Агентство Лангуст [переход на главную]

29/11/2012 Казачество в России: как дважды войти в одну реку?
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о казаках.

Ниже материал статьи приведён полностью.

27 ноября 2012 г. на людной площади перед Белорусским вокзалом Москвы появились восемь человек в казачьей форме. Уличные торговцы на всякий случай попрятались.

Представлявшийся атаманом Игорь Гуличев охотно разговаривал с появившимися на месте события журналистами, сравнив себя и товарищей с техасскими рейнджерами. По его словам, они намерены заняться пресечением незаконной торговли, удалением с улиц пьяных и борьбой с неправильной парковкой автомобилей аренда автомобиля на курортах России и мира.

По свидетельству корреспондента газеты Metro, его коллег на площади собралось примерно в четыре раза больше, чем казаков. Примерно через час те ушли, никого не тронув.

В тот же день последовало разъяснение властей: ни префектура Центрального округа Москвы, ни полиция не имеют отношения к акции, являющейся «личной инициативой одного из атаманов» (говоря проще, саморекламой).

В заявлении префектуры отмечается, что у дружинников, в том числе казаков, нет полномочий контролировать торговлю и проверять правильность парковки, тем более, кого-либо задерживать.

Буря в стакане воды?

В общем, пустяковый эпизод привлёк большое внимание российских СМИ - по мнению наблюдателей, не случайно.

Казаки сыграли важную и неоднозначную роль в российской истории, побывав и героями, и палачами, и жертвами.

появление казаков у Белорусского вокзала в Москве наделало много шума

В свете разговоров о происходящем последнее время в России «завинчивании гаек» многие опасаются, что даже частичная передача правоохранительных функций казакам, известным консервативно-охранительными и националистическими взглядами и не отягощённых даже той минимальной правовой культурой, какой обладают полицейские, обернётся массовым произволом.

Правозащитник Лев Пономарёв полушутя-полусерьёзно заметил, что скоро, наверное, можно будет получить нагайкой по спине, если пройдёшь мимо церкви, не перекрестившись.

Правда, действия властей пока не дают оснований для тревоги.

Речь идёт, максимум, о возрождении советского института народных дружинников, которые «для солидности» выходили на патрулирование с милиционерами и никакой самостоятельности не проявляли, а если кому-то при этом казачьи аксельбанты нравятся больше красных нарукавных повязок, то не беда.

Да и эти инициативы реализуются ни шатко, ни валко. Многие руководители МВД относятся к ним скептически.

Советские дружинники, как известно, поощрялись дополнительными выходными днями. Непонятно, как можно осуществить это в условиях рыночной экономики, и найдётся ли среди лиц, называющих себя казаками, достаточно бескорыстных добровольцев.

Некоторые эксперты видят за громкими публичными акциями желание активистов получить и «освоить» деньги из государственных фондов, выделяемых на поддержку прокремлёвских НКО.

Смутьяны и опора трона

Современные энтузиасты возрождения казачества упирают на то, что лучших патриотов и государственников за всю историю в России не было, но это, в лучшем случае, полуправда.

Слово «казак» - тюркского происхождения, и не случайно созвучно слову «казах». То и другое обозначало жителя пограничной окраины.

Ермак Тимофеевич, гроза волжских караванов и покоритель Сибири

Донское казачество образовалось в XVI веке из крестьян, бежавших от гнёта на опасный из-за соседства с Крымским ханством, но тёплый и благодатный юг. Историки связывают его формирование с усилением крепостного права и репрессиями при Иване Грозном.

С одной стороны, казаки служили щитом от татарско-турецкой агрессии и получали за это от правительства жалованье деньгами, хлебом, сукном и порохом.

С другой стороны, донские правила около полутораста лет запрещали заниматься земледелием («где пашня, там и барщина»). Царского жалования не хватало, прокормиться набегами на южных соседей, разведением коней, садоводством и ловлей рыбы было трудно, и казаки регулярно нападали на сопредельные русские воеводства, чтобы, по их словам, «пошарпать» и «добыть себе зипунов».

Прежде, чем завоевать для России Сибирское ханство, Ермак Тимофеевич был приговорён к смерти за разбой.

В Смутное время костяк патриотического ополчения Минина и Пожарского составили купцы и посадские люди, а казаки, в основном, занимались грабежами и служили тому, кто больше заплатит.

В 1637 году казаки самовольно взяли турецкую крепость Азов в устье Дона и, хотя война с Турцией на тот момент в виды правительства не входила, целых пять лет удерживали её, игнорируя требования Москвы.

В 1667-1670 годах организованный Степаном Разиным «поход за зипунами», к которому присоединились восставшие крестьяне, едва не закончился всеобщей анархией и крахом государства: как говорили современники, «Москва зашаталась».

В 1707 году, в разгар войны со Швецией, на Дону вспыхнуло восстание Кондратия Булавина.

Разинскую эпопею советские историки рассматривали в категориях классовой борьбы и поднимали на щит, но о восстании Булавина в учебниках говорилось глухо. Превозносить человека, в военное время нанёсшего удар в спину своей стране, было не с руки.

На службе империи

Один из крупнейших деятелей русского XVII века Афанасий Ордын-Нащёкин считал казачество язвой и позором государства и на заседаниях Боярской думы регулярно вопрошал: «Доколе казачишкам деньги и хлеб посылать будем за их воровство?»

герой войны 1812 года Матвей Платов происходил из потомственного казачества, а стал генерал-лейтенантом, графом и кавалером высшего ордена Андрея Первозванного

Однако его преемники сумели найти компромисс.

Уже во время восстания Разина на Дону обозначился раскол между «голутвенными» и «домовитыми» казаками, хотевшими порядка, уважения к собственности и нормальных отношений с правительством. «Домовитые» во главе с атаманом Корнилой Яковлевым схватили Разина и выдали его царскому воеводе Григорию Касогову.

Вопреки свящённому принципу «с Дона выдачи нет», потомственное казачество стремилось избавиться от притекавшей с севера беспокойной голодной вольницы.

На этой основе Москва с ними и поладила.

В XVIII веке казаки получили две важнейшие привилегии: исключительное право владеть землёй в Области Войска Донского и освобождение от налогов, а за это обязаны были нести военную службу со своим оружием и лошадьми, продолжительность и порядок которой определялись специальными законами.

В ту же пору казаки занялись земледелием и сделались весьма зажиточны.

Звание казака стало наследственным, а запись в казаки представителей других сословий была резко ограничена.

Более или менее одновременно с донским казачеством и ещё до присоединения Украины к России в низовьях Днепра возникла Запорожская Сечь купить произведения Николая Васильевича Гоголя. Поскольку запорожцы, в отличие от донцов, не перестали принимать у себя беглых, царское правительство в 1775 году выселило их на Кубань, образовав Черноморское казачье войско. Около пяти тысяч запорожцев не подчинились указу и ушли в Турцию.

На других беспокойных границах империи власти также наделяли людей землёй и привилегиями в обмен на военную службу. Возникли терское, уральское и забайкальское казачество.

Наиболее близким мировым аналогом являлись «граничары», охранявшие границу Австрии с Османской империей.

По традиции, заложенной Николаем I, верховным атаманом Войска Донского считался наследник престола. Наказными атаманами, генералами и полковниками назначались кадровые военные, порой с немецкими фамилиями. Но для казаков была открыта возможность служебного роста вплоть до войскового старшины (подполковника), что давало право на потомственное дворянство. В остальной армии производство солдат в офицеры было редчайшим явлением.

Случались и более впечатляющие карьеры. Герой войны 1812 года Матвей Платов происходил из потомственного казачества, а стал генерал-лейтенантом, графом и кавалером высшего ордена Андрея Первозванного. Полный генерал Лавр Корнилов был сыном простого казака.

Слуги престола

Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Российская империя, вплоть до Первой мировой купить произведения Михаила Александровича Шолохова, но, кроме этого, широко использовались в качестве внутренних войск под девизом: «Шашкой врага унешнего, нагайкой врага унутреннего».

Более подходящие для этого кадры было не найти. Казаки чтили бога, царя и начальство, не любили «смутьянов» и «жидов», что в их глазах было одно и то же, и ни во что не ставили как городскую интеллигенцию, так и «сиволапое мужичьё», которое презирали сильнее, чем дворяне.

Во время Гражданской войны в основном именно казаки «отличились» публичными порками, оставившими несмываемое пятно на репутации белого движения.

Перед сидевшим на коне казаком безоружные демонстранты были абсолютно беззащитны, а ударом нагайки с седла можно было покалечить.

Казачья нагайка символизировала в царской России то же, что в наши дни омоновская дубинка, и запомнилась надолго.

Казаки в Гражданскую

После октябрьского переворота казаки не рвались спасать Россию. Мы никого не трогаем, и пусть нас никто не трогает!

Когда в январе 1918 года к столице Войска Донского, Новочеркасску, подошёл 10-тысячный отряд красногвардейцев и балтийских матросов под командой Рудольфа Сиверса, защищать город явились 147 человек, и то в основном офицеров, юнкеров и гимназистов. Атаман Каледин от такого позора застрелился.

Расплата наступила немедленно. Сиверс первым делом расстрелял две тысячи казачьих офицеров - ветеранов Первой мировой войны. Начались реквизиции хлеба, изнасилования женщин и убийства священников, потом вышел приказ сдать оружие - это на Дону-то! 10 апреля казаки восстали.

Однако и впоследствии Деникину приходилось прикладывать массу усилий, чтобы заставить их повоевать за пределами своей области. В «Очерках русской смуты» купить произведения Антона Ивановича Деникина он всё время жаловался на недисциплинированность и «самостийные» настроения донцов, и особенно кубанцев.

Рейд Мамантова

В августе-сентябре 1919 года казачий корпус генерала Мамантова (через «а», а не через «о») прорвал Южный фронт красных и взял Тамбов и Воронеж. Николай Бухарин впоследствии вспоминал, что большевицкие лидеры уже заготовили «паспорта и пети-мети», а лично он собрался «в Аргентину ловить попугаев».

лихой казак Константин Мамантов

По официальной советской версии, наступление Мамантова выдохлось. Многочисленные документы и свидетельства говорят о том, что на боеспособности корпуса сказались обозы с награбленным добром.

В полном соответствии с исторической традицией, казаки рассматривали рейд как «поход за зипунами». Получив желаемое, они захотели домой, а Москва их мало интересовала.

Мамантов не постеснялся передать по радио открытым текстом, что «везёт богатые подарки тихому Дону».

«Я считал действия генерала Мамантова не только неудачными, но явно преступными. Проникнув в тыл врага, имея в руках крупную массу прекрасной конницы, он не только не использовал выгодности своего положения, но явно избегал боя, всё время уклоняясь от столкновений. Полки вернулись обременённые огромной добычей в виде гуртов племенного скота, возов мануфактуры и бакалеи, столового и церковного серебра», - писал в эмиграции генерал Врангель, считавший, что по-хорошему Мамантова следовало судить.

Есть мнение, что помимо «мануфактуры и бакалеи» в руки казаков попало золото, которое местные «чрезвычайки» не успели отправить в столицу. Во всяком случае, так думало ГПУ, которое вплоть до 1930-х годов арестовывало участников рейда по одному и выбивало из них действительно или якобы припрятанные ценности.

Расказачивание

Большевики ненавидели казаков едва ли не сильнее, чем офицеров и «буржуев», вероятно, потому, что помнили нагайки и считали тех «царскими опричниками». В любом случае, месть была явно неадекватной.

Свердлов ввёл в оборот термин «расказачивание». Троцкий в мае 1919 года издал знаменитый приказ № 100: «Гнёзда бесчестных изменников и каинов должны быть разорены. Каины должны быть истреблены».

Станицы сносились артиллерийским огнём, а пытавшихся спастись добивали из пулемётов. Команды факельщиков поджигали уцелевшие дома.

После похода Мамантова Троцкий приказал не брать казаков в плен, чтобы «отучить от подобных рейдов».

По оценкам исследователей, число жертв расказачивания составило около полумиллиона человек.

«Ряженые»

Попытки возрождения казачества начались в конце 1980-х годов вместе с модой на «Россию, которую мы потеряли». Популяризации казачьей темы сильно способствовали песни Игоря Талькова, Вики Цыгановой и Олега Газманова.

казаки активно участвуют в политике, но большой роли в ней не играют

Борис Ельцин создал при своей администрации управление по делам казачества. Правда, тогда казаков предполагалось использовать не для правоохранительной, а для военной службы.

Появилось множество исторических и псевдоисторических публикаций. Одни авторы провозглашали казаков славой и опорой России, другие утверждали, что они вообще не русские, а особый этнос, и должны сообща с «братскими народами Кавказа» гнать «московских захватчиков».

Намерения инициаторов возрождения казачества могли быть разными, но на практике попытки придать ему официальный статус и функции столкнулись с трудноразрешимыми проблемами.

Дореволюционный казачий уклад основывался на земельной собственности и сословной традиции. Сразу возникли вопросы: могут ли быть казаками жители городов, и если да, то чем они будут отличаться от остального населения? Захотят ли все сыновья казаков быть казаками и посвятить себя службе в армии? Может ли стать казаком любой желающий и должны ли потомки коренных казаков иметь какие-то преимущества, с учётом того, что значительная часть этих потомков рассеялась по всему бывшему СССР, а их место заняли люди, не имеющие к казачеству никакого отношения?

Идея установления монополии местных жителей на владение землёй в Ростовской области и Краснодарском крае была отвергнута как противоречащая конституции. Планы создания особых казачьих частей из призывников с Дона и Кубани спустил на тормозах генштаб, относящийся с подозрением к любым попыткам кого-то выделять в армии и желающий иметь полную свободу рук в деле комплектования войск.

К тому же, образ казака неотделим от кавалерии. В танке или в кабине истребителя он выглядел бы странно.

Согласно закону о полиции, монополия на насилие принадлежит уполномоченным на то представителям государства, никакие активисты-добровольцы применять его к другим гражданам не вправе.

Возникло мнение, что казаки - не столько социальная, сколько идеологическая общность. Кто за великую Россию, православие и сильную власть, тот и казак.

При этом среди людей, называющих себя казаками, есть и сторонники Владимира Путина, и монархисты, и сочувствующие компартии.

По словам лидеров казачьего движения, его ряды насчитывают порядка 700 тысяч человек.

На Дону, Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье обращение к казачьей теме приносит электоральные дивиденды, а атаманы пользуются определённым влиянием. Ключевую роль в казачьем движении заняли отставные военные и милиционеры, предприниматели и чиновники.

По оценкам СМИ, в ряде случаев оно стало прикрытием для ксенофобских настроений, а объявленная казаками «война с криминалом» свелась к попыткам вытеснить другие группировки и самим «держать» рынки и автозаправки.

В остальных регионах оно приняло фольклорно-этнографический характер, и казаков прозвали «ряжеными».

Бояться современного казачества не следует, но и связывать с ним надежды на возрождение России не стоит, считает большинство аналитиков. В одну реку дважды не войдёшь.

© Артём Кречетников

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна