Агентство Лангуст [переход на главную]

Краткая русская грамматика: Слово. Общие сведения

Общие сведения

Слово - это именующая единица языка, сосредоточивающая в себе целый комплекс разнообразных значений и функций. В системе языка слово занимает центральное положение. Это определяется самой природой слова.

  1. Слово предназначено для того, чтобы именовать (называть, означивать - в отдельности и совокупностях - все существующее в мире и в сознании людей, служить знаком понятия и, через ступень понятия, - знаком предмета, явления, признака, состояния, действия, отношения. Этому назначению непосредственно отвечает лексическое значение слова, т.е. то его значение (содержательная сторона), которое соотносит его именно с данным понятием и делает его знаком этого понятия. Так, например, основное лексическое значение слова отец - это «мужчина по отношению к своим детям»; лексическое значение слова белый - «цвета снега»; слова рычать - «издавать глухие и угрожающие звуки». Лексическое значение в слове очень часто бывает сочленено с оценкой называемого - положительной, отрицательной, шутливой, иронической; сравним заключенные в самих словах разные оценки одного и того же в таких случаях, как ложь и вранье, просить и клянчить, юноша и юнец, средне и средненько (сделать что-нибудь) и подобных. Долгая жизнь слова в языке очень часто делает его лексически многозначным; так, например, у слова идти в русском языке существует более 20 лексических значений, у слова язык - более 10 значений, постепенное расхождение которых привело к образованию омонимов (т.е. отдельных, самостоятельных слов, совпадающих в исходной форме и полностью различающихся по своим лексическим значениям, сочетаемости с другими словами и во многих случаях также по системам форм).
  2. Слово как единица языка существует не само по себе, не изолированно, а в составе целого множества в чем-то близких ему единиц, т.е. в составе класса - лексического, грамматического, слово образовательного. Будучи членом грамматического класса, слово сосредоточивает в себе соответствующие характеристики: ему принадлежат все свойства класса и те грамматические категории, которые составляют принадлежность этого класса в целом. Так, например, прилагательному белый принадлежат классное значение непроцессуального признака, а также грамматические категориальные значения рода, числа, падежа, степени сравнения. Являясь носителями общих грамматических значений, все слова того или иного грамматического класса оказываются тесно связанными друг с другом именно как члены данной грамматической общности. Эти связи действуют по многим линиям: по линии развития системы лексических значений слова, возможностей словопроизводства, правил функционирования в составе словосочетания и предложения.

    Как член словообразовательного класса слово сосредоточивает в себе те характеристики, которые принадлежат всем словам, образованным по одному и тому же, общему для всех них образцу. Так, например, все одушевленные имена существительные на -ёнок (котёнок, лосёнок, совёнок и т.д.) объединены значением «невзрослое существо, детеныш»; образованные от качественных прилагательных глаголы на -еть типа бледнеть, синеть, седеть, толстеть, худеть объединены значением приобретения или усиления соответствующего признака («становиться бледным или бледнее», «становиться толстым или толще» и т.д.).

    Вхождение в определенный лексический класс связывает слово с другими членами этого класса общим компонентом лексического значения и - через ступень лексической общности - во многих случаях также сходством синтаксического поведения и возможностями сочетаться с другими словами.

    Как член грамматического, словообразовательного, лексического классов слово подчиняется законам существования этих классов и отражает в себе происходящие в них процессы. В то же время слово само по себе является живой и активно функционирующей единицей языка: оно само может непосредственно реагировать на разнообразные языковые и внеязыковые явления, приобретая новые оттенки значения, новые оценки и новые связи. Однако во всех подобных случаях класс контролирует поведение слова, что-то в этом поведении принимает, а что-то отвергает; в этом заключается определяющее влияние системы на существование входящих в нее единиц.

  3. Слово является единицей, способной давать жизнь новым словам. Опираясь на определенные словообразовательные образцы, слово объединяет вокруг себя свои производные (им мотивированные) слова, организующиеся в словообразовательные цепочки и гнезда (см. § 29). Таким образом, слово само создает для себя ближайшую родственную среду, в которой протекает его существование. Словопроизводственные возможности слов весьма многообразны: они регулируются их принадлежностью к определенному классу, их внутренним строением, их грамматическими и лексическими значениями. В сфере словообразования с наибольшей наглядностью непосредственно проявляется тот внутренний потенциал, который заложен в слове как в именующей единице языка: порождая по продуктивным образцам новые единицы, слово не только и не просто служит пополнению словарного состава языка, но стимулирует и в каком-то смысле регулирует происходящие в нем процессы. Словообразующие возможности слов обращены одновременно и к лексическому составу языка, и к его грамматическому строю.
  4. По своим внутренним свойствам слово является такой единицей, которая стремится к соединению с другими подобными единицами, т.е. к синтаксическим связям. В разных словах заключены разные возможности реализации таких связей. В большей степени такой потенциал заключен в знаменательных словах, в меньшей степени - в служебных (показательно, однако, что даже такие слова, как союзы, предлоги, частицы, междометия, стремятся к обрастанию, к образованию на их основе сочетаний разной степени устойчивости). Знаменательное слово предопределяет свою связь с другим словом всем комплексом своих значений: лексического, грамматического, словообразовательного. На этой основе в языке строится разветвленная система так называемых присловных связей, своих собственных у слов каждой части речи - существительного, прилагательного, глагола, наречия, а внутри этих классов также и у слов отдельных лексико-грамматических групп или просто у отдельных слов. В результате осуществления присловных связей образуются словосочетания, которые имеют свое собственное строение и свои языковые значения. Словосочетание является, таким образом, реализацией синтаксического потенциала знаменательного слова.
  5. Без слова нет языкового общения. Роль слова в формировании сообщения неоднозначна. Можно назвать несколько важнейших функций, которые принадлежат слову как единице, непосредственно участвующей в формировании сообщения.
    • Слово участвует в формировании предложения, входя в специально для этого предназначенный синтаксический образец (тип предложения), в составе этого образца и вместе с ним создает данное, конкретное сообщение. Отношение слов к таким образцам двоякое: они могут или свободно, без каких-либо ограничений входить в такой образец, или подходить к нему избирательно. Существует много таких типов предложений, которые открыты далеко не для всех лексических классов, а иногда только для некоторых, небольших групп слов. Иначе говоря, в очень многих случаях те или иные слова в своем синтаксическом функционировании связаны с определенным типом предложения, с данной его грамматической организацией и семантической структурой.
    • Слова наполняют синтаксический образец содержательно, т.е. обеспечивают осуществление информации. Как бы ни был богат и развит синтаксический строй языка, без лексики синтаксические конструкции мертвы: только во взаимодействии со словами, наполняясь ими, такие образцы обеспечивают реализацию сообщения.
    • В составе предложения слова выступают как такие компоненты сообщения, которые способны распределять между собою главные и второстепенные роли. Средствами выбора слов, их расположения и интонационного подчеркивания говорящий выделяет в своем сообщении важнейшее, противопоставляя его второстепенному или уже известному. Выбором слов и характером их расположения в связном тексте предопределяется стилистическая и экспрессивная окраска сообщения, речи в целом.
    • Облекшись определенной интонацией, слово (в той или иной своей форме) в условиях соответствующей ситуации само легко становится относительно законченным сообщением, т.е. формирует высказывание. Для такого превращения слова в языке не существует никаких ограничений - ни грамматических, ни лексических. В разговорной, обиходной речи, в диалоге такая форма сообщения обычнее, чем обмен законченными грамматически полностью оформленными предложениями.
    • В потоке речи - устной или письменной, в связном тексте слова выполняют функцию скрепляющих единиц. Связная речь (текст) строится не из отдельных, отрывочных предложений, а из вытекающих одно из другого утверждений, отрицаний, вопросов, часто - недомолвок, объединенных единством темы или общей задачей информации. Такие сегменты речи тесно связаны друг с другом, прежде всего, содержательно, и роль смысловых связок при этом выполняют слова - повторяющиеся, близкие по значению или указующие (местоименные; см. § 13). Связная речь имеет, таким образом, единую словесно скрепленную основу.
    • Слово может быть прикреплено к предмету как его обозначение или как информация о его существовании. Именно такова функция слов в названиях произведений мысли, искусства, в информирующих надписях, в названиях самых разнообразных реалий, на вывесках, этикетках, в названиях товаров и т. п. Это слова-указатели, сигнализирующие о том, что «это есть то-то», «это называется так-то», «здесь находится то-то». Такая указательная функция слова, по сути, близка к сообщению, поскольку здесь слово несет в себе определенную информацию; однако при этом отсутствует важнейший признак сообщения - отнесение сообщаемого в определенный временной или модальный план.

Все сказанное свидетельствует о том, какое значительное место занимает слово в системе языка и насколько разнообразны его назначения в этой системе в целом и в составляющих его участках.

Изменяемые и неизменяемые слова, морфологические формы, словоформа, парадигма, склонение, спряжение

Слова делятся на изменяемые и неизменяемые. Неизменяемые слова (например, не имеющие степени сравнения наречия вдруг, дóма, вчера и подобные) выступают всегда в одной и той же грамматической форме; изменяемые слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, качественные наречия) выступают в разных формах. Так, в предложениях Новый дом украшает улицу, Я живу в новом доме, Все они живут в новых домах - слова дом, новый, жить, видоизменяясь, выступают в разных своих формах. Под формами слов, или морфологическими формами, понимаются регулярные видоизменения слов определенных частей речи, выражающие комплекс морфологических значений или одно такое значение, например: форма именительного падежа множественного числа существительного, форма 1-го лица единственного числа настоящего времени глагола, форма сравнительной степени прилагательного или наречия.

Отдельная форма того или иного определенного слова называется его словоформой. Так, одна и та же морфологическая форма именительного падежа множественного числа существительных представлена в русском языке словоформами столы, óкна, стены и т. д., т.е. соответствующими словоформами всех слов данного класса.

Все формы изменяемого слова составляют его парадигму. Термин «парадигма» применяется как к системе всех словоформ определенного слова, так и к словоизменительному типу, характеризующему целый грамматический класс или разряд слов.

В составе парадигм различаются морфологические формы синтетические (простые) - прочитаю, читай, и аналитические (сложные). Аналитическая форма представляет собой сочетание знаменательного и специального служебного слова (формообразующей частицы, вспомогательного глагола быть), функционирующее как одно слово: буду читать (так называемое сложное будущее время), читал бы (сослагательное наклонение), давайте читать (форма совместного действия повелительного наклонения).

Все изменяемые слова делятся на склоняемые и спрягаемые. Склонением называется изменение имен (существительных, местоимений-существительных, прилагательных, числительных, а также причастий) по падежам (см. § 171). Спряжением называется изменение глаголов по лицам, временам и наклонениям (см. § 293).

Морфологические категории

Формы слов объединяются в морфологические категории. Морфологическая категория - это система противопоставленных друг другу рядов морфологических форм с однородными значениями. Например, глагольные формы, обозначающие отнесенность действия к одному из трех временных планов - настоящему, прошедшему или будущему, т.е. формы настоящего, прошедшего и будущего времени объединяются в морфологическую категорию времени. В русском языке выделяются именные морфологические категории рода, одушевленности/неодушевленности, числа, падежа, степени сравнения; глагольные морфологические категории вида, залога, наклонения, времени, лица, а также числа и (в некоторых формах) рода. Количество противопоставленных членов у морфологических категорий различно. Так, в современном русском языке категория рода представлена тремя рядами форм, выражающих морфологические значения мужского, женского и среднего рода; категория числа - двумя рядами форм: единственного и множественного числа; категория падежа - шестью рядами форм (см. § 161).

Различаются морфологические категории словоизменительные, т.е. такие, члены которых могут быть представлены разными формами одного и того же слова, в пределах его парадигмы, и несловоизменительные (или классифицирующие), т.е. такие, члены которых не могут быть представлены формами одного и того же слова. Например, число, падеж, время, наклонение, лицо, степень сравнения - словоизменительные категории. Род в именах прилагательных и в глаголах - словоизменительная категория, а в именах существительных - несловоизменительная (каждое существительное во всех своих формах принадлежит к определенному роду); одушевленность/неодушевленность - также несловоизменительная категория существительных. Среди глагольных категорий несловоизменительной является категория вида: парные однокоренные глаголы совершенного и несовершенного видов - всегда разные слова. Категория залога с этой точки зрения - смешанная (см. § 273).

Части речи

Части речи - это самые крупные грамматические классы слов, характеризующиеся следующими тремя признаками:

  1. обобщенным грамматическим значением, абстрагированным от лексических значений слов и от категориальных морфологических значений;
  2. определенным составом морфологических категорий и общностью в организации парадигм;
  3. общностью основных синтаксических функций.

Например, к классу имен существительных относятся слова, обозначающие предмет (в широком смысле слова), обладающие несловоизменительными категориями рода, одушевленности - неодушевленности и словоизменительными категориями числа и падежа, имеющие парадигму из шести падежных форм единственного числа и шести падежных форм множественного числа, различающихся определенными флексиями, а в предложении выступающие чаще всего в роли подлежащего, сказуемого и объектного распространителя, но способные быть и другими членами предложения.

Традиционным является деление слов на десять частей речи. Все части речи подразделяются на знаменательные и служебные. К знаменательным частям речи относятся имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение-существительное, наречие и глагол; к служебным частям речи - предлоги, союзы и частицы. Десятая часть речи - междометие не принадлежит ни к знаменательным, ни к служебным словам: ничего не называя, междометия непосредственно выражают эмоциональные реакции на те или иные явления действительности.

Среди знаменательных частей речи противопоставлены друг другу с семантической точки зрения, с одной стороны, имя существительное как часть речи, называющая предмет, и с другой - имя прилагательное, глагол и наречие как части речи, по-разному называющие признаки. При этом прилагательное обозначает непроцессуальный признак предмета, глагол - процессуальный признак предмета, а наречие - непроцессуальный признак другого признака либо (реже) предмета. Перечисленные четыре знаменательные части речи являются основными, поскольку они, во-первых, представляют собой продуктивные, открытые классы, постоянно пополняющиеся новыми словами, и, во-вторых, наиболее четко противопоставлены друг другу по всей совокупности различительных признаков частей речи - лексико-семантически, морфологически и синтаксически. В то же время другие знаменательные части речи (неосновные) - имя числительное и местоимение-существительное - непродуктивны, представлены закрытыми непополняющимися рядами слов. Вопрос о границах числительного и местоимения как самостоятельных частей речи, об их месте среди более широких разрядов счетных и местоименных слов (см. § 13) остается в грамматической науке спорным.

В частности, так называемые порядковые числительные (третий, десятый и т.п.) и местоименные прилагательные (какой, чей, мой, который, весь и т.п.), не отличающиеся по своим морфологическим и синтаксическим признакам от прилагательных, рассматриваются в данной книге, вслед за академической «Русской грамматикой» (1980), как особые разряды имен прилагательных, а не как разряды числительных и местоимений. В отличие от знаменательных слов, к служебным частям речи относятся слова лексически не самостоятельные, не являющиеся членами предложения. Лексическое значение служебных слов - предлогов, союзов, частиц - неотделимо от их функций в словосочетании и предложении; не случайно семантическое и функциональное сходство многих служебных слов с аффиксами (ср., например, приставки под-, без-, не- и предлоги под, без, частицу не). Предлоги и союзы служат для выражения различных синтаксических отношений: предлоги выражают отношения существительных (или других слов, выступающих в синтаксической функции существительного) к словам, которым они подчинены; союзы выражают связь между частями сложного предложения, между отдельными предложениями в тексте, а иногда и между членами простого предложения. Частицы служат для выражения синтаксических и модальных значений предложения, а также для образования аналитических форм наклонений глагола.

Лексико-грамматические разряды слов

Наряду с частями речи в морфологии выделяются лексико-грамматические разряды слов. Существует два вида таких разрядов.

  1. Группировки слов определенной части речи, характеризующиеся сходством лексического значения и теми или иными особенностями в образовании форм и в выражении морфологических категориальных значений. Так, среди имен существительных выделяются разряды имен собственных и нарицательных; разряду конкретных существительных противопоставлены разряды существительных отвлеченных, вещественных и собирательных, причем эти противопоставления связаны в первую очередь с особенностями выражения категории числа (см. § 147). Среди имен прилагательных выделяются разряды прилагательных относительных и качественных; последние обладают категорией степени сравнения, образуют краткие формы и имеют ряд других особенностей. В глаголе разряды способов глагольного действия непосредственно связаны с категорией вида и выражением видовой парности (см. § 270); разряды возвратных глаголов связаны с категорией залога; разряд безличных глаголов - с категорией лица. Все такие разряды имеют те или иные особенности и с точки зрения состава глагольной парадигмы. Свои грамматические особенности имеют также разряды качественных и обстоятельственных наречий.
  2. Группировки слов, принадлежащих к разным частям речи и объединяемых на основании семантического или синтаксического сходства. Сюда относятся: а) разряд местоименных слов, т.е. слов, указывающих на предметы, признаки, количества, но не называющих их; наряду с местоимениями-существительными как особой частью речи к этому разряду принадлежат местоименные прилагательные, местоименные числительные и местоименные наречия (см. § 203); б) разряд счетных слов, т.е. слов, обозначающих количество и порядок предметов при счете; кроме имен числительных как особой части речи - названий количеств (три, десять, сто), в том числе неопределенных (много, мало, столько, несколько), к ним относятся счетные (порядковые) прилагательные (например, второй, десятый) и некоторые существительные (например, тысяча, миллион, миллиард, нуль, сотня, десяток, семерка); в) разряд так называемых предикативов, обозначающих состояние и выступающих в роли главного члена безличных предложений, типа Ему весело, Мне больно, На улице холодно, Ему пора ехать и т. п., основную массу таких слов составляют предикативные наречия (см. § 263), меньшую часть - существительные (лень, пора, неохота, жаль и некоторые другие).

Неоднородность парадигм

Парадигмы некоторых изменяемых слов - прежде всего глагола и прилагательного - неоднородны по своему составу. В таких парадигмах выделяются формы, обособленные по своим синтаксическим и морфологическим признакам: причастие - глагольная форма, обладающая морфологическими и синтаксическими признаками прилагательных; деепричастие - неизменяемая глагольная форма, обладающая морфологическими и синтаксическими признаками наречий; инфинитив - неизменяемая глагольная форма, способная обозначать процессуальный признак в отвлечении от его носителя, от конкретных условий проявления и по универсальности своих синтаксических функций сближающаяся с существительным; форма сравнительной степени и обособившиеся в предикативной функции краткие формы прилагательных.

← Вернуться Продолжить →
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна