❄🎄❄ вклад под 23% для подарков на Новый год ❄🎄❄
30/10/2015 Вы правда всё это знаете или прочитали в интернете?
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована авторская статья об иллюзии реальных знаний.
Ниже материалы статьи приведены полностью.
Благодаря интернету у нас может возникнуть иллюзия знания - уверенность в том, что мы знаем о чём-то, хотя в действительности этой информацией не обладаем.
К счастью, подобное заблуждение излечимо, пишет в статье для сайта BBC Future психолог Том Стаффорд.
Интернет пользуется недоброй славой прибежища всезнаек.
Люди, оставляющие комментарии под опубликованными в сети статьями, известные блогеры, да даже ваши бывшие школьные друзья с аккаунтами в Facebook порой производят впечатление напыщенных умников, кичащихся глубинным пониманием того, как устроен мир (и готовыми поделиться этим сакральным знанием с любым, кто захочет их выслушать).
Как выясняется, сам по себе доступ к практически неисчерпаемому источнику информации способен внушить человеку иллюзию собственной мудрости.
По счастью, от такой излишней самоуверенности имеется лекарство.
Как интернет влияет на наше знание о собственном знании - то, что известно психологам как «метапознание»?
Когда вы привираете и осознаёте это, то поступаете, конечно, не очень честно, но, по крайней мере, при этом вы не делаете ошибки в оценке собственных способностей (в нашем случае - в оценке объёма и глубины собственных знаний).
А вот если вы искренне переоцениваете объём собственных знаний, то допускаете ошибку.
Исследователи полагают, что подобная иллюзия в принципе весьма распространена, а доступность интернета приводит к новым её проявлениям.
В недавно опубликованной научной статье Мэтт Фишер из Йельского университета рассматривает определённый тип мышления, известный как трансактивная память.
Суть его заключается в том, что мы перелагаем функцию запоминания - и припоминания - на других людей и даже на неодушевлённые предметы (например, книги).
Если вам когда-либо приходилось оставлять с вечера какую-нибудь вещь рядом с входной дверью, чтобы наутро не забыть захватить её с собой, вы как раз и задействовали трансактивную память.
Побочным эффектом данного механизма является то, что мы путаем знание, приобретённое нами в процессе усваивания новой информации, со знанием, к которому у нас имеется лёгкий доступ благодаря интернету, или с тем знанием, которое усвоено нами весьма поверхностно.
Как указывает Фишер, нам может казаться, что мы понимаем принцип работы автомобиля , но на самом деле мы лишь знаем, какая последовательность действий водителя приводит автомобиль в движение.
Нажмите на педаль газа - машина тронется с места; но осознаёте ли вы при этом, что не знаете, какие именно механические процессы задействованы в её движении?
Фишера с коллегами интересовало, каким образом на данный психологический феномен влияет повсеместная распространённость интернета.
В своём исследовании они просили добровольцев ответить на ряд вопросов фактического характера - например, таких как «Почему существуют часовые пояса?».
Половине участников разрешили искать ответы в сети, прежде чем отвечать, а другой половине пользоваться интернетом запретили.
После чего всем испытуемым задали ещё ряд вопросов (также фактического характера - например, «Почему облачные ночи теплее безоблачных?» или «Как производится уксус?»), и попросили указать, насколько уверенно они себя чувствуют, отвечая на них.
Как и следовало ожидать, добровольцы, которым в первой части эксперимента разрешили пользоваться сетью, были гораздо более уверены в собственных ответах на вопросы из второй части.
Дальнейшие исследования подтвердили, что эти люди действительно полагали себя самих носителями данного знания.
Когда их просили отметить уровень своей уверенности в собственных ответах на шкале, проиллюстрированной якобы сканами активности их головного мозга во время эксперимента (на эту хитрость исследователи пошли, чтобы внушить испытуемым, что за правильные ответы в действительности отвечали они сами, а не сеть), те выбирали более высокий уровень, чем представители контрольной группы.
Эффект уверенности в правильности ответов сохранялся даже тогда, когда контрольной группе ответы подсказывали (в виде материалов из сети), а группе, которой было разрешено пользоваться интернетом, давали задание найти сайт, содержащий данный материал.
По всей видимости, процесс активного поиска информации в сети каким-то образом создавал у участников эксперимента иллюзию того, что найденная информация с самого начала была им известна.
Если чувство контроля над информацией вселяет в людей излишнюю уверенность в собственной эрудиции, то может ли статься, что интернет, в конце концов, превратит всех нас в зануд-всезнаек?
По счастью, другое исследование, также опубликованное в текущем, 2015, году, даёт надежду на то, что этого не произойдёт.
Группа учёных под руководством Аманды Фергюсон из Торонтского университета провела эксперимент, похожий на эксперимент Фишера - с той разницей, что сначала участников просили ответить на ряд вопросов, а потом - в случае, если ответы были им неизвестны - давали им возможность найти нужную информацию в интернете.
При этом членам контрольной группы, не знавшим ответа на какой-либо вопрос, разрешали перейти к следующему.
В данном эксперименте участники с доступом к сети в принципе были менее склонны давать ответы на вопросы, чем участники из контрольной группы - вместо того, чтобы побуждать их к хвастовству собственным знанием, потенциальная возможность найти правильный ответ в интернете заставляла их вести себя сдержанно.
При более пристальном изучении поведения участников этой группы напрашивается вывод о том, что их мотивировал не страх ошибиться с ответом и быть изобличёнными последующим поиском информации в сети.
По словам самих испытуемых, понимание того, что они могут найти правильный ответ в интернете, не делало их менее уверенными в своих знаниях. Тем не менее, они всё равно реже этими знаниями хвастались, чем члены контрольной группы.
Таким образом, человек, осознающий, что правдивость его заявлений можно проверить, склонен высказывать суждения с большей осторожностью.
Отсюда следует вывод: если у вас есть желание и время поставить всезнайку на место, дайте ему понять, что правдивость его заявлений будет тщательнейшим образом проверена.
При этом ваш оппонент, разумеется, всё равно может поискать нужную ему информацию в интернете, но на это у него уйдёт время - и, возможно, он избавится от иллюзии, что сам обладает теми или иными знаниями лишь в силу того, что их можно найти в сети.
Мы всё чаще задаёмся вопросом, меняет ли интернет наше мышление. Как показывает исследование Фергюсон, всемирная сеть усиливает уже имеющиеся у нас представления о доступных нам знаниях.
Интернет может привести к излишней самоуверенности, заставляя нас путать собственные знания с информацией, доступной в сети. Но он же может стать причиной неуверенности, вызывая у нас опасение, что кто-то может проверить точность наших заявлений при помощи той же сети.
Склонность к переоценке собственных знаний, к использованию информации в свободном доступе в качестве суррогата собственного знания и - с другой стороны - беспокойство по поводу того, что нас могут вывести на чистую воду, - все эти черты в разной степени свойственны образу мышления того или иного индивида.
Интернет просто встраивается в эту сложную когнитивную систему, приводя к новым проявлениям мыслительных процессов.
© Том Стаффорд/p>
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба