03/11/2009 Власти Британии хотят изменить правила приёма в вузы
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована заметка о концепции развития высшего образования в Великобритании.
Ниже материал заметки приведён полностью.
Лорд Мандельсон, британский министр по делам бизнеса, рассказал об основных положениях новой правительственной концепции развития высшего образования в Великобритании.
Мандельсон заявил, что студенты, которым не удалось сдать на отлично выпускные экзамены, не должны быть лишены шанса получить престижное образование.
Говоря об основных положениях концепции, Мандельсон сделал упор на доступность высшего образования для всех, кто хотел бы его получить - независимо от возраста, социального статуса или материального положения. Министр выступил за то, чтобы университеты предлагали больше программ для работающих студентов; людей, которые хотят учиться дома или получить только начальный курс в выбранном предмете.
По словам министра, первостепенная задача правительства - чтобы все желающие могли получить высшее образование.
«Перед талантами не должны воздвигаться искусственные преграды. Мы ставим перед собой целью добиться такого положения, чтобы в университеты поступали, по меньшей мере, 50% людей от 18 до 30 лет», - сказал Мандельсон.
По способностям
Министр выступил против практики, когда шансы поступить в престижный университет находятся в прямой зависимости от результатов выпускных экзаменов. Мандельсон заявил, что делать выводы о студенте на основании результатов экзаменов - это ошибка. Он призвал университеты при оценке каждого абитуриента учитывать его интересы, учебу в школе и, главное, - его способности.
«Университеты должны больше делать для того, чтобы привлечь молодых людей, и особенно тех из них, у кого есть способности. Я хочу подчеркнуть, что правительство не собирается диктовать университетам, какую плату взимать за обучение. Все студенты должны получить доступ к высшему образованию в соответствии со своими заслугами. Но я считаю, что заслуги - это академическая успеваемость, отношение к учебе и потенциал студента», - сказал Мандельсон.
Кроме потенциала, он считает важным практический аспект образования. Министр заявил о необходимости более тесной связи университетов и фирм, где будут впоследствии работать их выпускники: «Университеты не существуют отдельно от всей остальной жизни, они должны быть встроены в контекст общества и экономики».
Выступление Мандельсона стало официальным объявлением планов британских властей в отношении университетов. Подробный перечень мер будет объявлен весной, после консультаций с правительством.
Плата за обучение
Возможно, до того момента так и останется неясным один из самых важных для британцев вопросов - о плате за обучение. Мандельсон сказал, что на университеты не будет оказываться давления в этом вопросе.
Вряд ли вопрос о повышении платы за учебу прояснится до выборов: ни одной из партий не хочется проводить предвыборную кампанию на фоне обсуждений возможного удорожания учебы в вузах.
Но, по мнению теневого министра образования Дэвида Уиллетса, уйти от обсуждения вопроса денег в дискуссии об образовании всё равно не удастся.
«Речь идет о более широкой проблеме финансирования обучения. Я не думаю, что можно это обсуждать без решения конкретных вопросов. Например, несправедливости ситуации, в которой оказываются студенты, совмещающие работу с учебой. Им приходится показывать более высокие академические результаты в колледжах перед поступлением в университет, куда иначе им просто не попасть», - сказал Уиллетс в интервью Би-би-си.
Дутые аргументы
В самой университетской среде выражают сомнение в том, что озвученные министром меры окажутся сколько-нибудь эффективными. Преподаватель Оксфордского университета Питер Оппенгеймер считает, что, завлекая молодежь в институты, правительство пытается замаскировать проблему безработицы.
«Эти заявления - полная чепуха. Нам не нужно больше студентов, у нас и так некоторые курсы в университетах слабые и бессмысленные. Есть серьезный недостаток в квалифицированных работниках, а не псевдоакадемиков», - сказал Оппенгеймер в интервью Русской службе Би-би-си.
По его словам, причина появления концепции связана с кризисом и предстоящими выборами: «Политики предпочитают сказать: давай запихнем всех безработных молодых людей в университет на учебу. Но это огромная трата денег и огромная фальшь».
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба