❄🎄❄ банковские продукты для частных лиц и бизнеса ❄🎄❄ ❄🎄❄ дебетовая карта с кешбэком рублями до 25% ❄🎄❄
10/10/2008 Историк: «Битлз» были обычными капиталистами, а не кумирами молодёжи
Впервые опубликовано на сайте INOPRESSA.RU
На сайте INOPRESSA.RU была опубликована заметка о «Битлз» и молодёжи.
Ниже материал заметки приведён полностью.
Легендарная четверка «породила слой инертных подростков-потребителей». Учёному больше импонируют представители движения модов и поборник возрождения народной культуры.
Джону Леннону принадлежит спорное утверждение о том, что «Битлз» популярнее Иисуса Христа , а преданность их поклонников и фанатская истерия достигли таких масштабов, что название этой группы стало синонимом молодёжной культуры свингующих 60-х. Однако историк из Университета Кембриджа возражает, что «Битлз» были не героями контркультуры, а капиталистами, которые цинично эксплуатировали молодёжную культуру в собственных корыстных целях. «Для представления интересов британской молодежи они сделали не больше, чем „Спайс-Герлз“ в 1990-х», - утверждает Дэвид Фаулер.
Многие обозреватели в шестидесятые полагали, что вся молодёжная культура вертится вокруг «Битлз», - говорит Фаулер. Но одна только фантастическая популярность - по которой они, может быть, как сказал в 1966 году Джон Леннон, и превзошли Иисуса Христа - не делает их вожаками поколения.
Истинным первооткрывателем британской молодежной культуры XX века Фаулер называет мечтательного поборника возрождения сельского стиля и любителя народных танцев Рольфа Гардинера, отца дирижера сэра Джона Элиота Гардинера.
У Фаулера, учившегося в Манчестере в 1980-е - в те бурные времена, когда там гремел ночной клуб Hacienda, - сегодня выходит исследование под названием «Молодёжная культура в современной Великобритании» («Youth Culture in Modern Britain»).
Большая часть того, что было написано о «Битлз», - например, что они были в первых рядах молодёжного культурного движения, - по его мнению, не соответствует действительности. «Они были молодыми капиталистами, далекими от участия в становлении молодёжной культуры, которые эксплуатировали её, стимулируя лишь культ кумиров, бессмысленные вопли и слой инертных подростков-потребителей - не более».
Фаулер указывает, что «Битлз» участвовали в таких телешоу, как «Шоу Моркамба и Уайза» (1963 год): «Они на самом деле работали в сфере развлечений для всей семьи, а не на переднем крае молодёжной культуры».
Помимо разоблачения представлений о «Битлз», которые он считает мифическими, Фаулер делает предметом своего рассмотрения движение модов, которое зародилось в пригородах Северного Лондона вроде Стэмфорд-Хилл и Стоук-Ньюингтон и за три года (с 1964 по 1967) распространилось по всей Великобритании, хотя северные моды будто бы носили более длинные волосы и были не похожи на южных, еженедельно появлявшихся в шоу «На старт, внимание, марш!» («Ready Steady Go!»).
Фаулер утверждает, что «субкультура модов была более значительным культурным феноменом, чем „Битлз“, поскольку именно в данной среде образовалось первое мобильное в географическом отношении молодёжное движение, объединившее тысячи молодых людей и девушек».
Такие группы, как «Битлз» и «Роллинг Стоунз», по утверждению Фаулера, просто не были заинтересованы в том, чтобы становиться глашатаями молодёжи.
И действительно, Мик Джаггер именно так и сказал в телеинтервью Уильяму Рис-Моггу. Их интересовали только продажи пластинок.
«Битлз» не породили никакой молодёжной культуры, они породили лишь слой фанатов-подростков (главным образом девушек), который с завершением британских гастролей группы в 1965 году стал никому не нужен».
Значительное место в книге посвящено Гардинеру, который, как утверждает Фаулер, и был тогда истинным героем молодёжной культуры.
В 1920-х, будучи студентом Кембриджа, Гардинер сформулировал принципы «культа молодости», в рамках которого молодые люди могли с большей свободой самовыражаться и ставить под сомнение суждения своих отцов.
Он был очарован набиравшей силу в Веймарской Германии Jugendkultur - с присущими ей путешествиями, сетью молодёжных гостиниц и упражнениями в метании копья - и постарался наладить мосты дружбы с немецкой молодёжью, отправившись с труппой юных исполнителей английских народных танцев в тур по крупным городам Германии.
В Кембридже Гардинер не гнушался плавать нагишом в реке Кэм и вставал по утрам в 6:30, чтобы сделать зарядку.
Этот интеллектуал и любитель Д.Г. Лоуренса пытался скрестить высокую культуру с сельской. Он вывозил своих танцоров далеко за пределы привычных им мест и ездил с ними по шахтерским селениям.
«Он возил этих крайне благовоспитанных студентов в местечки вроде Северного Скелтона, Северного Йоркшира и Дарема, впиваясь глазами в местные типажи. Он пытался создать молодёжную культуру и молодёжные сообщества, для которых не существовало бы классовых границ», - сказал Фаулер.
У Гардинера было много друзей, и на его великосветскую свадьбу в числе прочих были приглашены и горняки.
Впрочем, с течением лет репутация Гардинера несколько потускнела, поскольку некоторые утверждали, что он симпатизировал нацистам.
«Он пытался завязывать дружеские отношения. Он был идеалистом».
Но он не был эдаким чудаком в сандалиях, каким его также иногда пытаются представить, утверждает Фаулер: «Люди, подобные Рольфу Гардинеру, были истинными революционерами от культуры - поп-звездами ещё до появления самого феномена поп-звезды».
© Макс Браун
Впервые опубликовано на сайте INOPRESSA.RU