Агентство Лангуст [переход на главную]

24/01/2018 Что такое метод салями и метод Цицерона и как они помогают в учёбе (и не только они)
Впервые опубликовано на сайте Мел

На сайте Мел была опубликована заметка об обучении детей.

Ниже материалы заметки приведены полностью.

Кэрол Вордерман - британская телеведущая и советник Дэвида Кэмерона по вопросам математического образования.

В своей книге «Как научить ребёнка учиться» купить книги для родителей по воспитанию детей она рассказывает, как школьникам (и младшеклассникам, и подросткам) объяснить самые простые вещи, которые помогут в учёбе. Поиск информации, списки приоритетных задач и даже расписание дня. Да, это всё очень важно.

На самом деле книга Вордерман - это иллюстрированный справочник с множеством таблиц, схем и картинок. Возможно, кому-то покажется, что автор повторяет довольно очевидные и простые вещи: почему важно делить материал на кусочки, повторять, а не учить за раз, работать в команде и соблюдать режим дня. Это простая и понятная инструкция для родителей (и подростков), с чего начать и какие методы обучения вообще есть.

5 типов учеников и способов восприятия информации

предпочтительный метод обучения зависит от вида информации и того, насколько ученик знаком с темой

Довольно часто проблемы с учёбой бывают не из-за того, что кому-то не дано понять логарифмические уравнения или запомнить всех Рюриковичей. Просто вы не нашли подходящую для ребёнка систему обучения и не развили необходимые для его типа навыки. Кэрол Вордерман выделяет несколько типов учеников и одновременно способов обучения:

Самые эффективные - активные методы обучения. Когда вся информация анализируется, ученик задаёт вопросы, изучает дополнительные материалы, чередует и комбинирует разные виды работ по теме. Вот некоторые способы активного обучения:

«Метод салями» и многозадночность

Хорошо организованная подготовительная работа - это половина успеха. Важно знать свои слабые и сильные стороны, поставить цель и, главное, - представлять, как вы собираетесь её достигать. Специалисты по тайм-менеджменту купить книги по саморазвитию рекомендуют «метод салями»: разбить большое задание на много маленьких - всё равно что нарезать колбасу на одинаково ровные ломтики небольшого размера доставка продуктов питания, напитков и других товаров.

Ещё одно интересное наблюдение: оказалось, что так любимая всеми многозадачность снижает активность мозга. Гораздо эффективнее разбить все дела на блоки и выполнять их по очереди, не отвлекаясь ни на что другое.

Тем не менее, правильно составленное расписание - ещё не гарантия выполненного проекта. Чтобы сдавать работу к нужному сроку, школьники должны учиться обратному отсчёту времени. При этом сроки на задачи нужно брать с запасом, чтобы было время внести правки, дописать или даже переписать какие-то части работы.

Как пользоваться списками литературы и искать информацию

Кажется, кто сейчас пользуется библиотеками. Но, по мнению Кэрол Вордерман, они незаслуженно забыты, а ещё библиотека - идеальное место для того, чтобы погрузиться в учёбу с головой (Вордерман называет это «состоянием потока»). А ещё школьники не всегда правильно понимают список рекомендуемой литературы: читать все книги оттуда совсем не обязательно. Нужно выделить основные источники и начать с них. Причём пользоваться дополнительной литературой тоже нужно и полезно - это один из методов активного обучения. Если предстоит работа с большим объёмом информации, поможет навык выборочного чтения: искать ключевые слова и выделять основные моменты текста, сверяясь с оглавлением. Но самым важным навыком обучения Кэрол называет умение находить первоисточники и всегда сверяться с ними. А ещё внимательно проверять качество цитат.

Что поможет лучше запоминать

уникальный психический феномен - сознание человека

Чтобы запомнить всю необходимую информацию, нужно, как ни банально, регулярно её повторять. Вордерман предлагает делать это в конце каждой недели и каждого месяца, выписывая ключевые слова и фразы на отдельные карточки. Нет смысла повторять материал, если у вас нет общего представления о предмете. Усвоить информацию детям помогут такие приёмы:

Не забывайте делать перерывы: младшие школьники должны отдыхать каждые полчаса, а старшие могут заниматься подряд 45-60 минут, после чего рекомендуется сделать паузу на 15-20 минут.

Память и мозг

Получая информацию, мозг кодирует её, после чего она отправляется в память. Когда нам необходимо что-то вспомнить, мы пользуемся долгосрочной памятью, извлекая из неё закодированную информацию. Комбинирование нескольких подсказок и органов чувств называется множественным кодированием. Этот метод позволяет задействовать органы чувств и творческие способности: процесс обучения становится более увлекательным, а материал легче усваивается.

Подсказкой может служить что угодно. Допустим, части тела. Например, запоминая строение атома, можно представить руку как основной элемент, а пальцы - его части. Для стимуляции памяти можно применять не один, а несколько техник повторения.

© Анна Дозорцева

Впервые опубликовано на сайте Мел

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна