24/02/2009 Советский Бродвей
Впервые опубликовано на сайте INOPRESSA.RU
На сайте INOPRESSA.RU была опубликована заметка о советской субкультуре стиляг.
Ниже материал заметки приведён полностью.
Один из материалов, опубликованных в Sueddeutsche Zeitung, посвящен фильму Валерия Тодоровского «Стиляги» и одноименному молодежному движению, зародившемуся в конце 1940-х годов в Советском Союзе.
В конце 1940-х годов они впервые появились в Москве, Баку, Вильнюсе и Ташкенте: молодые люди в костюмах ярких расцветок, ботинках на платформе, с гладко приглаженными волосами; и девушки в широких юбках и ярко-красными губами. Они называли друг друга «чуваки», продолжает Инго Петц, а главные улицы своих городов - «Бродвей». Они слушали джаз
Глена Миллера и Дюка Эллингтона и стремились наслаждаться жизнью после эпохи лишений. Так автор материала описывает первых представителей так называемых «стиляг» - как пренебрежительно окрестил их в 1949 году на страницах юмористического журнала «Крокодил» фельетонист Дмитрий Беляев.
![карикатура на стиляг](../pic/stilygi.jpg)
Этой разновидности советской субкультуры, говорится в статье, и посвятил фильм режиссер Валерий Тодоровский . Его киномюзикл «Стиляги» долгое время занимал первые строчки российских кинорейтингов, несмотря на то, что создатели картины не слишком озаботились исторической точностью. Дело в том, поясняет издание, что в фильме звучат хиты 1970-х и 1980-х годов. По мнению автора статьи, это было авторским приёмом, призванным помочь современному зрителю, зачастую незнакомому с музыкальными реалиями 1950-х годов, пропустить через себя материал картины.
По словам известного джаз-музыканта Алексея Козлова, советские стиляги не все время посвящали музыке: «Мы читали Хемингуэя , Олдингтона, Дос Пассоса, собирали репродукции импрессионистов»
. Это молодёжное движение, добавляет издание, развивалось под влиянием американских фильмов и музыки 1940-годов: в послевоенные годы в страну вместе с вернувшимися на родину военными и из различных дипломатических ведомств хлынули иностранные пластинки.
Как отмечает автор публикации, «советских стиляг ничуть не смущал тот факт, что пресса и пропаганда даже с наступлением «оттепели» клеймила их как «обезьян», обзывая «грязью» или «опухолью на теле общества». В Советском Союзе должна была существовать одна-единственная молодежная культура - в рамках пионерской и комсомольской организаций.
Культ стиляг, пишет далее автор, постепенно сошёл на нет, особенно после Международного фестиваля молодежи и студентов 1957 года. «Стиляги были вынуждены с сожалением признать, что их стиль уже давно вытеснен рок-н-роллом».
Как отмечает Инго Петц, революционным в фильме Тодоровского является представление идеологии прошлого: комсомольцы в «Стилягах» представлены преимущественно как не вызывающие симпатий зануды, зашоренные серые мыши. «Это для кино не ново, но стало прорывом для большого российского кино, которое вот уже несколько лет только и делает, что выпускает на экраны тяжеловесные исторические блокбастеры, апеллирующие к патриотизму россиян», - резюмирует журналист. По его мнению, Тодоровскому удалось в конце фильма донести основную мысль: на последних минутах картины герои вместе с тысячами хиппи, панков и поклонников хип-хопа выходят на Тверскую, чтобы приветствовать свободу и жажду жизни. «Они танцуют, поют и смеются, идя по улице, ведущей к Кремлю».
© Инго Петц
Впервые опубликовано на сайте INOPRESSA.RU