Агентство Лангуст [переход на главную]

01/04/2014 Говорим и слушаем правильно
Впервые опубликовано на сайте inoСМИ.Ru

На сайте inoСМИ.Ru была опубликована статья об умении слушать других купить книги по психологии.

Ниже материал статьи приведён полностью.

Категории плохих слушателей

Существуют различные категории людей, которые не умеют слушать. Франсин Эпстайн, эксперт в области межличностных отношений, например, различает три вида слушателей по тому, как они слушают другого человека:

  1. Советчики: те, кто считают, что их собеседник нуждается в совете или помощи.

  2. Жертвы: когда кто-то им рассказывает что-либо, они начинают обдумывать, как это может на них отразиться.

  3. Судьи: те, кто слушают с критических позиций, чтобы потом одобрить или осудить услышанное.

Бернард Феррари в «Наставлении для руководителей по развитию умения слушать» (The executive's guide to better listening) предлагает следующую классификацию слушателей:

  1. Мыслитель: слушает лишь для того, чтобы проверить, совпадают ли мысли остальных с его собственными.

  2. Ворчун: слушает с презрением и в лучшем случае воспринимает диалог как неизбежное зло.

  3. Демагог: его отличительная черта заключается в том, что он предлагает темы, совершенно не относящиеся к делу.

  4. Настойчивый: мужчины и женщины, которые говорят много и ни о чём, меняя свои воззрения в зависимости от хода беседы.

  5. Всезнайка: люди, которые не могут предложить решений, даже если проблема отсутствует.

  6. Актёр: люди, делающие вид, что они внимательно слушают, хотя в действительности их мысли заняты совершенно другим, а обсуждаемые вопросы их совершенно не интересуют.

Во время Второй мировой войны радиопередачи зачастую слушали урывками, из-за чего люди не могли услышать всего, что говорили дикторы. «Люди включают радио слишком поздно, а выключают слишком рано», - говаривали в ту пору в Великобритании. Нечто подобное, похоже, стало происходить и в 2014 году, причём восклицание «Да ты же меня не слушаешь!» стало прямо-таки обиходным. Эдвард Пансет в своей заметке «Мы говорим слишком много и недостаточно слушаем» упоминает это явление с целью самокритики: «Сколько раз, завершив занятия со студентами, я не замечал, что они были скорее занудными, чем нацеленными на то, чтобы помочь им выстроить своё собственное будущее?»

слушать — значит быть готовым измениться

Алекс Ровира, написавший, среди прочих книг, и «Счастливую судьбу» (La buena suerte), решил проанализировать этот вопрос в статье под названием «Уметь слушать, уметь говорить», побывав на лекции журналиста Мануэля Кампо Видаля о том, как правильно слушать. В США тоже есть люди, задающиеся этим вопросом, в частности Николас Карр, автор книги «Что делает интернет с нашими умами?», в которой указывает на то, что люди всё чаще слушают других поверхностно.

Таким образом, стремление к краткости и быстроте изложения может привести к тому, что всё большее число людей будет испытывать трудности при общении со своими собеседниками даже при отсутствии провалов в памяти (на них часто ссылаются люди, утверждающие, что их похитили инопланетяне и насильно удерживали на своих летающих тарелках). Сейчас появляется всё больше центров, где учат правильно слушать, и это весьма показательно, поскольку это качество должно закладываться в нас с рождения.

Пеп Мари, заведующий отделом спортивной психологии в Центре повышения производительности труда в Сан-Кугате в Каталонии, ведёт курсы «Искусство слушать». Их название соотносится с мнением американского психолога Дэниэла Гоулмана, написавшего в своей знаменитой книге «Эмоциональный рассудок» (более пяти миллионов экземпляров были проданы в 30 странах), что умение слушать представляет собой одно из важнейших качеств людей, которые умеют работать с клиентами и управлять как своими, так и чужими эмоциями.

Если говорить о конкретных курсах, которые ведёт Пеп Мари, то их посещают в основном руководители предприятий и организаций, тренеры, преподаватели, «в общем, все те, кто работает с людьми, которых они должны расположить к себе и получить от них желаемый результат», говорит психолог, перу которого принадлежат такие книги как «Счастье - не главная цель» (La felicidad no es el objetivo) и «Учимся у чемпионов» (Aprender de los campeones).

Как только обучаемые занимают свои места, Мари проводит с ним ряд упражнений с целью внушить мысль о том, что самая ужасная глухота - это когда человек сам не желает слышать. Во время одного из упражнений участники распределяются по парам и в течение трёх минут излагают свою точку зрения по вопросу, который может вызвать противоречивые мнения, например: смертная казнь, единобрачие или независимость Каталонии. Во время проведения упражнения действуют три правила: не перебивать говорящего в течение отведённых ему трёх минут, предельно точно воспроизвести всё то, что он только что изложил и, выслушав все его доводы, сказать, можете ли вы особо отметить какую-либо из высказанных им точек зрения. «90% участников не выдерживают этого первого упражнения», отмечает заведующий отделом спортивной психологии.

«По большому счету, мы больше думаем о том, чтобы отстоять собственную точку зрения, чем выслушать других. Поэтому я всегда говорю, что слушать - значит быть готовым измениться, - размышляет Мари. - Сейчас этот вопрос актуален как никогда, поскольку мы слушаем не только мало, но и плохо, что значительно затрудняет работу в коллективе». Из сказанного Мари напрашивается вывод о том, что во время разговора необходимо, прежде всего, искать точки соприкосновения с собеседником, «потому что, если ты будешь искать различия, то, как только обнаружишь хотя бы одно, то тут же перестаёшь слушать и готовишься к тому, чтобы возражать», считает специалист.

Касаясь того, что препятствует нормальному течению разговора, Мари указывает на ряд важнейших психологических функций, присущих разговору. В частности, многим людям не нужно ничего, кроме того, чтобы их выслушали, хотя они сами вовсе не готовы поступать так же по отношению к остальным. Не зря говорил известный британский политик Уинстон Черчилль купить произведения Уинстона Спенсера Черчилля: «Нужна смелость, чтобы встать и выступить, но ещё большая смелость нужна, чтобы сесть и выслушать».

Для того чтобы научиться слушать, наверное, стоит походить на тренинги, поскольку они основаны именно на активном восприятии речи. «Людям всё больше нравится слушать самих себя, чем других, - считает Сирах Бечич, врач-терапевт и одновременно директор школы CoachSi, - поскольку это проще и создаёт видимость активности».

Но слушать - значит не только воспринимать звуки, но также понимать язык движений, тональность голоса, эмоции, то, что сказано и недосказано, соотносить услышанные слова с тем контекстом, в котором они произносятся. Одним словом, слушание - «это многогранный процесс», поясняет специалист, объясняя, что активное слушание предполагает активную работу всех пяти чувств в процессе общения и умение читать между строк. Более того, умение слушать является одним из главных требований к тем, кто проводит тренинги. «Нужно не только услышать другого человека, но и понять его. Именно с этой целью и проводятся тренинги, потому что в реальной жизни нас так не слушают», - размышляет Бечич.

«Слушать кого-либо, - продолжает он, - значит выйти за пределы своего внутреннего мира и соприкоснуться с миром другого человека. Однако, обычно, когда говорит кто-то другой, мы стараемся заставить его побыстрее замолчать, перебивая его чуть ли не на каждой фразе.»

В результате нам нравится лишь начало какого-либо процесса, в том числе и беседы, а всё то, что не вызывает в нас немедленного удовлетворения своей свежестью, приводит к невыносимой скуке, в силу которой мы и прерываем собеседника, о чём говорил выше Бечич… Некоторые психологи также указывают на то, у взрослых людей всё чаще наблюдается невнимание к тому, что говорят другие, а также то, что интернет-культура может лежать в основе того, что всё большее число граждан не в состоянии бегло прочитать длинный текст или выслушать собеседника без провалов в памяти.

«Как врач, я не думаю, что у взрослых наблюдается больший недостаток внимания. Всё дело в том, что сейчас сложнее поддерживать линейное внимание, особенно, если на человека одновременно воздействует целый ряд побудительных мотивов. Но всё же я считаю, что причина этого заключается не в новых информационных технологиях, в совокупности целого ряда факторов», - подчёркивает Бечич, который не только проводит тренинги, но также и работает врачом.

Касаясь данной темы, американский нейроученый Гари Смолл, директор Центра исследования памяти и старения при Калифорнийском университете (США), указывает на то, что интернет и современные технологии в целом укрепляют некоторые нейронные цепи, способствуя тому, что мы в большей степени задействуем мозг и благодаря этому тратим меньше энергии.

При этом Смолл также обратил внимание на то, что передовые технологии приводят к снижению способностей улавливать определённые детали во время беседы, в частности, эмоциональный контекст разговора и стоящий за ним невербальный язык: движения и жесты. Это, в свою очередь, поставило вопрос о том, ведут ли нынешние информационные технологии к усилению наших личных способностей и утрате социальных.

На этот вопрос отвечает Карлес Эшсера, заведующий кафедрой психиатрии и клинической психобиологии Барселонского университета: «В настоящее время с помощью нейронауки пытаются объяснить любое социальное явление, но наш мозг то не изменился и продолжает руководствоваться всё теми же принципами».

И всё же, продолжает он, «до сих пор не было проведено ни одного исследования, которое позволило бы сделать вывод о том, что мы с каждым разом говорим всё быстрее, а слушаем меньше. Это не столько объективные данные, которые можно подтвердить научными методами, сколько личное восприятие ряда людей, разделяющих данную точку зрения».

Эшсера, который также возглавляет научно-исследовательский институт мозга, познания и поведения, указывает, что «именно по этой причине, ввиду отсутствия научных исследований, которые бы подтвердили данную гипотезу, я не могу выступать в качестве эксперта, а лишь высказать свою личную точку зрения, как любой другой человек. Действительно, нервная система имеет ограниченные возможности по обработке и хранению информации, вследствие чего при избыточном её количестве она легко может быть утрачена. Невозможно, например, вести беседу и при этом переписываться по электронной почте или с помощью SMS. Но эту точку многие могут как поддержать, так и отвергнуть».

Аналогичное мнение высказывает завкафедрой психиатрии и относительно растущего невнимания у взрослых, на что указывает ряд авторов (наиболее характерным выражением этого является рассеянность и импульсивность). «Это весьма сложная тема, поскольку при смене критериев диагноза автоматически меняются и процентные показатели. Раньше отсутствие внимания приписывали лишь детям, в то время как про взрослых говорили, что они могут быть импульсивными, рассеянными или испытывающими стресс. Нечто подобное происходило и с аутизмом. До недавнего времени считалось, что в Каталонии отмечено 80 случаев этого заболевания. Однако после того как стали применяться современные методы диагностирования, оказалось, что их число неизмеримо выше: около 1800», - отметил учёный.

Альберт Коста, научный сотрудник Университета им. Помпеу Фабры, также указывает на необходимость проведения дополнительных исследований для выяснения того, действительно ли мы говорим всё больше, а слушаем всё менее внимательно. Учёный долгие годы исследовал те механизмы, которые использует человеческий мозг для надёжной и быстрой обработки устной речи. Считается, что наша диаграмма связей (карта мыслей) состоит приблизительно из 50 тысяч слов, из которых мы обычно используем порядка двух тысяч. Альберт Коста даже подсчитал, сколько времени уходит у нас на то, чтобы превратить мысль в слово: 200 миллисекунд. «Было бы интересно проверить, как сейчас изменился словарный запас у людей. Я считаю, что изменился, поскольку в целом культурный уровень вырос за последние годы», - заявляет учёный.

«В любом случае, мы не стали говорить меньше, чем раньше. Если в 70-80-е годы по субботам по телевизору показывали какую-нибудь киноленту на актуальную тему, то сейчас сплошные теледебаты и рассказы о знаменитостях. И то же самое на радио. Мы действительно живём в эру бурного развития коммуникаций. Наверное, мы говорим всё больше и, соответственно, больше слушаем людей, которые говорят. Но, чтобы утверждать наверняка, необходимо иметь на руках точные цифры». «Что можно сказать с полной уверенностью, - утверждает этот исследователь, несколько лет тому назад доказавший, что владение двумя языками обостряет внимание и препятствует проявлению симптомов болезни Альцгеймера, - так это то, что сейчас люди гораздо больше стремятся к общению. Мы превращаемся в говорящие головы, и то, что каждый может выразить своё мнение, вовсе не плохо, а очень даже хорошо. Благодаря современным технологиям, всё большее людей могут выразить свои мысли и быть услышанными».

Одним словом, необходимо и в дальнейшем прислушиваться к мнению экспертов и ждать более глубоких исследований. А до тех пор лучше всего следовать высказыванию греческого философа Зенона Китийского: «Помните, что природа дала нам два уха и только один рот, как бы указывая на то, что надо больше слушать, чем говорить».

Правда ли, что женщины слушают лучше?

Несмотря на огромный успех книги Аллана и Барбары Пиз купить книги по психологии, психотерапии и саморазвитию «Почему мужчины не слушают, а женщины не понимают географические карты?», которая впоследствии была экранизирована, это требует тщательного обсуждения. По мнению Карлеса Эсшеры, заведующего кафедрой психиатрии и клинической психобиологии Барселонского университета, «с точки зрения неврологии, единственными объективными данными можно считать то, что мужчины в целом имеют пространственное мышление, а женщины вербальное. И всё же, несмотря на то, что женщины обладают большей способностью обработки информации, не означает, что они слушают лучше, они просто извлекают больше информации, чем мужчины».

«Можно сказать, что женщины обладают фотокамерой с большим разрешением, чем мужчины, что позволяет делать им более чёткие фото», - поясняет он. Как считает Эшсера, нейронаука полна ложных мифов, как, «например, миф о том, что мы используем мозг лишь на 10%. Мы используем его на все 100%! - восклицает исследователь. - Доказательством тому является то, что после напряжённого трудового дня мы валимся с ног от усталости». Полной глупостью является и утверждение о том, женщины используют левое полушарие мозга, а мужчины - правое. «Как мужчины, так и женщины используют для умственной деятельности оба полушария, это даже не обсуждается», - категорично заявляет эксперт.

© Антонио Орти

Впервые опубликовано на сайте inoСМИ.Ru

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна