Агентство Лангуст [переход на главную] Langust
Яндекс.Метрика

кэшбэк до 25% на все товары и подарки к Новому году

19/12/2018 Как появились новогодние традиции
Впервые опубликовано на сайте ПостНаука

На сайте ПостНаука была опубликована заметка о зимних праздниках купить подарки к празднику.

Ниже материалы заметки приведены полностью.

Откуда пошел обычай наряжать елку и как появились образы Деда Мороза, Снегурочки и Санта-Клауса.

Празднование Нового года и Рождества связано с разнообразными ритуалами и фольклорными персонажами. Рассказываем, как сформировались традиции, без которых нам и сегодня трудно представить эти праздники.

Обычай наряжать ёлку

Информация об истории рождественской ёлки купить новогодние ели противоречива и во многом базируется на устной традиции, поэтому подтвердить её достоверность чрезвычайно сложно.

Известно, что ёлка как символ новогоднего праздника появилась в России во времена Петра I. Вернувшись из-за границы, царь издал указ, предписывающий под Новый год (который отныне праздновали с 1 января) украшать дома хвойными деревьями и их ветвями. Однако к немецкой рождественской ёлке этот способ декорирования городского пространства не имеет отношения. А после смерти Петра I обычай был забыт, и лишь владельцы питейных заведений продолжали украшать еловыми ветками крыши и двери кабаков.

С начала XIX века украшенные рождественские ёлки стали устанавливаться в домах петербургских немцев, перенёсших на новую родину обычаи своей страны. Наличие ёлки в доме свидетельствовало о приобщённости хозяина к европейской культуре, что весьма поднимало социальный статус хозяев в глазах ближайшего окружения. Появление ёлки в домах российской знати исследователи связывают с супругой Николая I, императрицей Александрой Фёдоровной, которая была дочерью прусского короля Фридриха Вильгельма III. Она стала распространяться в 1830-1840-х годах и постепенно стала атрибутом привилегированной дворянской праздничной культуры и олицетворением домашнего, семейного праздника. Удачливые предприниматели и лица доходных профессий пытались воспроизвести в своём повседневном быту дворянский образ жизни и даже перещеголять своих более родовитых и сановных по роскоши и красоте ёлочного убранства. Богато украшенная ёлка, с одной стороны, объединяла семью, а с другой - свидетельствовала о её общественном престиже и мощи.

В усадьбах украшения делались вручную - часто это были конфеты в красивых обёртках купить кондитерские изделия или искусно склеенные дворцы из бумаги купить 3D пазлы. Русские женские журналы по домоводству публиковали материалы, связанные с подготовкой и проведением домашней рождественской ёлки. Во второй половине XIX века ёлка вошла в дома интеллигенции - врачей, профессоров, художников и литераторов, а также начала распространяться в провинции. Примерно в это же время появились первые публичные ёлки, которые устанавливались в общественных местах. Проводились костюмированные новогодние балы с великолепными, богато украшенными рождественскими деревьями, причём посетить их мог любой желающий вне зависимости от сословия, заплатив за вход 50 копеек.

Дед Мороз - хозяин праздника

имена Деда Мороза и Снегурочки постепенно стали привычными и знакомыми, но с праздником Рождества или Нового года они никак связаны не были

Принято считать, что Дед Мороз - это фольклорный герой. Существовал персонаж Мороз, которого кормили на Рождество овсяным киселём, чтобы он не вымораживал озимые посевы. Однако очевидно, что это не привычный нам Дед Мороз, а некий другой персонаж, связанный с природными стихиями. Привычный нам образ доброго волшебника восходит скорее к детской литературе XIX века. Первым появлением «доброго Мороза Ивановича» в русской культуре стали «Детские сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского купить произведения Владимира Фёдоровича Одоевского. Этот персонаж не приходит к детям, а дети приходят к нему, он живёт в ледяной стране и не одаривает, а награждает детей за добрые дела. Параллельно к концу XIX века распространилась традиция украшения рождественской ёлки, вокруг которой начинала формироваться определённая мифология. Пытаясь ответить на детские вопросы, откуда в доме берётся ёлка и подарки под ней, взрослые нередко объясняли, что её из леса приносит «рождественский дед», однако этот выдуманный персонаж не сразу стал Дедом Морозом. Он пользовался популярностью под разными именами: «старый Рупхерт» (влияние немецкой рождественской традиции), «ёлочный дед», «святочный дед», «Ёлкич», «Морозко». К началу XX века окончательно утвердился самый популярный вариант - Дед Мороз.

В середине 1920-х годов в рамках государственной антирелигиозной кампании рождественские традиции, включая ёлку и Деда Мороза, были объявлены идеологически вредными. Однако уже во второй половине 1930-х годов, после публикации в газете «Правда» статьи первого секретаря Киевского обкома Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку», празднование Нового года начинает широко внедряться на государственном уровне, в первую очередь через организацию детских новогодних утренников на рабочих местах. Одним из главных действующих лиц на этих праздниках стал добрый Дед Мороз, раздававший счастливым детям подарки из огромного мешка, и его спутница - внучка Снегурочка. Созданная в советское время, новогодняя традиция оказалась очень устойчивой, и в наше время Дед Мороз является не только персонажем семейной мифологии, но и популярным медийным героем.

Внучка Деда Мороза - Снегурочка

На самом деле существует две Снегурочки: прекрасная дева, влюблённая в Лёля, и маленькая девочка, вылепленная из снега. Первая из них - героиня одноимённой пьесы Александра Островского купить произведения и экранизации Александра Николаевича Островского, написанной в 1873 году. Её родителями, согласно тексту пьесы, являются Дед Мороз и Весна-Красна. Снегурочка - плод их мимолётного увлечения. Отец любит Снегурочку и прячет её от Ярилы-солнца, но, поддавшись на уговоры Весны, выпускает дочь в мир людей, где она и погибает от горячей любви.

В фольклорных сказках Снегурочку делают из снега бездетные старики. Процесс её создания описывают по-разному: её либо лепят из снега, как снеговика, либо насыпают снег в ступу и перетирают его пестом, либо ставят снег на печку.

Маленькая девочка погибает от прыжка через костёр, и чувства в данном случае не описываются. Первые записи таких сказок, как и пьеса Островского, появились в XIX веке. Та молодая девушка Снегурочка, которую мы знаем, связана именно с пьесой.

В дореволюционных традициях празднования Нового года Снегурочка была всего лишь популярной ёлочной игрушкой, однако на советских утренниках она стала обязательным персонажем. В 1960-е годы на кремлёвских ёлках её часто заменяли космонавтом.

Легенда о Санта-Клаусе

Само имя Санта-Клауса указывает на святого Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских и одного из самых известных и популярных христианских святых, который жил в конце III - начале IV века. С этой личностью связывают множество чудес.

Одна из самых известных легенд, которая и легла в основу образа Санта-Клауса, повествует о том, что святой Николай спас трёх дочерей бедняка, который не мог их выдать замуж без приданого. Их ждала незавидная судьба, вплоть до занятия проституцией. По одной из версий, святой Николай подбросил им сразу три мешочка с монетами, по другой - подбрасывал их последовательно в течение трёх лет, к моменту, когда каждая из них достигала совершеннолетия. В более поздней интерпретации сюжета отец пытался найти тайного дарителя, и один раз, чтобы остаться незамеченным, святой Николай опустил мешочек в печную трубу, и деньги случайно попали в чулок девушки.

Святочные гадания и ряжения

Две недели Святок - период времени от Рождества до Крещения - делились на «страшные вечера» и «святые вечера»: самые тёмные дни и долгие ночи были страшны разгулом нечистой силы и ведьм, стремящихся усугубить тьму и похитить Луну и Солнце. Ужас перед нечистью преодолевался обрядами ряжения: славяне рядились в злых духов и зверей, выворачивая наизнанку тулупы, и разгуливали шальными толпами по домам. От ряженых можно было откупиться подачками еды. Эта традиция восходит к первобытным временам и напоминает римские сатурналии или календы. К этому обозначению восходит и славянское обозначение вечеров накануне Рождества и Нового года - коляда.

Впервые опубликовано на сайте ПостНаука

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2019, ссылка на сайт обязательна