30/09/2011 Европа, США и Азия: соперничество в области знаний
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о соперничестве в сфере образования между Европой, США и Азией.
Ниже материал статьи приведён полностью.
Соединённые Штаты, Европа и страны с быстро развивающейся экономикой - такие, как Китай - вкладывают всё больше денег в исследования в области высоких технологий и инноваций.
Таким образом, они пытаются создать новые рабочие места взамен тех, что были потеряны в результате экономического кризиса. Страны оказывают финансовую поддержку университетским научным проектам, которые могут иметь коммерческое применение.
Европейский комиссар по исследованиям, инновациям и науке Майре Гогхэган-Куинн говорит, что сейчас было бы немыслимо перестать инвестировать в науку. В обязанности комиссара входит, в частности, поддержка научных идей, которые могут найти быстрое практическое применение в индустрии.
Майре Гогхэган-Куинн объявила о выделении в следующем году примерно 9 млрд. долларов на научные проекты, которые должны пойти на финансирование 16 тысяч европейских университетов, исследовательских команд и частных компаний. Для того чтобы европейские страны могли достойно конкурировать в области здравоохранения, энергетики и цифровых технологий на международном уровне, необходимо создать миллион новых рабочих мест в сфере научных исследований.
Ждать нельзя
Майре Гогхэган-Куинн говорит, что важно не отставать от конкурентов, и подчёркивает «необходимость срочных инноваций».
«В Китае школьники приходят в школу к 6:30 утра, а уходят в 8-9 часов вечера. Они концентрируются на изучении точных, естественных наук и математики. Мы должны задать себе вопрос, готовы ли школьники в европейских странах так много работать», - сказала комиссар ЕС.
«У нас есть конкуренты. И мы должны быть с ними на равных. В странах ЕС должны понять, что экономика, основанная на знаниях, - это экономика, которая приведёт к созданию новых рабочих мест в будущем. Это область, в которую необходимо инвестировать», - добавляет Майре Гогхэган-Куинн.
По её словам, Европа должна последовать примеру США, где научные идеи чаще, чем в Европе, находят коммерческое применение. Комиссар ЕС приводит в пример iPhone и Facebook.
Гогхэган-Куинн говорит, что она особенно хорошо поняла, какие барьеры стоят перед будущими изобретателями в Европе, во время официального обеда в честь вручения Нобелевских премий. В частности, премии был удостоен лауреат, чьё исследование частично финансировал Евросоюз. В своей речи на торжественном приёме он говорил о волоките и бюрократии ЕС, мешавших его работе. «Мне было ужасно стыдно», - признаётся комиссар ЕС.
Она решила, что подобное не должно повториться, и сейчас пытается упростить процедуру подачи заявлений на исследовательские гранты. Она также работает над проектом создания к 2014 году Единой европейской научной зоны, так называемого «Союза инноваций».
Майре Гогхэган-Куинн полагает, что инвестиции в научные исследования и высокотехнологичные индустрии жизненно необходимы, чтобы создать новые рабочие места и способствовать экономическому росту.
«Мы должны иметь возможность сказать людям, которые страдают от экономического кризиса: из этого тёмного туннеля есть выход, и мы покажем вам, где он», - добавила она.
Франция подаёт пример
В Европейском Союзе растёт интерес к проблеме влияния уровня образования населения на экономику.
Организация экономического сотрудничества и развития в сентябре провела первый Глобальный форум, посвящённый «экономике знаний». Министр высшего образования Великобритании Дейвид Уиллетс призвал к уменьшению бюрократических препон, мешающих, в частности, исследованиям в области космоса.
Французское правительство уже выделило примерно 46 млрд. долларов на создание нескольких «инновационных узлов». Они объединяют усилия университетов, больших компаний и исследовательских институтов для создания новых наукоёмких отраслей промышленности.
Это попытка воспроизвести условия, подобные тем, которые привели к созданию Силиконовой долины в Калифорнии. В каком-то смысле эти «инновационные узлы» можно назвать островками цифровой эпохи, сконцентрированными вокруг научных центров, рядом с которыми идёт развитие высокотехнологичных индустрий.
Примером такого «инновационного узла» может служить центр GIANT в Гренобле, в котором будут работать, жить и учиться примерно 40 тысяч человек. Рядом с научными учреждениями расположатся офисы крупных компаний, работающих над коммерческим применением научных идей в области нанотехнологий и зелёной энергетики. Здесь также находится Европейский центр синхротронного излучения (ESRF) и Гренобльская школа менеджмента.
Подобные центры уже существуют в других странах, например, в Великобритании, недалеко от Кембриджа. В швейцарском Цюрихе есть Город науки, а в Сеуле Город цифровых технологий.
Проблемы
Однако «экономика знаний» не всегда охватывает широкие территории. Несмотря на то, что часто говорят о США в целом как о центре инноваций, на самом деле научная деятельность там сконцентрирована вдоль западного и восточного побережий.
Если посмотреть на карту Европы, показывающую число научных патентов, становится очевидным, что научная деятельность сконцентрирована в таких странах как Англия, Франция, Германия и Финляндия.
На этой карте есть пробелы, показывающие полное отсутствие инноваций в некоторых регионах. Их существование может привести к политическим проблемам в Европе, если станет очевидным, что престижные рабочие места создаются лишь в центрах с высоким уровнем инноваций.
На прошлой неделе Международный валютный фонд предупредил, что правительства европейских стран должны инвестировать в сферу образования: нужно не допустить того, чтобы новые рабочие места концентрировались в немногочисленных центрах инноваций.
Скорость перемен
Глава европейского представительства компании Microsoft Ян Мюльфайт отметил, что новые наукоёмкие технологии отличаются от традиционных отраслей промышленности небывалой скоростью роста.
По его словам, правительства, которые хотят поддержать столь быстро развивающиеся индустрии, должны обеспечивать высокий уровень образования молодёжи, способной к творческой деятельности и умеющей быстро адаптироваться к новым условиям.
Мюльфайт приводит в пример Южную Корею. Несколько десятилетий назад правительство этой страны приняло решение значительно повысить уровень инвестиций в сферу образования. Это привело к тому, что теперь страны Запада импортируют южнокорейские машины и телевизоры .
Может быть, неслучайно в Южной Корее существует должность министра экономики знаний.
Роберт Ауманн, лауреат Нобелевской премии, принявший участие в работе Глобального форума Организации экономического сотрудничества и развития, также подчеркнул важность образования.
«Как поощрять инновации? При помощи образования, образования, и ещё раз образования!» - сказал он.
Однако речь не идёт о том, что новые рабочие места в высокотехнологичных областях заменят рабочие места в традиционных индустриях.
Гордон Дей, президент Американского института инженеров-электриков и электронщиков, отмечает, что цифровые индустрии могут привести к феноменальному росту доходов отдельных работников, но далеко не всегда ведут к созданию новых рабочих мест.
А новые рабочие места создавать необходимо.
Китай или Европа?
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, за время нынешнего экономического кризиса 11 млн. человек потеряли работу, половина из них - в Соединённых Штатах. Особенно пострадали низкоквалифицированные работники. Кризис особенно сильно ударил по промышленному производству. Однако новые рабочие места будут предназначены для высококвалифицированных работников с университетским образованием.
Число людей с высшим образованием, окончивших вузы в разных странах, отражает меняющийся баланс влияния в мире.
Если посмотреть на глобальную статистику, то среди выпускников вузов работоспособного возраста (от 24 до 64 лет) 12% получили высшее образование в Китае - это примерно столько же, сколько в Великобритании, Германии и Франции вместе взятых. Однако с большим отрывом по этому показателю лидируют Соединённые Штаты, где высшее образование получили 26% всех выпускников мира.
Южная Корея, обогнавшая по доле выпускников Францию и Италию, занимает в этом списке шестое место.
Это означает, что США и европейским странам приходится соперничать со странами Азии и в сфере образования.
Американские университеты продолжают щедро финансировать научные исследования. В опубликованный в сентябре этого года список 50 университетов мира, где ведутся наиболее значительные научные исследования, вошло 40 американских вузов.
Эти данные подтверждают обнародованные на этой неделе финансовые показатели двух университетов в Бостоне, Гарвардского университета и Массачусетского технологического университета. Только в этих четырёх вузах бюджеты научных исследований в общей сложности составляют 42 млрд. долларов.
«Чрезвычайно важно взаимодействие трёх факторов: инноваций, образования и навыков. Оно помогает как определить проблему, так и найти её решение», - говорит генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития Хосе Анхель Гурия.
«Мы живём в мире жёсткой конкуренции. Мы потеряли столько денег, мы потеряли возможности экспорта, наше благосостояние подорвано. Мы потеряли множество рабочих мест, - сказал он. - Теперь наша задача - перезагрузить экономику, обеспечив её дальнейшее развитие за счёт более наукоёмких отраслей».
© Шон Кахлан
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба