❄🎄❄ банковские продукты для частных лиц и бизнеса ❄🎄❄ ❄🎄❄ дебетовая карта с кешбэком рублями до 25% ❄🎄❄
12/09/2005 В зрелом возрасте учатся иначе, чем в юности
Впервые опубликовано на уже несуществующем сайте inauka.ru
На уже несуществующем сайте inauka.ru была опубликована заметка об особенностях обучения взрослых людей.
Ниже материал заметки приведён полностью.
Особенности обучения людей в возрасте исследуют российские физиологи. Они показали, чем отличается работа мозга немолодых испытуемых, неспособных к полному запоминанию материала, и предположили, как это можно преодолеть.
Учиться нужно смолоду - эту истину наша сегодняшняя жизнь вынуждена постоянно опровергать. Потому что сегодня учиться приходится всем - и в 20, и в 30, и в 50, и позже. Тем, кто хочет остаться профессионально востребованным. Ведь в любую профессию приходят новые технологии, которые требуют новых знаний и умений. А кому-то приходится полностью перепрофилироваться, поскольку прежняя профессия, которой учили в вузе, уже не кормит.
Проблему обучения немолодых людей пытаются решить специалисты Института когнитивной нейрологии. Они поставили перед собой задачу объективно оценить способность стареющего мозга к обучению. Эксперимент поставили на своих же сотрудниках - от 39 до 59 лет. Им предлагалось усвоить некоторый объем знаний - это был список из 20 пар слов на русском и на иностранном языке. Экспериментаторы оценивали время, за которое испытуемые запоминали весь список. Как и ожидалось, чем старше они были, тем больше времени на это уходило, причем в старших возрастных группах некоторые так и не смогли запомнить весь объем материала. Учёные решили выяснить, чем же эти «неспособные» отличаются от других.
Они записали у испытуемых электроэнцефалограмму (ЭЭГ) и сравнили её у «способных» и «неспособных» к полному запоминанию людей одного возраста. Оказалось, что в ЭЭГ у них имеются существенные различия. Во-первых, они касаются основного ритма человеческого мозга при спокойном бодрствовании - альфа-ритма. В то время как «способные» практически все имели хорошо выраженный, устойчивый альфа-ритм, у «неспособных» он был плохо выражен и имел меньшую амплитуду. Такой тип ЭЭГ свидетельствует об активирующем влиянии подкорки на кору и часто встречается при неврозах, астенических состояниях, повышенной тревожности.
Затем физиологам удалось найти различия в частотном составе ЭЭГ - оказалось, что у «неспособных» более медленный так называемый тета-ритм. Частота альфа-ритма тоже отличается - он либо быстрее, либо медленнее, чем у «способных». В ответ на световую вспышку в норме происходит депрессия - подавление альфа-ритма, - которая обычно длится 3-4 секунды, после чего мозг восстанавливается. А у «неспособных» депрессия длится либо слишком долго - до 30 секунд, либо вместо неё происходит десинхронизация.
По-разному мозг испытуемых из разных групп отвечал на умственную нагрузку - обычно при этом также происходит депрессия альфа-ритма. А у большинства «неспособных» умственная нагрузка вызывала не депрессию, а, напротив, усиление альфа-ритма. И еще одно интересное различие. Испытуемых просили отмерить временные интервалы в 5, 10 и 30 секунд, и оказалось, что «неспособные» сильно преуменьшают временные интервалы. Выходит, что заучивание материала идет у них на фоне субъективного дефицита времени, что, конечно, не способствует запоминанию.
Любой из этих признаков отдельно, как подчеркивают исследователи, не говорит ни о какой патологии. Но все они имеют в основе нарушение функции активирующих систем мозга. Хотя ни один из «неспособных» не имел полного набора признаков, у них эти нарушения были выражены гораздо сильнее, чем у «способных».
Но все не так плохо. Вывод, который физиологи делают из своих результатов, внушает оптимизм. Они показали, что неспособность некоторых немолодых людей к полному запоминанию материала - не дефект собственно мышления, а дисфункция активирующих систем мозга. С которой можно бороться. Например, если сама ситуация тестирования вызывает у взрослого обучающегося стресс, его можно заменить самотестированием. При высокой мотивации и развитом в зрелом возрасте чувстве ответственности это не скажется на результате. Иными словами - учиться в возрасте не только нужно, но и можно. Но учить надо по-другому.
© Надежда Маркина
Впервые опубликовано на уже несуществующем сайте inauka.ru