17/04/2015 Учёные объяснили успех книг о Гарри Поттере с помощью МРТ
Впервые опубликовано на сайте Вокруг Света
На сайте Вокруг Света была опубликована заметка о популярности Гарри Поттера .
Ниже материал заметки приведён полностью.
Во всём мире было продано более 450 млн. книг о мальчике-волшебнике, написанных Джоан Роулинг. Учёные решили выяснить, чем вызван такой ажиотаж вокруг изданий.
История о Гарри Поттере стала популярной, в том числе и благодаря использованию автором определённых «активизирующих» слов во всех книгах серии. К такому выводу пришли исследователи из Ланкастерского университета (Великобритания).
Сначала специалисты тщательно изучили тексты всех семи книг о волшебнике и выбрали 120 отрывков. Каждый из них состоял не более чем из четырёх строк и не требовал от испытуемых знакомства с текстом. При этом фрагменты вызывали определённые эмоции с первых слов.
Учёные предлагали прочесть отрывки испытуемым, которых предварительно помещали в аппарат МРТ. С помощью него исследовалась активность мозга.
После завершения эксперимента в сканере каждый испытуемый должен был оценить тональность отрывка по шкале от -3 до +3, где -3 - наиболее негативный, а +3 - наиболее позитивный; а также степень «эмоционального оживления», вызываемого текстами, по шкале от 1 до 5, где 1 - сильно успокаивающий, а 5 - крайне возбуждающий.
В ходе исследования учёные выяснили, что на состояние читателей воздействовали не отрывки в целом, а отдельные эмоционально заряженные слова, содержащиеся в них.
Так, предложение из книги «Гарри Поттер и узник Азкабана»: «И тогда тишина накрыла толпу, казалось, что холод распространяется по коридору», - вызвало спектр эмоциональных реакций. Исследователи объяснили это тем, что во фрагменте встречается малоактивизирующее слово «тишина» и высокоактивизирующее слово «холод».
Предложение из книги «Принц-полукровка»: «Ты отвратительный сквиб, маленькая грязная предательница крови!» вызвало у испытуемых наибольшее напряжение, так как содержит негативные эмоционально заряженные слова: «отвратительный», «грязная», «кровь», «предательница».
Согласно данным МРТ-сканера, когда испытуемые читали отрывок из книги «Принц-полукровка», у них были активизированы зоны мозга, связанные с эмоциями, участвующие в построении модели текущей ситуации и отвечающие за понимание психического состояния персонажа. Особенно сильно предъявляемые отрывки стимулировали амигдалу, находящуюся в левом полушарии мозга и запускающую эмоциональные реакции.
Таким образом, сделали вывод учёные, на читателей в большей степени влияют эмоционально заряженные слова, содержащиеся в тексте, а не весь текст в целом.
Доктор психологии Франческа Цитрон из Ланкастерского университета отметила: «Наши результаты говорят, что эффект, произведённый текстом, можно предсказать, проанализировав содержащиеся в нём слова. Искусство выбора подходящих слов, воздействующих на эмоции читателей, - это один из показателей мастерства хороших писателей или ораторов».
© Татьяна Турбал
Впервые опубликовано на сайте Вокруг Света