10/02/2012 В России Наполеона подвели летние подковы
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о просчётах в планировании.
Ниже материал статьи приведён полностью.
Среди множества задач, стоящих перед военными генералами, одной из самых трудных является перемещение крупных армейских соединений.
Важность этого элемента военной стратегии и судьбоносные последствия, которые может повлечь недостаточная его проработка, подтверждаются на примере ряда исторических событий, таких как, к примеру, вторжение армии Наполеона Бонапарта в Россию 200 лет назад.
Недостаточно просто доставить войска из пункта А в пункт Б, важно чтобы они были накормлены и напоены по пути следования. Поэтому искусство передислокации армии, сложнейшее и очень важное для любого командующего, определяет победителя.
В 1812 году французская армия под командованием Наполеона сметала всё на своём пути. Grande Armée, или Великая армия, в 400 тысяч солдат казалась непобедимой, а её командующий не сомневался в скорой победе.
Тем не менее, по прошествии полугода огромное войско превратилось в разрозненные шайки оборванцев и дезертиров. Только один из двадцати солдат смог вернуться домой. Как это могло произойти?
Во время завоевания Европы Наполеон просто решал проблему снабжения своей армии, разрешая «самообеспечение» - будь то разграбление побеждённых или покупка довольствия на завоёванных территориях.
Однако, зная, что подобные методы, скорее всего, не оправдают себя на российских просторах, Наполеон распорядился взять припасы с собой.
Для передвижения 26 батальонов была предпринята ошеломляющих масштабов операция по обеспечению. Восемь батальонов требовали по 600 лёгких и средних повозок. Каждый из оставшихся 18 батальонов нуждался в 252 повозках, запряжённых четырьмя лошадьми, несущих 1,36 тонн груза. Весь обоз состоял из более чем 9300 повозок.
Для транспортировки кавалерии и артиллерии потребовалось 250 тысяч лошадей, каждой из которых было необходимо девять килограммов корма ежедневно.
Роковая ошибка
Даже если бы Наполеон захватил Москву за два месяца силами половины своей 400-тысячной армии, ему всё равно понадобилось бы более 16 тысяч тонн продовольствия, что в два раза больше того, что было в его обозе.
Довольствия у французского императора было ровно на 24 дня. Очевидно, что он рассчитывал на короткую и победоносную кампанию.
Русские предпочли не вступать в бой, а отступали, сжигая за собой поля с кормом для животных и уничтожая припасы для людей. Они вынуждали Наполеона идти лесами, болотами и бесконечными степями.
Grande Armée теряла пять тысяч человек ежедневно из-за дезертирства, болезней и самоубийств. Лошади гибли, с трудом преодолевая 50 километров в день, питаясь непригодным подножным кормом.
Русские дали только два сражения. Под Смоленском они были разбиты. Под Бородино, недалеко от Москвы в кровавой бойне погибло 80 тысяч человек, 44 тысячи из них - солдаты русской армии.
Русская армия продолжала отступать. В середине сентября Наполеон вошёл в сожжённую Москву. От его многотысячной армии осталась лишь четверть.
Но отказ царя Александра подписать капитуляцию и трудности со снабжением, связанные с придуманной русскими «стратегией выжженной земли», не оставили Наполеону выбора. Он вынужден был возвращаться в Европу.
Но, как оказалось, его проблемы только начинались. Вступив на русскую землю в июле и рассчитывая на быстрое завершение кампании, французы подковали своих лошадей летними подковами.
Это и стало роковой ошибкой для армии, отправлявшейся воевать в страну с длинными и жестокими зимами.
Зимние подковы оснащены небольшими шипами, не позволяющими лошади скользить на снегу и льду.
Без них лошади не только не могут тянуть за собой тяжёлую повозку, но и не могут тормозить во время спуска. Зимой 1812 года Наполеон дорого заплатил за этот промах.
Согласно известному британскому кузнецу Берни Тидмаршу, лошади в летних подковах, скорее всего, погибали, попадая под собственные повозки. Они не могли удерживаться на ногах во время спуска, и им было трудно подниматься в гору. Падая, они ломали кости или повреждали мышцы.
В результате голода, холода и атак русской кавалерии Великая армия развалилась.
Когда Наполеон бросил свою армию на произвол судьбы в Польше и вернулся в Париж 5 декабря 1812 года, армия насчитывала не более 10 тысяч человек. Это была катастрофа, от которой Наполеону не суждено было оправиться.
Его отступление из Москвы считается самым крупным провалом военной кампании во всей истории. Без необходимого количества лошадей возвращение армии домой за 2400 километров было невозможным.
Лошадь, джип, вертолёт
Однако в случае, когда командующий принимает правильные решения по тыловому обеспечению, он может застать противника врасплох.
Возможно лучшим примером этому может служить эпизод из Франко-Прусской войны 1870-1871 года. Прусский командующий Гельмут фон Мольтке использовал эффективность германских железных дорог для концентрации своих сил и опережения французов.
Перехватив инициативу, он довёл кампанию до полной победы, сыгравшей важную роль в объединении Германии.
Лошади были основным транспортным средством для перемещения солдат и запасов по пересечённой местности, пока во время Второй мировой войны в американской армии не появился джип.
Джипы были прочными, надёжными и быстрыми.
Их можно было использовать практически для всего - тянуть прицепы, прокладывать кабель, транспортировать раненных и продовольствие. А со специальными колёсами они могли передвигаться и по рельсам.
Каждый полк армии США располагал 145 джипами . С 1941 по 1945 годы их было произведено 640 тысяч (18% всех автомобилей). Вместе с большим количеством мощных грузовиков они сделали армию США чрезвычайно мобильной.
Во время вьетнамской войны джип был заменён вертолётом. Сейчас невозможно представить армейскую операцию без участия этой «рабочей лошадки».
Однако во время Фолклендской войны 1982 года, за отсутствием достаточного количества вертолётов, многим британским солдатам пришлось совершить пеший марш-бросок по пустынным холмам Восточных Фолклендов, чтобы принять бой на окраинах Порта-Стэнли.
Как видно, некоторые вещи никогда не изменятся.
© Сол Дэвид
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба