23/01/2007 Французы знают, откуда у агента 007 его изящество
Впервые опубликовано на сайте INOPRESSA.RU
На сайте INOPRESSA.RU была опубликована статья о симпатиях французов к Джеймсу Бонду .
Ниже материал статьи приведён полностью.
Джеймс Бонд, кажется, никогда не любил французов, зато французы определённо любят Джеймса Бонда.
Британский тайный агент ездил на британских машинах , носил костюмы
Savile Row и Brioni, сверкал швейцарскими часами
и заказывал русскую икру и норвежский мёд.
Однако говорит он по-французски - по крайней мере, в романе 1953 года «Казино Рояль». Он на дух не переносит английский чай . Он настаивает, чтобы его турнедо «Богарне» был с сыринкой, а водка-мартини сопровождалось французским аперитивом Lillet.
Как было замечено, он пользуется французской зажигалкой и французскими запонками (S.T.Dupont), и в огромном количестве поглощает французский коньяк (Bollinger). У него бывали романы со всеми любимыми французскими актрисами, в числе которых Софи Марсо .
В течение трёх дней на этой неделе французские и иностранные исследователи будут собираться на конференции, спонсированной частично Национальной библиотекой Франции и Университетом Версаля, чтобы всесторонне исследовать, провести психоанализ, подвергнуть критике и удостоить всяческих почестей элегантного героя Яна Флеминга.
Конференция, названная «Джеймс Бонд (2)007: Культурная история и эстетические каноны саги», первый во Франции научный коллоквиум, посвящённый Джеймсу Бонду, занимается «социоантропологией бондианской вселенной».
«Джеймс Бонд представляет собой поразительный культурный феномен, который преодолевает барьеры национальности и политики, - говорит историк Национальной библиотеки Винсент Шениль, который помогал в организации конференции, начавшейся в четверг. - Он очень человечен. Его недостатки узнаваемы».
Юбер Бонэн, специалист по экономической истории из Бордо, который говорил о «бедствии капиталистического заговора и злоупотребления силой», имеет другое объяснение: «У нас во Франции существует миф спасителя, который воплощался в облике Бонапарта, Де Голля, - говорит он. - Здесь мы тоже видим „героя, ниспосланного провидением“. Джеймс Бонд - очень убедительная фигура для Франции».
Эта конференция стала прорывом для французского академического общества. Умберто Эко , Кингсли Эмис и Филипп Ларкин писали очень серьёзные работы о Бонде, но французская интеллигенция долго шла к тому, чтобы заняться международной поп-культурой.
Говоривший по-французски Флеминг , чьи романы о Бонде были много десятилетий назад переведены на французский, никогда не считался высококлассным писателем. Французские киноведы концентрируются на «элитарных» режиссёрах, таких как Трюффо и Хичкок
. К фильмам о Бонде относились как к сугубо коммерческим проектам, которые, будучи сняты разными режиссерами, не обладают ни художественной ценностью, ни тематическим единством.
«Эта конференция революционна, - говорит Люк Шанкленд, преподаватель отделения культурологии и СМИ в Сорбонне, который пишет докторскую диссертацию по Бонду и британскому культурному самосознанию. - Привнести этот артефакт популярной культуры в высоколобую среду Национальной библиотеки - это своего рода провокация. В интеллектуальных кругах считалось табу говорить, что тебе нравится Джеймс Бонд».
Однако на политическом и общественном уровне французы ценили Джеймса Бонда. Шон Коннери, который женат на французской художнице и снялся в семи фильмах о Бонде, является кавалером Французского почетного легиона и командором искусств и изящной словесности.
По французскому телевидению часто показывают фильмы о Бонде. В прошлом месяце 7,1 млн. зрителей посмотрели «Целого мира мало» по ведущему французскому каналу TF1. Фан-клуб Бонда издает журнал под названием Le Bond и организует поездки на места действия книг и фильмов.
Ещё в 1973 году Жан-Поль Бельмондо спародировал Бонда в фильме «Великолепный» Филиппе де Брока.
Картину «Казино Рояль», премьера которой состоялась в ноябре, увидели более трех миллионов человек во Франции. Девушку Бонда играет Ева Грин - в реальной жизни наполовину француженка. Во французских журналах печатались подробные рассказы о её воспитании во Франции, любимых парижских ресторанах и бутиках и о её любви к матери, известной французской актрисе Марлен Жобер.
Волны от фильма расходятся далеко. В одном эпизоде Бонд подробно озвучивает свой заказ мартини - три части джина Gordon, одна часть водки, полмеры Lillet . Всё это взболтать со льдом и подать с тонким ломтиком лимона. Этот рецепт из романа Флеминга заставил вспомнить малоизвестный французский аперитив, который производится близ Бордо с 1872 года.
«Мы небольшая компания, и наши дистрибьюторы обычно говорили нам: „Lillet? Это старо“, - говорит Брюно Бори, глава Lillet. - Фильм придал этой марке новый импульс. Это изменило наше место на карте».
В прошлом месяце французская компания по продаже аксессуаров S.T.Dupont представила два «портфеля соблазнителя» в стиле Джеймса Бонда. В «мини-портфель соблазнителя» стоимостью 3880 долларов входит бутылка шампанского собственного производства S.T.Dupont, два бокала, зажигалка Dupont и металлическая табличка для двери комнаты отела «Не беспокоить». Модель делюкс за 25800 долларов представляет собой чемодан из буйволовой кожи с приборами для икры, ведерком для льда, MP3-плеером
, вазой «Баккара» и свечами.
На парижской конференции выступающие поражали воображение публики подробностями. Некоторые сожалели, что фильм «Казино Рояль» не был снят во Франции, где происходят события одноименной книги.
Что касается его кулинарных вкусов, то Бонд - «никудышный знаток вина», сказала Клэр Диксо, исследователь из Европейского центра аудиовизуальных исследований. Он ни разу не заказал «меню по гастрономическим правилам», - говорит она. «Как в своей работе, так и за столом Бонд постоянно находится в поисках истины».
Среди других тем конференции были «Швейцария как финансовый рай в произведениях о Бонде», «Геополитика Джеймса Бонда», «Эволюция женского образа в произведениях о Джеймсе Бонде» и «Метаморфозы и постоянство личности Бонда».
Некоторых поклонников Бонда излишняя серьёзность учёных развеселила.
«Поразительна склонность некоторых людей настолько серьезно говорить о многих вещах, - говорит сценарист французской пародии на фильмы о Бонде „ОСС 117. Каирское гнездо шпионов“ Жан Франсуа Гален. - В своём фильме мы высмеиваем колониальное снисходительное восприятие мира во Франции. Мы смеёмся над фильмами о Бонде. Но я думаю, при желании, можно ко всему отнестись серьёзно».
© Элен Сциолино
Впервые опубликовано на сайте INOPRESSA.RU