❄🎄❄ банковские продукты для частных лиц и бизнеса ❄🎄❄ ❄🎄❄ дебетовая карта с кешбэком рублями до 25% ❄🎄❄
07/07/2014 That’s All Right: песня, сделавшая Элвиса Пресли королём
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована заметка об короле рок-н-ролла Элвисе Пресли .
Ниже материал заметки приведён полностью.
60 лет назад вышел первый сингл Элвиса Пресли - так родилась звезда и её легенда. Но почему эта легенда смогла просуществовать так долго? - задаёт вопрос корреспондент BBC Culture.
В начале этого месяца, 5 июля, поклонники Элвиса Пресли отметили славную годовщину - 60-летие первого сингла короля рок-н-ролла. Песня That's All Right, блюзовый номер 1946 года , была записана в 1954 году в рокабильной обработке в Мемфисе, штат Теннесси, в студии Сэма Филипса Sun Studio.
Та запись стала точкой отсчёта для рок-н-ролла, его квинтэссенцией и образцом, по которому меряют все остальные песни. Не то чтобы до этого ничего не существовало - в конце концов, уже были джамп-блюз, ритм-н-блюз, хиллбилли, городской свинг, Айк Тернер и Билл Хейли, в конце концов. Но сингл Элвиса оказался чертой, пересечение которой стало непременным этапом взросления его подростковой аудитории.
Одна из самых знаковых записей XX века продолжается всего 1 минуту 57 секунд. После окончания сессии басист Билл Блэк сказал: «Чёрт. Если это прокрутят по радио, нас выгонят из города». «Не могу даже сказать, что это был за стиль, хотя меня спрашивали несколько раз, - говорит Скотти Мур, который сыграл партию гитары. - И дело даже не в том, что там не было ударника. Думаю, это была смесь разных стилей. Тогда мы говорили (да и сейчас люди так говорят, если спросить, как им что-то удалось): «послушайте, мы просто сделали, что смогли».
Этим летом в очередной раз отмечается и другая, уже печальная дата - 16 августа 1977 года Элвис Пресли умер. Как убийства Роберта и Джона Кеннеди, уход Мэрилин Монро , Джона Леннона или Курта Кобейна , смерть Элвиса прочно врезалась в память как его поклонников, так и простых обывателей. Люди старшего поколения, как правило, помнят, где они были, когда узнали о кончине Элвиса. Более двух десятилтий, с момента рождения рок-н-ролла в 1956 году, Элвис был неотъемлемой частью американской жизни. Ему поклонялись и его боготворили во всём мире. Жизнь без Элвиса было просто невозможно себе представить.
О его смерти мы помним до сих пор. В 2004 году среди британцев провели опрос о самых эмоциональных моментах в жизни. Кончина Элвиса в этом рейтинге попала на 20-е место, пропустив вперёд лишь, например, такие поворотные события в жизни человечества, как падение Берлинской стены, высадка человека на Луну и атаки 11 сентября.
Элвис скончался в период расцвета панк-рока - к этому времени он уже изжил себя как культурная единица. Но его по-прежнему считали буревестником рок-н-ролла, искрой, из которой возгорелось пламя музыкальной, социальной, культурной, сексуальной и социоэкономической революции.
Поучительная история для плохих мальчиков
Панк поставил своей задачей уничтожение Элвиса - или, по крайней мере, всего того, что он олицетворял - однако король рок-н-ролла самоуничтожился первым. Но и теперь, через 37 лет после его смерти, тень Пресли никуда не уходит. Он проник в современный мир странным и необъяснимым образом: при жизни он был поп-идолом, а после смерти стал почти религиозным персонажем: мучеником, принесённым в жертву наркотикам, низкопробному телевидению и сексу. Он вдохновил несколько поколений подражателей, которые считают его практически божеством.
Жизненный путь Элвиса стал идеальным примером воплощения американской мечты в XX веке. Вопреки классическому нравоучительному сценарию, он не сражался против бедности и трудностей, как идеальный рыцарь. Он просто поймал в ладони солнечный зайчик - и проснулся богатым и успешным. Трагическая история Элвиса задевает какие-то важные струнки в человеческой душе. Это история-предупреждение, причём совершенно недвусмысленное: «Я тоже был там, где ты сейчас - а ты станешь тем, чем стал я».
Услышав старую элвисовскую мелодию по радио или в полупустом баре, кто из нас не склонит голову в молчаливом поклоне этой основополагающей - хоть и слишком вездесущей - части популярной культуры? Кто-то, может, даже улыбнётся про себя - несмотря на то, что слышал эти песни миллион раз, и они давно потеряли способность искренне волновать нашу душу. Какая разница? Это Король: перед Его величеством положено склонять голову.
Новая религия
«Смерть Элвиса Пресли в 1977 году привела к постепенному смешению реальности и мифа, так что критики задались вопросом: не станет ли он в итоге объектом религиозного безумия?» - пишет биограф Питер Доггет. Впрочем, любой, даже поверхностный любитель популярной культуры, мог бы предположить, что именно так оно и выйдет. В 1977 году Элвис уже не имел культурной релевантности, но всё равно оставался Элвисом.
Доггет продолжает: «К 1992 году корреспондент Би-би-си по вопросам религии уже вполне мог бы писать книгу „Народ Элвиса“, вопрошая: „Перед нами встаёт серьёзный вопрос - являемся ли мы свидетелями рождения новой религии?“ Элвисизм, пожалуй, со временем будет бороться за место под солнцем с майклоджексонизмом, леннонизмом и, конечно, кобейнизмом».
Культ Элвиса родился сразу после его смерти. Неважно, был это юный и свежий Элвис, или же позднейший король рок-н-ролла в расцвете славы - он мог представать в любом обличии. В опросе, проведённом в 1993 году CNN и журналом Time, каждый пятый американец сказал, что Элвис, возможно, жив. 79% американцев считали, что он умер в 1977 году, 16% были уверены, что он живёт до сих пор, и ещё 5% затруднились с ответом.
Элвис - не только самая яркая американская фигура послевоенного времени, но и поп-божество, по которому меряются все остальные. Элвис был до «Битлз», до «Роллинг Стоунз», до «Секс Пистолз» и до «Нирваны». Поэтому и возникло такое странное ощущение, когда его не стало.
А начиналось всё с That's All Right. Сегодня эта запись остаётся такой же культовой, как и в 50-е. «Как будто тебя переехал грузовик, полный счастья, - так режиссёр Дэвид Линч вспоминает первый раз, когда он услышал эту песню. - Отличный такой грузовик и, знаете, я бы хотел, чтобы каждый мог испытать это чувство. Ну, вы слышали все эти истории о музыкантах, которые впервые слышали Элвиса, хлопали себя по лбу и восклицали: „Чёрт возьми! Вот оно!“ Как будто раскрывались глаза. Вот же оно - только что этого не было, а теперь от него никуда не деться».
© Дилан Джонс
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба