22/07/2013 Королевский наследник, которого ждёт роль реформатора
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о первенце герцога Кембриджского Уильяма и герцогини Кембриджской Кэтрин.
Ниже материал статьи приведён полностью.
Подобные события в новейшей истории происходили примерно раз в 30 лет - рождение ребёнка, который сразу занимает своё место в прямой линии на наследование британского престола.
В 1948 году это был принц Чарльз, в 1982-м - принц Уильям, и вот 22 июля 2013 года на свет появился принц Кембриджский.
Как правило, появление любого новорождённого толкает близких на размышления о его будущем.
В некотором смысле, будущее принца Кембриджского выглядит гораздо определённее любого другого ребёнка.
Если только в Британии не случится революция, ему уготовано рано или поздно стать главой одной из самых старых наследственных монархий в мире.
Проверка обычным миром
Его жизнь будет защищена от многих проблем, с которыми остальным смертным приходится сталкиваться каждый день. Но при этом его положение несёт с собой свои трудности и вызовы, порой требующие большой подготовки, чтобы достойно справиться с ними.
Когда столько всего подносится вам на тарелочке с голубой каёмочкой, любым членом королевской семьи, не страдающим душевной чёрствостью - что, надо сказать, нельзя отнести ко всем предкам новорождённого принца, - может овладеть неверие в собственные силы. Благодаря своему положению в обществе они окружены выдающимися и знаменитыми людьми - и им не нужно доказывать, что они достойны такой компании.
Пожалуй, именно эта особенность наследственной системы власти вызывает наибольшее возмущение у сторонников республиканских взглядов и меритократии.
Поэтому так важно - и это понимают те, кто окружает принцев Уильяма и Гарри, - дать юным членам королевской семьи возможность попробовать себя в обычном мире; важно, чтобы их чувство собственного достоинства было основано на их достижениях, а не на высокомерном принятии существующего положения вещей.
Брать пример с прабабушки
Достижения Уильяма и Гарри связаны в первую очередь с их военной карьерой: старший брат является пилотом Королевских ВВС, а младший служил в Афганистане.
Со временем те же принципы должны быть применены при воспитании самого нового члена британской королевской семьи.
То, что принц Кембриджский - в своём роде особенный ребёнок, мало у кого вызывает сомнения. Но, по мере того как он будет взрослеть, он не должен совершить ужасной ошибки и поверить в то, что «особенный» означает «лучший».
Ему следует брать пример с отца, деда и прабабушки, каждый из которых заслужили уважение тем, как они выполняют выпавшие им роли. И неудивительно, что тут в первую очередь на ум приходит его прабабушка, Елизавета II, которая несёт монаршее бремя с удивительным смирением и даже самоотверженностью.
Стремление к нормальности
Но это всё - дело будущего, порой весьма отдалённого. Однако с одной проблемой принцу Кембриджскому придётся столкнуться в весьма юном возрасте - с осознанием того, что всю свою жизнь он будет объектом повышенного общественного интереса и пристального внимания.
Уильям не понаслышке знает, что это такое. Он изо всех сил постарается сделать так, чтобы детство его сына не прошло под постоянным давлением мировых СМИ, которые видят в молодом поколении британской королевской семьи волшебный магнит для привлечения читателей и повышения рейтингов.
Кэтрин тоже уже приходилось сталкиваться с беспардонным и ненасытным любопытством прессы, и она не менее мужа постарается сделать так, чтобы её первому ребёнку было обеспечено как можно более «нормальное» детство.
И тут у неё есть одно важное преимущество - её собственная семья, члены которой близки друг другу и обладают сильным характером.
С одной стороны, Миддлтоны проявили завидное упорство в достижении своих целей в жизни, с другой - продемонстрировали завидное достоинство и скромность, став близкими родственниками королевы.
Если кто-то из них и вызывает некоторые сомнения, то это младшая сестра Кейт, Пиппа - но это уже совсем другая история.
Будущий реформатор
Уже много было сказано по поводу того, что принц Кембриджский станет первым наследником британского престола, воспитанным на ценностях английского среднего класса, образцом которых может служить сама Кейт.
И вряд ли кто-то может серьёзно сомневаться в том, что юному отпрыску королевской семьи, с рождения оказавшемуся в эксклюзивном привилегированном мире, будет полезно перенять от Миддлтонов некоторую долю их приземлённости и самодисциплины.
Кэрол Миддлтон будет единственной бабушкой мальчика, и можно предположить, что она окажет на него существенное влияние, особенно принимая во внимание её близость со старшей дочерью.
Вполне вероятно, что через какое-то время у принца Кембриджского появится брат или сестра. Но вряд ли у Уильяма и Кейт будет больше двух детей - похоже, британская королевская семья осознала, насколько проблематично иметь много братьев и сестёр, каждому из которых нужно придумать определённую роль.
Так что в ближайшем будущем новорождённому просто предстоит быть объектом общественного любопытства, а затем он должен будет взять на себя задачу по омоложению и реформированию этого древнего института, каковым является самая знаменитая наследственная монархия в мире.
К немалой досаде республиканцев, можно смело предположить, что лет через 50 родившийся 22 июля 2013 года мальчик сядет в золочёную карету и отправится в Вестминстерское аббатство на собственную коронацию, чтобы продолжить монархическую линию, насчитывающую уже более тысячи лет.
Так что добро пожаловать в этот мир, юный принц Кембриджский!
И, не поступаясь присущими каждому корреспонденту Би-би-си принципами объективности и беспристрастности, я хочу пожелать тебе удачи.
Несколько необычных фактов про детей из королевских семей
Рождение ребёнка в королевской семье традиционно отмечается салютом из 41 залпа , что является символом уважения и приветствия. В Лондоне салютные установки размещаются в Гайд-Парке и в Тауэре. Когда родился герцог Кембриджский, королевская конная артиллерия в ознаменование его появления на свет произвела салют из 41 залпа в Гайд-Парке.
Когда-то при родах ребёнка королевской семьи должен были присутствовать министр внутренних дел, дабы новорождённого не подменили. От этого обычая отказались в 1948 году, когда родился принц Чарльз, так как было решено, что такая практика «не является ни требованием закона, ни конституционной необходимостью».
Объявление о рождении нового наследника трона размещается на подставке во внешнем дворе Букингемского дворца. Эта традиция соблюдается и сейчас - в эпоху масс медиа, когда о рождении также объявляет королевский веб-сайт.
Раньше такие дети появлялись на свет в частных домах или в королевских резиденциях. Королева родилась по адресу Брутон-стрит 17, в лондонском доме своего дедушки и бабушки по материнской линии. Принц Уэльский, герцог Йоркский и граф Уэссекский родились в Букингемском дворце, а их сестра, старшая дочь английского короля, появилась на свет в Кларенс-хаусе (Вестминстерская резиденция членов королевской семьи - прим. перев.). Однако герцог Кембриджский и принц Гарри родились в Паддингтоне в больнице Сент-Мэри.
Имена, присвоенные новорождённым из королевской семьи, обычно не сразу сообщают публике, которая порой несколько дней вынуждена строить догадки. Когда в 1988 году на свет появилась принцесса Беатриса, её имя стало известно лишь спустя две недели. Когда в 1982 году родился Уильям, его родители принц и принцесса Уэльские лишь через семь дней решили, как его назвать, и объявили имя новорождённого. А вот имя самого принца Уэльского оставалось загадкой целый месяц, и объявили его лишь перед крестинами, состоявшимися в музыкальной комнате Букингемского дворца в декабре 1948 года.
Детям из королевской семьи часто дают три или четыре имени в честь родственников. Герцог Кембриджский при крещении получил имя Уильям Артур Филипп Луи, а его отца назвали принц Чарльз Филипп Артур Джордж.
Членам королевской семьи, имеющим право на титул «его (её) королевское высочество» (принц или принцесса), фамилия не нужна. Но всякий раз, когда требуется фамилия, например, при заключении брака, они берут фамилию Маунтбеттен-Виндзор.
Рождение ребёнка в королевской семье регистрируется как обычно, хотя министр внутренних дел обязан уведомить об этом некоторых официальных лиц, включая мэра Лондона, губернаторов Северной Ирландии, Нормандских островов и острова Мэн. Главный помощник королевы, её личный секретарь сэр Кристофер Гейдт информирует генерал-губернаторов заморских территорий. Кроме того, новость о рождении будущего монарха сообщают глашатаи.
Георг V в 1917 году издал указ о том, что титул «его (её) королевское высочество» присваивается только детям монарха, детям сыновей монарха и старшему сыну старшего сына принца Уэльского. Однако в этом году королева постановила, что если у герцога и герцогини Кембриджских появится дочь, она получит титул принцессы. Официальное объявление об этом, опубликованное в London Gazette, гласит: «Королева своей жалованной грамотой, скреплённой большой государственной печатью и датированной 31 декабря 2012 года, имеет удовольствие объявить о том, что все дети старшего сына принца Уэльского будут иметь титул и регалии королевского высочества с титулярной приставкой принц или принцесса перед данными при крещении именами и прочие почётные титулы такого рода».
Когда родился Уильям, он был принцем Уильямом Уэльским, и его дети тоже будут Кембриджские, как и он. Соответственно, их имена будут звучать так: его королевское высочество (имя) принц Кембриджский, или её королевское высочество (имя) принцесса Кембриджская.
Даже у детей из королевской семьи есть прозвища. Принц Уильям получил кличку Вомбат во время поездки в Австралию в возрасте двух лет, а его бабушку в детстве ласково называли Лилибет.
Традиционно крестины в королевской семье это частное мероприятие, которое проводится за закрытыми дверьми, когда ребёнку всего несколько месяцев. На церемонии присутствуют лишь члены семьи, крёстные родители и близкие друзья. СМИ получают семейную фотографию ребёнка в облачении. Королевских детей обычно крестит архиепископ Кентерберийский, и в прошлом крестины обычно проводили в музыкальной комнате Букингемского дворца. Там крестили и Уильяма. А вот Гарри крестили в часовне святого Георгия Виндзорского замка.
Крестят детей из королевской семьи в изящной атласной рубашке для крещения с кружевами - такой же, какую в 1841 году сшили для старшей дочери королевы Виктории. Сын графа и графини Уэссекских виконт Северн стал первым ребёнком королевской семьи, на которого в 2008 году при крещении надели новую рубашку. Её сделала костюмер королевы Анджела Келли вместе с портнихами из Букингемского дворца. Это такое же длинное одеяние с изящным воротником и бантом, как и прежнее.
У детей из королевской семьи обычно пять или шесть крёстных родителей, хотя у принца Уэльского их было восемь. Среди претендентов на эту роль для ребёнка Уильяма и Кейт могут оказаться его дяди принц Гарри и Джеймс Миддлтон, и его тётя Пиппа Миддлтон, а также близкие друзья этой пары, например, старый школьный друг Уильяма Томас ван Страубензи, или один из братьев ван Катсем. У крёстных родителей часто имеются тесные исторические связи с королевской семьёй.
Silver Cross поставляет детские коляски для королевской семьи с 1926 года, когда родилась королева. Этот поставщик, получивший высочайшее королевское одобрение, также продал коляски для принца Уэльского, герцога Кембриджского и принца Гарри. Новую коляску этой компании Silver Cross Surf, Aston Martin Edition продадут за 2000 фунтов стерлингов.
В последний раз правящий монарх доживал до своих прямых правнуков почти 120 лет назад. Королева Виктория ещё царствовала, когда в 1894 году родился Эдуард VIII, ставший третьим в очереди на престолонаследие. Ребёнок герцога и герцогини Кембриджских тоже будет третьим в очереди на престолонаследие после принца Чарльза и принца Уильяма.
Дочь Питера и Отэм Саванна Филлипс стала первой правнучкой королевы. Теперь ей два года, и у неё есть младшая сестра Айла. А это значит, что ребёнок герцога и герцогини Кембриджских уже третий правнук королевы.
Планируемые изменения в правила престолонаследия приведут к тому, что это будет первый ребёнок в королевской семье, родившийся с равными правами на трон вне зависимости от пола. Согласно древним правилам майората, родившиеся первыми королевские дочери не имели права на трон, если у них рождался младший брат, который получал право первородства и наследования престола.
© Николас Уитчелл
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба