13/08/2015 Английский замок с привидениями? Нет, поезд-призрак!
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о поездах-призраках в Великобритании.
Ниже материал статьи приведён полностью.
Странные вещи порой творятся в британской транспортной системе. К их числу относятся безлюдные поезда-призраки, о существовании которых мало кто знает. Зачем они нужны? Корреспондент BBC Future купила билет, чтобы это выяснить.
С понедельника по субботу в 17:16 отправляется единственный поезд, соединяющий Лидс - крупнейший город английского графства Западный Йоркшир - с городком Снейт. Обратно в Лидс можно уехать либо в 07:16, либо в 19:01.

Казалось бы, если поезда ходят так редко, наверняка они битком набиты народом. Мы едем в пятничный час пик, когда на вокзале Лидса - втором по загруженности в Великобритании за пределами Лондона - не протолкнуться от пассажиров.
Спустя несколько остановок в поезде не остаётся никого, кроме меня и моих попутчиков. Один за другим вагоны пустеют - до такой степени, что в проходах между сиденьями можно ходить колесом.
Среди любителей железных дорог такие маршруты, как Лидс-Снейт, называют поездами-призраками, а такие станции, как Снейт - станциями-призраками.
На сайте TheTrainLine.com, где продаются железнодорожные билеты, висит предупреждение: на станции Снейт автоматов по продаже билетов нет. Нет там и билетной кассы, нет и стоянки такси.
Это одно из множества железнодорожных направлений в Британии, где гоняют пустые вагоны. На каких-то из них поезда ходят раз или два раза в день, на других ещё реже - например, раз в неделю.
Порой даже билетные кассиры не знают о существовании этих поездов, и лишь энтузиасты способны обнаружить их в расписании. Почему же эти маршруты вообще существуют?
Полуживое направление
Чёткого определения поезда-призрака нет. Считается, что из-за больших интервалов между поездами сообщение на подобных маршрутах теряет целесообразность.

Термин «поезд-призрак» неоднозначен, однако, пожалуй, он подходит лучше всего. Он описывает маршрут, который то ли есть, то ли его нет - обитатели окрестных городов и деревень практически не замечают его существования.
Но главное, термин «поезд-призрак» характеризует явление, о котором, как выяснилось, знают немногие. Так, пресс-секретарь Национального железнодорожного музея Йорка была обескуражена моей просьбой дать интервью о поездах-призраках: она решила, что речь идёт об «экспонатах с привидениями» из коллекции музея.
Никому не известно точное число поездов-призраков. На сайте под названием «Охотники за станциями-призраками», принадлежащем любителям железнодорожного транспорта Тиму Холл-Смиту и Лиз Морали, описано 37 таких станций - до них сумели добраться отважные авторы. Холл-Смит говорит, что отыскал в расписаниях поездов более 50 станций-призраков.
Официальной статистики крайне мало. В компании Northern Rail, являющейся оператором маршрута Лидс-Снейт, сообщили, что у них шесть таких поездов - из 2500, которые ходят каждый день.
Однако запрос в министерство транспорта относительно общего числа подобных маршрутов ничего не дал.
«Министерство не располагает точным перечнем этих маршрутов, поскольку мы не пользуемся термином „поезд-призрак“ - у него нет формального определения», - сообщил сотрудник пресс-службы британского Минтранса Эндрю Скотт.
Погоня за поездами
Таинственность, окружающая поезда-призраки, делает их привлекательными для небольшого, но увлечённого сообщества «охотников за поездами-призраками».

По словам Холл-Смита и Морали, такие люди есть во всём мире, и они делятся информацией в интернете - на сайтах, подобных созданному ими.
Тим Холл-Смит ищет поезда-призраки с 1993 года: за это время он успел побывать на 41 станции-призраке. Лиз Морали - на 32 станциях.
Они фотографируются на каждой из них и стараются опубликовать фотографии у себя на сайте, сопровождая их подробными комментариями о том, как добраться до места и чего ожидать по прибытии.
Отметить 50-й день рождения Холл-Смита было решено на станции Берни Армс в графстве Норфолк.
«Пожалуй, это одно из самых безумных мест, где мы оба побывали, - рассказывает он. - Никакими словами не опишешь, насколько это место изолировано от окружающего мира». До ближайшей дороги было почти пять километров, а единственными строениями, расположенными неподалёку, оказались заброшенный паб и старая мельница.
Подобное увлечение требует самоотверженности, поскольку поезда ходят по исключительно неудобному расписанию - порой они отправляются ещё до рассвета, а иногда бывает, что обратного поезда просто нет. Если вы вдруг заприметите ещё одного пассажира в вашем вагоне, он, скорее всего, окажется таким же любителем поездов-призраков.
Учитывая перегруженность британских поездов, кажется странным, что эти пустые вагоны гоняют по рельсам - и что пустые станции замерли в ожидании прибытия этих пустых составов.
За шесть лет с сезона 1995-96 по сезон 2011-12 общее расстояние, которое проехали все пассажиры железных дорог вместе взятые, взлетело на 91%, в то время как число поездов в Британии выросло лишь на 12%.
«Поезда-призраки служат формальным препятствием к закрытию маршрута», - говорит Брюс Уильямсон, представляющий общественную группу RailFuture.
Колин Дивалл, преподаватель Института изучения железных дорог в Йоркском университете, объясняет: «Такое нерегулярное сообщение не имеет смысла, его существование крайне спорно. Но если его попытаются закрыть, будет скандал».
Почему существуют призраки
Вот и ответ на вопрос о том, почему поезда-призраки до сих пор существуют. Есть более официальный термин - «парламентские поезда»: он возник в те годы, когда для закрытия маршрута требовался парламентский акт. Многие железнодорожные операторы продолжали отправлять пустые поезда, чтобы избежать нежелательных издержек и шумихи.

Законодательство с тех пор изменилось, а трудности всё те же.
Закрыть маршрут проблематично. Для начала необходимо провести транспортную экспертизу того, как скажется закрытие на пассажирах, окружающей среде и экономике.
Соответствующее предложение отправляется в министерство транспорта, после чего его необходимо опубликовать в СМИ - за полгода до закрытия маршрута. Затем наступает 12-недельный период консультаций, во время которого любой человек может опротестовать решение о закрытии.
Иногда проводятся общественные слушания, особенно если закрытие вызывает неоднозначную реакцию у публики. Наконец проект поступает в управление железных и автомобильных дорог, где и решают, закроется ли ветка.
В результате минимальное функционирование маршрута зачастую обходится налогоплательщикам дешевле, занимает меньше времени и требует меньшей бумажной волокиты, чем процедура закрытия.
Маршруты с ограниченным пассажиропотоком есть и в других странах, однако эксперты говорят, что в результате политизации британских железных дорог и сложности процедуры закрытия ветки термин «поезда-призраки», как правило, употребляется применительно именно к британским поездам.
Есть и более оптимистичная причина, по которой поезда-призраки продолжают ходить: сохраняется надежда, что в будущем маршрут вернётся к нормальному функционированию.
Если сообщение полностью прекращается, разрушается инфраструктура: даже если остаются сами пути, они зарастают травой. Кроме того, для возобновления движения поездов приходится заново обучать машинистов на маршруте и оформлять массу документов.
Другими словами, начать всё с нуля гораздо дороже, чем поддерживать всё как есть.
Подобный сценарий реализуется сейчас на ветке Холтон Керв. На этом крошечном отрезке, соединяющем два пути с регулярными поездами, долгое время ходили только поезда-призраки.
Многие годы активисты добивались возобновления регулярной эксплуатации этой ветки с целью улучшить сообщение между Северным Уэльсом и Ливерпулем, и наконец, в прошлом году было объявлено о планах вложить 10,4 млн. фунтов в реконструкцию и восстановление маршрута, вернув его в полную эксплуатацию.
Эксперты утверждают, что возрождение Холтон Керв вписывается в общую тенденцию. В наши дни маршруты редко закрывают, гораздо чаще открывают новые или восстанавливают старые. Иными словами, существование поездов-призраков может оказаться под угрозой.
Это хорошая новость для сторонников развития железнодорожного транспорта, которые выступают за улучшение связей между разными регионами страны путём повышения эффективности и увеличения регулярности поездов.
Но такому повороту вряд ли обрадуются энтузиасты вроде Тима Холл-Смита и Лиз Морали, для которых охота за призраками стала многолетним увлечением.
Когда мы ехали в Снейт, мои попутчики рассказали, с какими трудностями столкнулась Морали при попытке купить билет. Поезд в Снейт был указан на табло, однако билетный кассир оказался не в курсе. «Вы, должно быть, ошибаетесь, - сообщил он ей. - Поезда в Снейт не существует».
«Именно это нас и радует», - объясняет Холл-Смит: они знают тайну, которая никак не вписывается в мегаорганизованный и распланированный до мельчайших подробностей мир железнодорожного транспорта. О ней не знают даже некоторые из работников этой сферы.
Да, поезда-призраки - это в той или иной степени бюрократический пережиток, нагрузка на казну, напрасная трата ресурсов и потенциала. Однако в мире транспорта и инфраструктуры, где бал правят эффективность и бюджеты, поезда-призраки - это причудливое отступление от правил.
Возможно, когда-нибудь они перестанут существовать, но сейчас они доставляют огромную радость своим верным поклонникам, которые любят их за абсурдность в духе «Алисы в стране чудес» .
© Аманда Руджери
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба