14/12/2005 Прощальный маршрут «Рутмастера» по Лондону
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована заметка о последнем рейсе знаменитого двухэтажного автобуса.
Ниже материал заметки приведён полностью.
В пятницу в Лондоне состоялся последний рейс знаменитого двухэтажного автобуса старого образца с открытой задней площадкой, известного под названием «Рутмастер»
Управление общественного транспорта Лондона считает, что «Рутмастер» не только обходится слишком дорого, но уже и не отвечает европейским стандартам безопасности и удобства пользования.
Автобус, куда пассажиры могли просто запрыгивать на ходу, заменили более современными двухэтажными автобусами.
«Рутмастер» называли символом Лондона. Автобус был очень удобным: мог проехать по самым узким улицам города.
Его открытая задняя площадка позволяла пассажирам в любой момент запрыгнуть в автобус или сойти с него, заплатив за проезд кондуктору.
Теперь он навсегда ушел в историю.
«Рутмастеры» появились на улицах британской столицы в 1947 году. Эти автобусы пришли на смену троллейбусам времен второй мировой войны.
Легкий и маневренный, с вздернутым вверх капотом автобус был с восторгом принят лондонцами. Он произвел революцию в уличном движении и стал своего рода решением проблемы перегруженных и извилистых лондонских улиц.
С середины 50-х до конца 60-х годов прошлого столетия было выпущено более 2500 «Рутмастеров». Тогда рассчитывали, что каждый автобус проработает 17 лет. Автор книги об истории «Рутмастера» - «Автобус, который мы любили» - Трэвис Элбороу считает, что эти машины стали отражением целой эпохи.
«Автобус был рожден для Лондона, и он последний в своем роде, - говорит Элбороу. - В то время было принято считать, что стиль автобуса должен был совпадать с ландшафтом города, поэтому автобус имеет такие особые формы, которые как бы сочетаются с изгибами улиц Лондона».
Просуществовав 50 лет, всеми любимые «Рутмастеры» стали всё реже появляться на улицах Лондона.
В последний путь
В пятницу состоится его последний рейс по улицам Лондона. Управление общественного транспорта Лондона считает, что «Рутмастер» не только обходится слишком дорого, но уже и не отвечает европейским стандартам безопасности и удобства пользования.
Советник Управление городского транспорта Лондона Брайн Хейзер, сидя на инвалидном кресле напротив старого «Рутмастера», показывает насколько трудно людям в его положении взобраться на такой автобус.
«Три четверти населения Лондона не могут воспользоваться этими старыми автобусами. Инвалиды и старики не могут взобраться на эти ступеньки. Очень трудно приходится и тем, у кого дети младше пяти лет. Это ненормальные автобусы, пережитки прошлого столетия», - говорит Хейзер.
Однако лондонцам все же трудно распрощаться со своими любимцами. Многие хранят приятные воспоминания о «Рутмастере». Пассажиров часто раздражает порядок посадки через переднюю дверь, как это принято в современных автобусах, и необходимость показывать билет водителю, что как они считают, занимает неоправданно много времени.
«Ничто не может сравниться с лондонским автобусом, в котором есть кондукторы. Они всегда очень общительны, хорошо знают город, и ездить в таком автобусе просто здорово!» - говорит одна из жительниц Лондона Лиз Миллер.
«Я вырос на этих автобусах, они очень хорошие, на них легко взобраться и сойти, когда тебе нужно, и очень жаль, что их больше не будет», - вторит ей другой лондонец.
Городская администрация заменила «Рутмастеры» огромным количеством более вместительных двухэтажных автобусов, с доступом для инвалидных колясок.
В полдень последний «Рутмастер» 159 маршрута покинул остановку «Марбл Арч». Сопровождаемый камерами всех ведущих телеканалов, автобус проехал от центра Лондона до конечной станции в Брикстоне на юге столицы. Для многих лондонцев и гостей столицы этот последний маршрут символизировал конец эпохи.
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба