❄🎄❄ банковские продукты для частных лиц и бизнеса ❄🎄❄ ❄🎄❄ дебетовая карта с кешбэком рублями до 25% ❄🎄❄
29/11/2012 Казачество в России: как дважды войти в одну реку?
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о казаках.
Ниже материал статьи приведён полностью.
27 ноября 2012 г. на людной площади перед Белорусским вокзалом Москвы появились восемь человек в казачьей форме. Уличные торговцы на всякий случай попрятались.
Представлявшийся атаманом Игорь Гуличев охотно разговаривал с появившимися на месте события журналистами, сравнив себя и товарищей с техасскими рейнджерами. По его словам, они намерены заняться пресечением незаконной торговли, удалением с улиц пьяных и борьбой с неправильной парковкой автомобилей .
По свидетельству корреспондента газеты Metro, его коллег на площади собралось примерно в четыре раза больше, чем казаков. Примерно через час те ушли, никого не тронув.
В тот же день последовало разъяснение властей: ни префектура Центрального округа Москвы, ни полиция не имеют отношения к акции, являющейся «личной инициативой одного из атаманов» (говоря проще, саморекламой).
В заявлении префектуры отмечается, что у дружинников, в том числе казаков, нет полномочий контролировать торговлю и проверять правильность парковки, тем более, кого-либо задерживать.
Буря в стакане воды?
В общем, пустяковый эпизод привлёк большое внимание российских СМИ - по мнению наблюдателей, не случайно.
Казаки сыграли важную и неоднозначную роль в российской истории, побывав и героями, и палачами, и жертвами.
В свете разговоров о происходящем последнее время в России «завинчивании гаек» многие опасаются, что даже частичная передача правоохранительных функций казакам, известным консервативно-охранительными и националистическими взглядами и не отягощённых даже той минимальной правовой культурой, какой обладают полицейские, обернётся массовым произволом.
Правозащитник Лев Пономарёв полушутя-полусерьёзно заметил, что скоро, наверное, можно будет получить нагайкой по спине, если пройдёшь мимо церкви, не перекрестившись.
Правда, действия властей пока не дают оснований для тревоги.
Речь идёт, максимум, о возрождении советского института народных дружинников, которые «для солидности» выходили на патрулирование с милиционерами и никакой самостоятельности не проявляли, а если кому-то при этом казачьи аксельбанты нравятся больше красных нарукавных повязок, то не беда.
Да и эти инициативы реализуются ни шатко, ни валко. Многие руководители МВД относятся к ним скептически.
Советские дружинники, как известно, поощрялись дополнительными выходными днями. Непонятно, как можно осуществить это в условиях рыночной экономики, и найдётся ли среди лиц, называющих себя казаками, достаточно бескорыстных добровольцев.
Некоторые эксперты видят за громкими публичными акциями желание активистов получить и «освоить» деньги из государственных фондов, выделяемых на поддержку прокремлёвских НКО.
Смутьяны и опора трона
Современные энтузиасты возрождения казачества упирают на то, что лучших патриотов и государственников за всю историю в России не было, но это, в лучшем случае, полуправда.
Слово «казак» - тюркского происхождения, и не случайно созвучно слову «казах». То и другое обозначало жителя пограничной окраины.
Донское казачество образовалось в XVI веке из крестьян, бежавших от гнёта на опасный из-за соседства с Крымским ханством, но тёплый и благодатный юг. Историки связывают его формирование с усилением крепостного права и репрессиями при Иване Грозном.
С одной стороны, казаки служили щитом от татарско-турецкой агрессии и получали за это от правительства жалованье деньгами, хлебом, сукном и порохом.
С другой стороны, донские правила около полутораста лет запрещали заниматься земледелием («где пашня, там и барщина»). Царского жалования не хватало, прокормиться набегами на южных соседей, разведением коней, садоводством и ловлей рыбы было трудно, и казаки регулярно нападали на сопредельные русские воеводства, чтобы, по их словам, «пошарпать» и «добыть себе зипунов».
Прежде, чем завоевать для России Сибирское ханство, Ермак Тимофеевич был приговорён к смерти за разбой.
В Смутное время костяк патриотического ополчения Минина и Пожарского составили купцы и посадские люди, а казаки, в основном, занимались грабежами и служили тому, кто больше заплатит.
В 1637 году казаки самовольно взяли турецкую крепость Азов в устье Дона и, хотя война с Турцией на тот момент в виды правительства не входила, целых пять лет удерживали её, игнорируя требования Москвы.
В 1667-1670 годах организованный Степаном Разиным «поход за зипунами», к которому присоединились восставшие крестьяне, едва не закончился всеобщей анархией и крахом государства: как говорили современники, «Москва зашаталась».
В 1707 году, в разгар войны со Швецией, на Дону вспыхнуло восстание Кондратия Булавина.
Разинскую эпопею советские историки рассматривали в категориях классовой борьбы и поднимали на щит, но о восстании Булавина в учебниках говорилось глухо. Превозносить человека, в военное время нанёсшего удар в спину своей стране, было не с руки.
На службе империи
Один из крупнейших деятелей русского XVII века Афанасий Ордын-Нащёкин считал казачество язвой и позором государства и на заседаниях Боярской думы регулярно вопрошал: «Доколе казачишкам деньги и хлеб посылать будем за их воровство?»
Однако его преемники сумели найти компромисс.
Уже во время восстания Разина на Дону обозначился раскол между «голутвенными» и «домовитыми» казаками, хотевшими порядка, уважения к собственности и нормальных отношений с правительством. «Домовитые» во главе с атаманом Корнилой Яковлевым схватили Разина и выдали его царскому воеводе Григорию Касогову.
Вопреки свящённому принципу «с Дона выдачи нет», потомственное казачество стремилось избавиться от притекавшей с севера беспокойной голодной вольницы.
На этой основе Москва с ними и поладила.
В XVIII веке казаки получили две важнейшие привилегии: исключительное право владеть землёй в Области Войска Донского и освобождение от налогов, а за это обязаны были нести военную службу со своим оружием и лошадьми, продолжительность и порядок которой определялись специальными законами.
В ту же пору казаки занялись земледелием и сделались весьма зажиточны.
Звание казака стало наследственным, а запись в казаки представителей других сословий была резко ограничена.
Более или менее одновременно с донским казачеством и ещё до присоединения Украины к России в низовьях Днепра возникла Запорожская Сечь . Поскольку запорожцы, в отличие от донцов, не перестали принимать у себя беглых, царское правительство в 1775 году выселило их на Кубань, образовав Черноморское казачье войско. Около пяти тысяч запорожцев не подчинились указу и ушли в Турцию.
На других беспокойных границах империи власти также наделяли людей землёй и привилегиями в обмен на военную службу. Возникли терское, уральское и забайкальское казачество.
Наиболее близким мировым аналогом являлись «граничары», охранявшие границу Австрии с Османской империей.
По традиции, заложенной Николаем I, верховным атаманом Войска Донского считался наследник престола. Наказными атаманами, генералами и полковниками назначались кадровые военные, порой с немецкими фамилиями. Но для казаков была открыта возможность служебного роста вплоть до войскового старшины (подполковника), что давало право на потомственное дворянство. В остальной армии производство солдат в офицеры было редчайшим явлением.
Случались и более впечатляющие карьеры. Герой войны 1812 года Матвей Платов происходил из потомственного казачества, а стал генерал-лейтенантом, графом и кавалером высшего ордена Андрея Первозванного. Полный генерал Лавр Корнилов был сыном простого казака.
Слуги престола
Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Российская империя, вплоть до Первой мировой , но, кроме этого, широко использовались в качестве внутренних войск под девизом: «Шашкой врага унешнего, нагайкой врага унутреннего».
Более подходящие для этого кадры было не найти. Казаки чтили бога, царя и начальство, не любили «смутьянов» и «жидов», что в их глазах было одно и то же, и ни во что не ставили как городскую интеллигенцию, так и «сиволапое мужичьё», которое презирали сильнее, чем дворяне.
Во время Гражданской войны в основном именно казаки «отличились» публичными порками, оставившими несмываемое пятно на репутации белого движения.
Перед сидевшим на коне казаком безоружные демонстранты были абсолютно беззащитны, а ударом нагайки с седла можно было покалечить.
Казачья нагайка символизировала в царской России то же, что в наши дни омоновская дубинка, и запомнилась надолго.
Казаки в Гражданскую
После октябрьского переворота казаки не рвались спасать Россию. Мы никого не трогаем, и пусть нас никто не трогает!
Когда в январе 1918 года к столице Войска Донского, Новочеркасску, подошёл 10-тысячный отряд красногвардейцев и балтийских матросов под командой Рудольфа Сиверса, защищать город явились 147 человек, и то в основном офицеров, юнкеров и гимназистов. Атаман Каледин от такого позора застрелился.
Расплата наступила немедленно. Сиверс первым делом расстрелял две тысячи казачьих офицеров - ветеранов Первой мировой войны. Начались реквизиции хлеба, изнасилования женщин и убийства священников, потом вышел приказ сдать оружие - это на Дону-то! 10 апреля казаки восстали.
Однако и впоследствии Деникину приходилось прикладывать массу усилий, чтобы заставить их повоевать за пределами своей области. В «Очерках русской смуты» он всё время жаловался на недисциплинированность и «самостийные» настроения донцов, и особенно кубанцев.
Рейд Мамантова
В августе-сентябре 1919 года казачий корпус генерала Мамантова (через «а», а не через «о») прорвал Южный фронт красных и взял Тамбов и Воронеж. Николай Бухарин впоследствии вспоминал, что большевицкие лидеры уже заготовили «паспорта и пети-мети», а лично он собрался «в Аргентину ловить попугаев».
По официальной советской версии, наступление Мамантова выдохлось. Многочисленные документы и свидетельства говорят о том, что на боеспособности корпуса сказались обозы с награбленным добром.
В полном соответствии с исторической традицией, казаки рассматривали рейд как «поход за зипунами». Получив желаемое, они захотели домой, а Москва их мало интересовала.
Мамантов не постеснялся передать по радио открытым текстом, что «везёт богатые подарки тихому Дону».
«Я считал действия генерала Мамантова не только неудачными, но явно преступными. Проникнув в тыл врага, имея в руках крупную массу прекрасной конницы, он не только не использовал выгодности своего положения, но явно избегал боя, всё время уклоняясь от столкновений. Полки вернулись обременённые огромной добычей в виде гуртов племенного скота, возов мануфактуры и бакалеи, столового и церковного серебра», - писал в эмиграции генерал Врангель, считавший, что по-хорошему Мамантова следовало судить.
Есть мнение, что помимо «мануфактуры и бакалеи» в руки казаков попало золото, которое местные «чрезвычайки» не успели отправить в столицу. Во всяком случае, так думало ГПУ, которое вплоть до 1930-х годов арестовывало участников рейда по одному и выбивало из них действительно или якобы припрятанные ценности.
Расказачивание
Большевики ненавидели казаков едва ли не сильнее, чем офицеров и «буржуев», вероятно, потому, что помнили нагайки и считали тех «царскими опричниками». В любом случае, месть была явно неадекватной.
Свердлов ввёл в оборот термин «расказачивание». Троцкий в мае 1919 года издал знаменитый приказ № 100: «Гнёзда бесчестных изменников и каинов должны быть разорены. Каины должны быть истреблены».
Станицы сносились артиллерийским огнём, а пытавшихся спастись добивали из пулемётов. Команды факельщиков поджигали уцелевшие дома.
После похода Мамантова Троцкий приказал не брать казаков в плен, чтобы «отучить от подобных рейдов».
По оценкам исследователей, число жертв расказачивания составило около полумиллиона человек.
«Ряженые»
Попытки возрождения казачества начались в конце 1980-х годов вместе с модой на «Россию, которую мы потеряли». Популяризации казачьей темы сильно способствовали песни Игоря Талькова, Вики Цыгановой и Олега Газманова.
Борис Ельцин создал при своей администрации управление по делам казачества. Правда, тогда казаков предполагалось использовать не для правоохранительной, а для военной службы.
Появилось множество исторических и псевдоисторических публикаций. Одни авторы провозглашали казаков славой и опорой России, другие утверждали, что они вообще не русские, а особый этнос, и должны сообща с «братскими народами Кавказа» гнать «московских захватчиков».
Намерения инициаторов возрождения казачества могли быть разными, но на практике попытки придать ему официальный статус и функции столкнулись с трудноразрешимыми проблемами.
Дореволюционный казачий уклад основывался на земельной собственности и сословной традиции. Сразу возникли вопросы: могут ли быть казаками жители городов, и если да, то чем они будут отличаться от остального населения? Захотят ли все сыновья казаков быть казаками и посвятить себя службе в армии? Может ли стать казаком любой желающий и должны ли потомки коренных казаков иметь какие-то преимущества, с учётом того, что значительная часть этих потомков рассеялась по всему бывшему СССР, а их место заняли люди, не имеющие к казачеству никакого отношения?
Идея установления монополии местных жителей на владение землёй в Ростовской области и Краснодарском крае была отвергнута как противоречащая конституции. Планы создания особых казачьих частей из призывников с Дона и Кубани спустил на тормозах генштаб, относящийся с подозрением к любым попыткам кого-то выделять в армии и желающий иметь полную свободу рук в деле комплектования войск.
К тому же, образ казака неотделим от кавалерии. В танке или в кабине истребителя он выглядел бы странно.
Согласно закону о полиции, монополия на насилие принадлежит уполномоченным на то представителям государства, никакие активисты-добровольцы применять его к другим гражданам не вправе.
Возникло мнение, что казаки - не столько социальная, сколько идеологическая общность. Кто за великую Россию, православие и сильную власть, тот и казак.
При этом среди людей, называющих себя казаками, есть и сторонники Владимира Путина, и монархисты, и сочувствующие компартии.
По словам лидеров казачьего движения, его ряды насчитывают порядка 700 тысяч человек.
На Дону, Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье обращение к казачьей теме приносит электоральные дивиденды, а атаманы пользуются определённым влиянием. Ключевую роль в казачьем движении заняли отставные военные и милиционеры, предприниматели и чиновники.
По оценкам СМИ, в ряде случаев оно стало прикрытием для ксенофобских настроений, а объявленная казаками «война с криминалом» свелась к попыткам вытеснить другие группировки и самим «держать» рынки и автозаправки.
В остальных регионах оно приняло фольклорно-этнографический характер, и казаков прозвали «ряжеными».
Бояться современного казачества не следует, но и связывать с ним надежды на возрождение России не стоит, считает большинство аналитиков. В одну реку дважды не войдёшь.
© Артём Кречетников
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба