Врач-анестезиолог Йона Элиан использовал для этой цели необычный шприц, который также можно увидеть среди экспонатов выставки.
Затем в специальном чемодане , который заранее приготовил ещё один участник операции, Моше Тавор, Эйхмана доставили на борт самолёта.
От наркоза он очнулся уже по пути в Израиль.
Суд справедливости
«Задержание Адольфа Эйхмана и последующий судебный процесс над ним послужили переломным моментом в истории государства Израиль. С этого дня все в мире узнали, что еврейский народ будет и далее вершить суд справедливости над своими преследователями в соответствии с моральными принципами», - заявил премьер-министр Биньямин Нетаньяху, открывая выставку в Кнессете.
Как следует из рассекреченных документов, за непростой операцией на улице Гарибальди в Буэнос-Айресе следило всё руководство Израиля.
Тогдашнего израильского премьер-министра Давида Бен-Гуриона неоднократно предупреждали, что подобные действия на территории Аргентины могут отрицательно повлиять на отношения между странами и даже привести к прямой конфронтации.
Однако Бен-Гурион оказался непреклонен.
«Проведение этой операции имеет важнейшее значение для всего еврейского народа, даже ценой разрыва дипломатических отношений между Израилем и Аргентиной», - писал Бен-Гурион.
Реакция аргентинских властей была предсказуемой: Буэнос-Айрес тут же отозвал своего посла из Тель-Авива и обратился с официальной жалобой в Совет Безопасности ООН.
В самом же Израиле на это никто не обращал внимания, в стране царила эйфория от успеха спецслужб, которая продолжалась и после вынесения Эйхману смертного приговора в декабре 1961 года - логического завершения всей сложной операции «Моссада».
«Выставка в Иерусалиме является лишь первым шагом. Через месяц мы планируем привезти экспонаты в Германию, на ту самую виллу в Ванзее, где Эйхман вместе с другими нацистами планировал «окончательное решение еврейского вопроса», - говорит Йоси Пелед, один из организаторов экспозиции.
«Еврейский Нюрнберг»
По словам Пеледа, многие исторические документы, впервые представленные публике, являются поистине уникальными.

Здесь и поддельные аргентинские номера на автомобиль , в котором сотрудники «Моссада» везли пленника, и билеты на самолёт вместе с паспортами, а также личные вещи Эйхмана: очки
, расчёска, перочинный нож и специальная «ложка» для обуви.
Особый исторический интерес представляет фото Эйхмана, сделанное в самолёте по пути в Израиль, которое более полувека хранила у себя семья командира группы Цви Аарони.
И, наконец, центральные экспонаты судебного дела: стеклянная клетка, в которой на протяжении всего процесса находился подсудимый, печатные машинки и личные записи представителей обвинения.
В израильских учебниках истории суд над Адольфом Эйхманом называют не иначе как «еврейский Нюрнберг».
Ради того, чтобы судебное разбирательство было полностью открытым и справедливым, депутаты Кнессета в 1960 году даже приняли и изменили ряд законов.
Например, немецким адвокатам, выбранным Эйхманом для своей защиты, в исключительном порядке было разрешено выступать в Окружном суде Иерусалима.
После процесса с подачи ряда министров израильская сторона принесла официальные извинения правительству Аргентины за нарушение суверенитета во время ареста Эйхмана.
Тайный визит в Палестину
Открытие выставки в Кнессете организаторы приурочили к 50-й годовщине вынесения приговора нацистскому преступнику.
15 декабря 1961 года суд признал Адольфа Эйхмана виновным в массовых убийствах евреев и приговорил его к смертной казни через повешение.
Спустя считанные месяцы Верховный суд Израиля отклонил апелляцию адвокатов Эйхмана, оставив приговор в силе.
Примечательно, что для самого Эйхмана принудительный визит в Израиль оказался хотя и неожиданным, но отнюдь не первым.
Как следует из документов государственного архива Израиля, в 1937 году Эйхман тайно посетил подмандатную Палестину и даже провёл ряд встреч с лидерами арабской общины.
Находясь на Ближнем Востоке, Эйхман направил в Берлин срочную телеграмму лично Гитлеру.
В ней он настоятельно рекомендовал фюреру не поддерживать идею создания еврейского государства в Палестине.
Как отметил премьер Израиля Биньямин Нетаньяху, для него этот факт стал настоящим сюрпризом.
«Я прекрасно знал, кто такой Эйхман, и хорошо помню этот исторический процесс, но я не думал, что его действия до такой степени повлияли на ход истории. Ведь если бы он тогда не убедил нацистское руководство, то возможно, многие евреи Европы были бы спасены», - заявил Нетаньяху после просмотра экспозиции.
© Евгений Сова
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба