Агентство Лангуст [переход на главную]

30/09/2011 Европа, США и Азия: соперничество в области знаний
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о соперничестве в сфере образования между Европой, США и Азией.

Ниже материал статьи приведён полностью.

Соединённые Штаты, Европа и страны с быстро развивающейся экономикой - такие, как Китай - вкладывают всё больше денег в исследования в области высоких технологий и инноваций.

Таким образом, они пытаются создать новые рабочие места взамен тех, что были потеряны в результате экономического кризиса. Страны оказывают финансовую поддержку университетским научным проектам, которые могут иметь коммерческое применение.

Европейский комиссар по исследованиям, инновациям и науке Майре Гогхэган-Куинн говорит, что сейчас было бы немыслимо перестать инвестировать в науку. В обязанности комиссара входит, в частности, поддержка научных идей, которые могут найти быстрое практическое применение в индустрии.

Майре Гогхэган-Куинн объявила о выделении в следующем году примерно 9 млрд. долларов на научные проекты, которые должны пойти на финансирование 16 тысяч европейских университетов, исследовательских команд и частных компаний. Для того чтобы европейские страны могли достойно конкурировать в области здравоохранения, энергетики и цифровых технологий на международном уровне, необходимо создать миллион новых рабочих мест в сфере научных исследований.

Ждать нельзя

Майре Гогхэган-Куинн говорит, что важно не отставать от конкурентов, и подчёркивает «необходимость срочных инноваций».

«В Китае школьники приходят в школу к 6:30 утра, а уходят в 8-9 часов вечера. Они концентрируются на изучении точных, естественных наук и математики. Мы должны задать себе вопрос, готовы ли школьники в европейских странах так много работать», - сказала комиссар ЕС.

«У нас есть конкуренты. И мы должны быть с ними на равных. В странах ЕС должны понять, что экономика, основанная на знаниях, - это экономика, которая приведёт к созданию новых рабочих мест в будущем. Это область, в которую необходимо инвестировать», - добавляет Майре Гогхэган-Куинн.

По её словам, Европа должна последовать примеру США, где научные идеи чаще, чем в Европе, находят коммерческое применение. Комиссар ЕС приводит в пример iPhone купить технику Apple и Facebook.

Гогхэган-Куинн говорит, что она особенно хорошо поняла, какие барьеры стоят перед будущими изобретателями в Европе, во время официального обеда в честь вручения Нобелевских премий. В частности, премии был удостоен лауреат, чьё исследование частично финансировал Евросоюз. В своей речи на торжественном приёме он говорил о волоките и бюрократии ЕС, мешавших его работе. «Мне было ужасно стыдно», - признаётся комиссар ЕС.

Она решила, что подобное не должно повториться, и сейчас пытается упростить процедуру подачи заявлений на исследовательские гранты. Она также работает над проектом создания к 2014 году Единой европейской научной зоны, так называемого «Союза инноваций».

Майре Гогхэган-Куинн полагает, что инвестиции купить книги по инвестициям и оценочной деятельности в научные исследования и высокотехнологичные индустрии жизненно необходимы, чтобы создать новые рабочие места и способствовать экономическому росту.

«Мы должны иметь возможность сказать людям, которые страдают от экономического кризиса: из этого тёмного туннеля есть выход, и мы покажем вам, где он», - добавила она.

Франция подаёт пример

В Европейском Союзе растёт интерес к проблеме влияния уровня образования населения на экономику.

правильство Франции выделило деньги на создание научных центров инновации

Организация экономического сотрудничества и развития в сентябре провела первый Глобальный форум, посвящённый «экономике знаний». Министр высшего образования Великобритании Дейвид Уиллетс призвал к уменьшению бюрократических препон, мешающих, в частности, исследованиям в области космоса.

Французское правительство уже выделило примерно 46 млрд. долларов на создание нескольких «инновационных узлов». Они объединяют усилия университетов, больших компаний и исследовательских институтов для создания новых наукоёмких отраслей промышленности.

Это попытка воспроизвести условия, подобные тем, которые привели к созданию Силиконовой долины в Калифорнии. В каком-то смысле эти «инновационные узлы» можно назвать островками цифровой эпохи, сконцентрированными вокруг научных центров, рядом с которыми идёт развитие высокотехнологичных индустрий.

Примером такого «инновационного узла» может служить центр GIANT в Гренобле, в котором будут работать, жить и учиться примерно 40 тысяч человек. Рядом с научными учреждениями расположатся офисы крупных компаний, работающих над коммерческим применением научных идей в области нанотехнологий и зелёной энергетики. Здесь также находится Европейский центр синхротронного излучения (ESRF) и Гренобльская школа менеджмента.

Подобные центры уже существуют в других странах, например, в Великобритании, недалеко от Кембриджа. В швейцарском Цюрихе есть Город науки, а в Сеуле Город цифровых технологий.

Проблемы

Однако «экономика знаний» не всегда охватывает широкие территории. Несмотря на то, что часто говорят о США в целом как о центре инноваций, на самом деле научная деятельность там сконцентрирована вдоль западного и восточного побережий.

в гренобльском центре GIANT будут жить и работать 40 тысяч человек

Если посмотреть на карту Европы, показывающую число научных патентов, становится очевидным, что научная деятельность сконцентрирована в таких странах как Англия, Франция, Германия и Финляндия.

На этой карте есть пробелы, показывающие полное отсутствие инноваций в некоторых регионах. Их существование может привести к политическим проблемам в Европе, если станет очевидным, что престижные рабочие места создаются лишь в центрах с высоким уровнем инноваций.

На прошлой неделе Международный валютный фонд предупредил, что правительства европейских стран должны инвестировать в сферу образования: нужно не допустить того, чтобы новые рабочие места концентрировались в немногочисленных центрах инноваций.

Скорость перемен

Глава европейского представительства компании Microsoft Ян Мюльфайт отметил, что новые наукоёмкие технологии отличаются от традиционных отраслей промышленности небывалой скоростью роста.

Китай занимает второе место в мире по количеству выпускников вузов

По его словам, правительства, которые хотят поддержать столь быстро развивающиеся индустрии, должны обеспечивать высокий уровень образования молодёжи, способной к творческой деятельности и умеющей быстро адаптироваться к новым условиям.

Мюльфайт приводит в пример Южную Корею. Несколько десятилетий назад правительство этой страны приняло решение значительно повысить уровень инвестиций в сферу образования. Это привело к тому, что теперь страны Запада импортируют южнокорейские машины и телевизоры купить телевизор.

Может быть, неслучайно в Южной Корее существует должность министра экономики знаний.

Роберт Ауманн, лауреат Нобелевской премии, принявший участие в работе Глобального форума Организации экономического сотрудничества и развития, также подчеркнул важность образования.

«Как поощрять инновации? При помощи образования, образования, и ещё раз образования!» - сказал он.

Однако речь не идёт о том, что новые рабочие места в высокотехнологичных областях заменят рабочие места в традиционных индустриях.

Гордон Дей, президент Американского института инженеров-электриков и электронщиков, отмечает, что цифровые индустрии могут привести к феноменальному росту доходов отдельных работников, но далеко не всегда ведут к созданию новых рабочих мест.

А новые рабочие места создавать необходимо.

Китай или Европа?

По данным Организации экономического сотрудничества и развития, за время нынешнего экономического кризиса 11 млн. человек потеряли работу, половина из них - в Соединённых Штатах. Особенно пострадали низкоквалифицированные работники. Кризис особенно сильно ударил по промышленному производству. Однако новые рабочие места будут предназначены для высококвалифицированных работников с университетским образованием.

доля выпускников из разных стран

Число людей с высшим образованием, окончивших вузы в разных странах, отражает меняющийся баланс влияния в мире.

Если посмотреть на глобальную статистику, то среди выпускников вузов работоспособного возраста (от 24 до 64 лет) 12% получили высшее образование в Китае - это примерно столько же, сколько в Великобритании, Германии и Франции вместе взятых. Однако с большим отрывом по этому показателю лидируют Соединённые Штаты, где высшее образование получили 26% всех выпускников мира.

Южная Корея, обогнавшая по доле выпускников Францию и Италию, занимает в этом списке шестое место.

Это означает, что США и европейским странам приходится соперничать со странами Азии и в сфере образования.

Американские университеты продолжают щедро финансировать научные исследования. В опубликованный в сентябре этого года список 50 университетов мира, где ведутся наиболее значительные научные исследования, вошло 40 американских вузов.

Эти данные подтверждают обнародованные на этой неделе финансовые показатели двух университетов в Бостоне, Гарвардского университета и Массачусетского технологического университета. Только в этих четырёх вузах бюджеты научных исследований в общей сложности составляют 42 млрд. долларов.

«Чрезвычайно важно взаимодействие трёх факторов: инноваций, образования и навыков. Оно помогает как определить проблему, так и найти её решение», - говорит генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития Хосе Анхель Гурия.

«Мы живём в мире жёсткой конкуренции. Мы потеряли столько денег, мы потеряли возможности экспорта, наше благосостояние подорвано. Мы потеряли множество рабочих мест, - сказал он. - Теперь наша задача - перезагрузить экономику, обеспечив её дальнейшее развитие за счёт более наукоёмких отраслей».

© Шон Кахлан

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна