18/02/2008 Грубоэкспрессивная лексика. Зачем ученые исследуют дикий языковой пласт?
Впервые опубликовано на уже несуществующем сайте inauka.ru
На уже несуществующем сайте inauka.ru была опубликована статья об изучении мата в русском языке.
Ниже материал статьи приведён полностью.
Какой русский хотя бы иногда не использует в повседневной жизни слов, которые наука называет грубоэкспрессивными? Большинству из нас не требуется специальных знаний, чтобы разобрать оттенки и смыслы выражений, знакомых с детства. Тем не менее, этот дикий пласт родной речи не устают исследовать ученые: лингвисты, историки, культурологи, этнографы… Чего же им непонятно в языковых переливах широкой русской души?
Психолог Леонид Китаев-Смык: «Бранная речь - это мужская стрессовая субкультура»
Многие годы изучением влияния мата на психическое и физическое здоровье занимается известный психолог Леонид Китаев-Смык. Недавно журнал «Вопросы психологии» опубликовал очередную его статью на эту тему. Тайны матерной речи и матерной брани учёный раскрыл обозревателю Татьяне Батенёвой.
вопрос: Леонид Александрович, я помню вашу публикацию о том, как ненормативная лексика сыграла своеобразную роль в подготовке космического полета на Марс.
ответ: Да, в конце 60-х я участвовал в экспериментах по подготовке полета на Марс. Мы проводили многонедельные эксперименты в наземном динамическом имитаторе межпланетного корабля с искусственной силой тяжести, это была, по сути, квартира-центрифуга диаметром 20 м. Живя и работая в ней, испытуемые оказывались в состоянии тяжелейшего непрерывного стресса (болезни «укачивания-укручивания»). Эта болезнь проявляется мучительной тошнотой, рвотой, головными болями, ухудшением настроения и взаимоотношений в экипаже.
в: Но вам удалось улучшить настроение «космонавтов»?
о: Мы заметили, что эмоциональные, эротически окрашенные переживания уменьшали выраженность этих симптомов. Эротические переживания могли возникать у испытуемых во время посещений их «корабля» женщинами-врачами или психологами. В отличие от «генеральских визитов» в подобных случаях положительный эффект сохранялся долго - до конца дня, а подчас и на следующее утро.
в: Что происходило в организме мужчин?
о: Венгерские нейроэндокринологи Лишшак и Эндрёце еще в 1967 году обнаружили антагонизм между мужскими половыми гормонами (андрогенами) и гормонами стресса (кортикостероидами). То есть при повышенном образовании андрогенов гормоны стресса нейтрализуются, его симптомы уменьшаются. С этим же, вероятно, связана возникавшая у некоторых испытуемых склонность к скабрезному ерничеству, матерщине, совершенно не свойственная им в нормальной, обыденной жизни.
в: Вы это не только заметили, но и намеренно использовали?
о: Мы провоцировали в некоторых экипажах создание «матерной атмосферы»: юмористической матерной речи, а не агрессивной ругани. Негативные симптомы стресса у «матерных экипажей» по сравнению с «благопристойными» меньше.
в: Свои исследования вы продолжили в палатах Института скорой помощи имени Склифосовского. Что вас туда привело?
о: Там врачи заметили, что в одних палатах травмы у больных заживают намного быстрее, чем в других. Наши исследования показали, что раны рубцевались, а кости срастались быстрее в палатах, где мат звучал с утра до ночи. Причем социальный состав не играл никакой роли: в них могли оказаться и рабочие, и интеллектуалы. А вот там, где лежали неругавшиеся «чистюли», заживление шло медленнее.
в: Причина та же - повышенная выработка половых гормонов?
о: Да, они являются мощными антагонистами соединений, вызывающих воспаление, кроме того, андрогены ускоряют регенерацию тканей. Но матерной речью и здесь пользовались не для того, чтобы обругать друг друга, а для того, чтобы весело, быстро, понятно и эмоционально объясниться в экстремальных условиях. Это не единичные наблюдения, речь идет о многих случаях. Конечно, работают и другие факторы - правильное лечение, атмосфера в больнице, какие люди туда попали, насколько излечение возможно в принципе и т.п.
в: А женщин вы наблюдали?
о: Мы отметили интересную деталь: когда в эти палаты навестить своих мужчин приходили жёны и матери, они чувствовали себя не в своей тарелке. Хотя при них никакой грубости, скабрезности, никакого мата не было. Они говорили: «Ты какой-то другой, наверное, из-за болезни? Что за люди вокруг тебя?» Это мужское сообщество со своеобразной бодростью, активностью казалось им странным. По сути дела там возникала мужская стрессовая субкультура, которая отторгала женщин. Ведь матерная речь - мужская, на женщин она оказывает противоположное действие.
в: Тем не менее, сейчас большинство женщин, особенно молодых, не стесняясь, используют матерную лексику.
о: Косметологи знают, что в молодежных компаниях, где матерная скабрезная речь становится обыденной, у некоторых девушек возникает избыточное оволосение, портится кожа, начинает ломаться голос, как у мальчиков, - то есть возрастает продукция мужских половых гормонов. Если мужчина не хочет причинить девушке и женщине вред, при них выражаться нельзя, матерная речь им вредна, провоцирует гормональные нарушения. Особенно это опасно, если матерятся дети, если скабрезности становятся частью их интересов, гормональное развитие нарушается.
в: Но ведь в русских деревнях испокон веку матерятся все.
о: Нет, так было далеко не всегда. Скабрезная, в том числе и матерная, лексика была запретной во все времена. Она относится к сексуальным отношениям, а они всегда были интимными, не предназначались для чужих глаз. В отдаленных российских деревнях и сейчас существуют специальные свадебные песни и частушки - с довольно грубым описанием сексуального акта. Во-первых, они предназначены для того, чтобы снять у брачующихся стыдливость, которая естественно существует, как культурная норма. А во-вторых, это было какой-то учебной программой для них: что нужно делать в постели, чтобы получились дети. Интересно, что позволительно петь эти песни только пожилым женщинам, а мужчинам и молодым - нет. В них нет оскорбительных выражений, хотя и используется матерная лексика.
в: Стало быть, нецензурная речь неоднородна и используется для разных целей?
о: Конечно, нужно различать матерную речь как грубый юмор и матерное ругательство, которое предназначено для того, чтобы поднять силу и бодрость в бою, в критических ситуациях, когда нужно резко усилить энергию отстающих, слабых людей. Могут быть и матерные призывы, активизирующие выработку мужских половых гормонов, которые уменьшают страх, боль, повышают энергию.
в: Тогда тем более странно, что «главный герой» этой брани - женщина, мать.
о: Это характерно лишь для восточных славян. На Северном Кавказе, к примеру, ругательства направлены в основном в адрес кровосмешения. И этому есть объяснение. Члены отдельных тейпов жили изолированно, в таких условиях, что близкородственные браки могли серьезно ухудшить генетический материал. Это явная цель, объект, который достоин ругательств, а не хорошего отношения. В Средней Азии сексуально окрашенная брань часто направлена в адрес отца. Это связано с тем, что родовые отношения под руководством отца были очень важны. Раздробление семейства, слабость отца, потеря им доминантности ослабляли род, были нежелательными для него. А у нас, по-видимому, ругательства в адрес матери служили своеобразным регулятором родового феминизма.
в: То есть попытки добиваться равноправия с мужчинами были свойственны и нашим прапрапрабабушкам?
о: По мнению некоторых историков, территорию между Волгой и Доном довольно долго занимали племена амазонок, женщин-воительниц. Мне недавно прислали фото старинного чеченского женского убранства с атрибутами панциря - сейчас оно используется только как украшение, но когда-то его носили женщины на войне. По всей видимости, чеченки, ингушки, дагестанки, южные русские, казачки - это все потомки тех амазонок, которые некогда жили здесь. Возможно, в древности матриархат и патриархат были равноправными системами, просто разные структуры общества требовали доминирования то одного, то другого. Вне пещеры - патриархат, внутри - матриархат. И родовой феминизм иногда мог перехлестывать нормы равновесия. По мнению культуролога Володковича, оскорбительная адресация к женщине - это рудимент регулирования матриархальности или родового феминизма.
в: Матерная речь существует у разных народов. Почему считается, что наш мат - самый крутой и разнообразный?
о: Бранный лексикон гасконцев или басков должен быть побольше, чем у равнинных жителей Франции и Испании. Он был богаче и у тех англичан, которые плавали на пиратских кораблях, чем у нынешних корректных британцев. Феномен матерщины, на мой взгляд, свидетельствует о большей сложности жизни народов, которые её используют. Это инструмент преодоления природных и социальных трудностей - климата, большой территории, требующей освоения, скудного или неустойчивого земледелия, разобщенности, необходимости воевать, защищая себя и потомков и т.п. А с этим на Руси всегда проблем было достаточно.
Профессор Восточного университета (Неаполь), доктор филологии, известный языковед Борис Успенский: «Это черта бесовского поведения»
…Матерщина имела отчетливо выраженную культовую функцию в славянском язычестве; отношение к фразеологии такого рода сохраняется в языке и при утрате самой функции.
Матерщина широко представлена в ритуалах языческого происхождения - свадебных, аграрных и т.п., - то есть в обрядах, связанных с плодородием: матерщина является необходимым компонентом обрядов такого рода и носит, безусловно, ритуальный характер; аналогичную роль играло сквернословие и в античном язычестве.
Одновременно матерщина имеет отчетливо выраженный антихристианский характер, что также связано именно с языческим ее происхождением. Соответственно в древнерусской письменности - в условиях христианско-языческого двоеверия - матерщина рассматривается как черта бесовского поведения.
Из статьи «Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии».
Как ядреными частушками повышали боеспособность
Вот какие эпизоды записал в ходе своих исследований Леонид Китаев-Смык.
В 2000 году рота Российской армии была выведена из многосуточного боя в Аргунском ущелье в Чечне с большими потерями. Мальчишки-срочники в полном унынии, грязные, голодные, буквально падали от изнеможения. Офицеры из войсковой службы воспитательной работы подогнали к солдатам грузовую машину с откинутыми бортами. С нее, как со сцены, бригада «песенников-контрактников» 15 минут пела матерные частушки. За это время солдаты преобразились. Они хохотали, лицам вернулась индивидуальность, прямо на глазах восстанавливалась боеспособность. Ни еда, ни отдых не дали бы столь интенсивного рекреативного эффекта…
…В палату привезли нового парнишку, упавшего на строительстве с высоты. Врачам не удавалось вывести его из состояния шока. Один из больных, ритуально сражаясь под матерную речь с остальными, потребовал для него второе одеяло, которых на всех не хватало. До парнишки начало доходить, что из-за него в палате возник какой-то скандал. Приходя в себя, он услышал:
- Смотрите-ка, кудрявого привезли! Здоровенного. Он тут всех медсестёр…
Палата грохнула от смеха. Парнишка слабо улыбнулся. Тут сообщили, что к потерпевшему придут с работы инженеры по технике безопасности. Один из выздоравливающих радостно заявил:
- Если б ты, парень, такой-растакой, долетел бы с двенадцатого этажа до низа, то твои техники безопасности, так их растак, долго бы тебя от асфальта отскребали.
Палата снова загремела от смеха. Когда инженеры вошли, парнишка еле слышно прошептал:
- Если бы я долетел до низа, вы бы долго меня отскребали, так вас растак.
…Потерпевший оказался неожиданно выдвинутым на роль победителя в своей среде и социально приобщенным к больничному окружению. При этом он был наделен правом пользования запретной, кастово-мужской речью. До сознания парнишки стала доходить значимость его мужских качеств, а это мощный восстановитель психологического комфорта. Андрогены, укрепляя мужественность, помогали победить страдание, ускоренно лечили травму.
© Татьяна Батенёва
Впервые опубликовано на уже несуществующем сайте inauka.ru