21/10/2011 Маски V стали новым символом протестного движения?
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована заметка о роли маски из фильма в протестах людей.
Ниже материал заметки приведён полностью.
Страшные маски Гая Фокса, получившие популярность благодаря фильму «V значит Вендетта», стали символом противников капитализма и антиглобалистов.
Художник-график Дэвид Ллойд, нарисовавший маску, считает, что судьба его работы схожа со знаменитой фотографией Че Гевары .
Волна протестов против правящих политиков, банков и финансовых институтов прокатилась практически по всем крупным городам стран Запада.
Каждый, кто хоть мельком видел телерепортажи с этих демонстраций, не мог не заметить постоянно присутствующую - где бы ни происходила акция - стилизованную маску с тонкими усиками и остроконечной бородкой. Прототип этого образа - Гай Фокс, один из организаторов Порохового заговора в Англии 1605 года, чьё имя стало символом всего заговора.
Даже основатель Wikileaks Джулиан Ассанж приехал, чтобы выступить перед участниками акции «Оккупируй Лондонскую биржу», именно в такой маске. Правда, по требованию полиции, ему пришлось её снять.
Считается, что впервые эти маски использовали получившие дурную славу хакеры из группы Anonymous («Анонимы») в 2008 году выступившие против сайентологов.
Тремя годами ранее маска была показана в фантастическом боевике «V значит Вендетта», где таинственный анархист-одиночка, взявший образцом для подражания Гая Фокса, хочет положить конец тоталитаризму правящей в Англии выдуманной фашистской партии.
Маска пошла в народ
Фильм был снят по комиксу Алана Мура , и в самом начале книги главный герой V взрывает британский парламент: то есть делает именно то, что не удалось за четыре века до этого Гаю Фоксу.
Автор нарисованной для комикса маски - художник-график Дэвид Ллойд. По его мнению, в том, что маска V стал символом борьбы с истеблишментом, есть схожесть с тем, как до этого знаменитая фотография аргентинского революционера Че Гевары, сделанная Альберто Кордой, стала модным протестным символом для молодёжи по всему миру.
«Маска Гая Фокса стала теперь расхожим брендом, своего рода удобной вывеской, которую можно использовать для протеста против тирании, и я рад, что люди ею пользуются. Кажется, такого раньше не было: чтобы какой-то современный символ использовался в таком качестве», - говорит художник.
Ллойд лично понаблюдал, как его маска «пошла в народ», посетив как-то демонстрацию «Оккупируй Уолл-стрит» в нью-йоркском Зуккоти-парке.
«У меня такое ощущение, что группа «Анонимы» нуждалась в некоем всеобъемлющем символе, за который можно было бы спрятаться и который в то же время выражал индивидуальность, - размышляет художник. - А ведь «V значит Вендетта».
Городской партизан Гай Фокс
Первоначальная идея комикса была в том, чтобы создать образ городского партизана, борющегося с фашистской диктатурой, но, как говорит Дэвид Ллойд, они с автором комикса Аланом Муром хотели несколько театрализовать сюжет.
«Мы знали, что у V за плечами концлагерь, где он подвергался медицинским экспериментам, но потом я вдруг подумал: поскольку наш герой „немного того“, то ему вполне могло прийти в голову, что он должен перенять эстафету и образ Гая Фокса - великого революционера, вошедшего в нашу историю», - объясняет Ллойд.
Художник говорит, что ему рассказывали, будто бы в США полиция, проводя обыски в квартирах, ищет эти маски как улику, свидетельствующую о причастности человека к хакерской деятельности «Анонимов»: «Это, с одной стороны, страшно, с другой - смешно: ты же не можешь предъявить человеку обвинения за то, что у него есть майка с лицом Че или, например, эмблемой Кампании за ядерное разоружение».
Блоггер Пол Стейнс, пишущий под именем Гвидо Фокс, указывает на парадоксальность того, что активисты, выступающие против капитализма и гнёта корпораций, покупая маски, невольно поддерживают Warner Bros - одну из первой сотни крупнейших американских компаний с годовым доходом в 1,6 млрд. долларов.
При этом, по его мнению, массовая популярность этой маски говорит о «серьёзной утрате веры в политику», так как Гай Фокс олицетворяет мощный образ борца с политическим устройством.
Изначально маски были изготовлены кинокомпанией Warner Bros для рекламы фильма и раздавались перед его показом.
Теперь компания-изготовитель Rubies Costume продаёт ежегодно 16 тысяч штук в Британии и около 100 тысяч штук в других странах мира. Однако представитель производителя масок Стив Китт несколько озабочен тем фактом, что популярность их продукта у антиглобалистов может причинить вред фирме.
Rubies Costume Company не согласна с тем, что именно благодаря группе «Анонимы» и другим активистам маска Гая Фокса стала так популярна. Компания утверждает, что спрос на неё возник сразу же после выхода в свет фильма «V значит Вендетта».
Визуальный приём или политический символ?
Одна из протестующих у стен Собора Святого Павла в Лондоне говорит, что собирается оставаться там «столько, сколько понадобится». Она и её друзья-соратники носят маски не столько для того, чтобы скрыть лицо, но и потому, что маска стала символом движения против алчности корпораций.
«Это чисто визуальный приём. Он сразу заявляет, что мы не хиппи, мы не социалисты, мы - это мы. Мы за то, чтобы обходить [препоны] государства и начинать с нуля», - говорит она.
Фильм «V значит Вендетта» заканчивается на том, что на улицы выходят толпы безоружных людей в масках Гая Фокса и направляются к парламенту.
Как полагает специалист по комиксам Рич Джонсон, массовая популярность этой маски стала возможной именно благодаря фильму: книга повествует исключительно об одиночке, а в фильме есть сцены, где действует огромная толпа людей, бросая вызов безликой корпорации .
Но, по мнению Джонсона, маска V олицетворяет насилие. «Это отнюдь не символ пассивного сопротивления, это символ активного терроризма - он говорит о том, чтобы разрушить власть, государство, а это для многих может быть довольно пугающим и неприятным», - полагает эксперт.
Однако он не считает, что маска стала или может стать политическим символом.
По его словам, думать так - равнозначно надежде сменить власть, вооружившись мечом Люка Скайуокера из «Звёздных войн» .
© Рози Уэйтс
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба