Агентство Лангуст [переход на главную]

09/11/2013 Эволюция жемчуга: валюта, статус, цинковое ведро
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о жемчуге купить ювелирные украшения.

Ниже материал статьи приведён полностью.

По обилию посетителей, специфическому затемнению и ярко подсвеченным витринам эта выставка, скорее, похожа на специализированный магазин, где надо постоять некоторое время за спинами впередистоящих, чтобы попасть к прилавку и рассмотреть, на что дивится народ.

Встречают нас на этой экспозиции ракушки - такие часто можно встретить дома у тех, кто любит привозить из заморских путешествий поиск, подбор и бронирование отдыха online экзотический товар. Это турбоспиральные раковины гастроподов или брюхоногих моллюсков, а рядом с ними выросшие в них или похожих ракушках оранжевые, розовые и голубые жемчуга, добытые в подводных недрах Персидского залива у берегов Бахрейна и Катара. Ведь именно там три тысячи лет назад начали добывать жемчуг.

барочный жемчуг в броши лондонского ювелира Джеффри Роуландсона

Как рассказал в интервью Би-би-си курирующий экспозицию директор музея жемчуга и ювелирных изделий Катара Убер Бари, жемчуг в те времена был основной валютой.

«Самой первой цивилизацией, которая стала добывать жемчуг, был остров - теперь мы знаем его как государство Бахрейн, а в прошлом оно называлось Дильмун. В те времена жемчуг был единственным предметом их торговли, товарообмена».

Жемчуг возили в Индию, где он был невероятной диковиной. Никто не мог себе вообразить, как именно он образуется, и именно это, по словам куратора, породило всяческого рода легенды о происхождении жемчуга.

Проза подводных глубин

Практически любой моллюск может сформировать жемчужину, но чаще всего они получаются у двустворчатых плоских моллюсков, поскольку, когда на одну створку попадает паразитический микроорганизм - допустим, это отходы жизнедеятельности проплывающей мимо рыбины, - то створки захлопываются и паразит оказывается заперт внутри раковины.

любой моллюск может произвести жемчужину, если в него попадёт инородное тело

Моллюск начинает покрывать паразита перламутровыми слоями, подобно тому как человеческий организм изолирует ожог волдырём, а царапину засохшей корочкой отмершего эпителия.

Вот такая весьма непривлекательная физиология стоит за возникновением этого красивейшего предмета - жемчуга.

А чтобы ни у кого не было сомнений, что именно так возникает жемчуг, мы видим ряд рентгеновских снимков, сделанных фотохудожницей Бо Бомонт, на которых зафиксировано зарождение жемчужины. Но в дорентгеновские времена гораздо проще было выдумать красивый миф, чем исследовать природу явления.

«В доисламские времена в легендах в основном говорилось о том, что жемчуг - это слёзы богов, а с приходом ислама жемчуг стал своего рода „проводником“, попыткой к Богу приблизиться, поскольку добывался он в подводных глубинах, а это было непростое занятие», - поясняет Убер Бари.

Мы видим, что на протяжении веков снаряжение ловца жемчуга, опускавшегося в глубины Аравийского моря, оставалось неизменным: это прищепка для носа, что-то вроде кожаных лат, чтобы защитить руки, и две толстые верёвки.

К одной из них прикреплена сетка, в которую складывались устрицы, а на конце второй верёвки, обвязанной вокруг талии ловца, семикилограммовый камень для ускорения спуска.

Что скрывает красная скатерть?

Жемчуг был ходовым товаром, поскольку знать и монархи Европы, Индии и Китая хотели именно им украшать себя и свои одежды, а на цену жемчуга влияло, естественно, его качество - то есть величина, блеск и цвет.

в Средние века жемчуг стал ассоциироваться с чистотой и невинностью

На Востоке торговцы выкладывали жемчуг на красную скатерть, а под этой скатертью продавец и покупатель, почти как члены тайного ордена, обменивались тайными жестами и рукопожатиями, означавшими ту или иную цену.

Инструментарий торговца жемчугом демонстрирует средневековый сундук с весами и набором бронзовых сит с дырками разного диаметра для просеивания жемчуга и жемчужного песка, который на вид - точь-в-точь содержимое моей сахарницы.

Как рассказала Би-би-си один из кураторов выставки геммолог Беатрис Шадур-Сампсо, жемчуг испокон веков символизировал власть и положение в обществе. Но, конечно, не мелкий, не «сахарный».

«Его носили, чтобы продемонстрировать свой достаток. Жемчуга было мало, и он очень дорого стоил. Так что короли, герцоги и знать вообще пытались заполучить самые крупные жемчужины», - говорит она.

Исторические жемчужины

ювелир Сэм Тхо Донг использовал пресноводный жемчуг для подвески Иней

Не буду утомлять долгим перечислением портретов королей в жемчугах, поскольку гораздо интереснее лицезреть исторические жемчуга, которые на выставке тоже присутствуют: например, три жемчужные пуговицы с ляписной серединой, каждая размером с круглое печенье купить кондитерские изделия - это всё, что осталось от штатского камзола короля Георга III.

Тут же подвеска королевы Англии Марии II, изготовленная в 1662 году, и в этой же витрине - жемчужина, вынутая из уха уже казнённого короля Карла I, который приходился Марии дедом.

Достоверность этого украшения подтверждает собственноручная записка королевы Марии II, из которой следует, что жемчужина снята уже с отрубленной головы Карла.

«В Средние века жемчуг стал религиозным символом - символом невинности и чистоты Девы Марии, которую можно расценивать как своего рода „селебрити“ того времени», - поясняет куратор.

Что касается культовых и религиозных предметов, то Ассоциация музеев Катара привезла на эту экспозицию одну удивительной красоты русскую икону 1885 года купить православные иконы. В серебряном окладе образы Богородицы и младенца, а их одежды выложены русским речным жемчугом.

Авторство её принадлежит Ивану Николаеву Мнекину, но как она оказалась в Катарской музейной коллекции - об этом история умалчивает. Лишь небольшая сопроводительная аннотация сообщает, что речной жемчужный промысел издавна существовал на севере Руси.

В поисках идеальной жемчужины

Специалисты считают, что жемчуг невозможно сравнивать с другими драгоценными камнями, поскольку любой другой камень нуждается в огранке и шлифовке, а жемчугу не нужно никакое усовершенствование.

ожерелье середины XIX века с натуральным жемчугом

Повторить это чудо природы человечество пыталось на протяжении многих веков, и одним из самых удачливых в этом смысле был шведский ботаник Карл Линней.

В 1748 году он стал проводить свои эксперименты на реке Фирис в городе Упсала. Вылавливал речных мидий, просверливал дырку в ракушке и внедрял на стенку ракушки катышек известняка. Удача посетила великого натуралиста через шесть лет: в ракушке образовалась жемчужина размером с горошину.

Линней попытался заинтересовать правительство Швеции этим открытием, но оно в то время не увидело в этом больших перспектив. В результате в 1762 году Линней продал свой патент, и об искусственном разведении жемчуга на время забыли. По крайней мере в Швеции.

Революцию в этом деле совершил японец Кокичи Микимото, который в конце XIX века на своей устричной ферме начал экспериментировать с раковинами: как лучше насадить чужеродное тело в раковину, как нарастить перламутровые слои, как повысить блеск и цвет исходной жемчужины.

Мечта Микимото - украсить шею каждой женщины ниткой жемчуга - действительно сбылась именно благодаря его усилиям уже в XX веке, когда началось массовое производство искусственно выращенного жемчуга.

А о его популярности позаботилась Коко Шанель, любившая обернуть вокруг шеи несколько ниток жемчуга сразу.

Жемчугоносные вёдра

Поскольку качество культивированного жемчуга всё время улучшалось, то отличить настоящий от искусственного стало возможным только на специальной аппаратуре.

Например, при помощи ртутного измерителя или жемчужного эндоскопа, который анализирует преломление света внутри жемчужины, ибо культивированный и естественно возникший жемчуг по-разному образует перламутровые слои, а соответственно в них по-разному преломляется свет. Но так ли это важно - знать, настоящий перед тобой жемчуг или выращенный на ферме?

Как говорят эксперты, только если речь идёт о вложении средств, в остальном - качество культивированного не уступает естественному.

Если говорить о стиле, то жемчуг полагается иметь каждой женщине, поскольку он осветляет лицо, во всяком случае, хороший, и считается изделием благородным. К счастью, сегодня нитку искусственно выращенного жемчуга может позволить себе каждая женщина, только конечно не «Микимото», потому что хотя это и культивированный жемчуг, продукция этой фирмы доступна не для всех.

Рынок сегодня заполонил дешёвый китайский жемчуг, что демонстрирует самая последняя витрина выставки, в которой мы видим восемь цинковых вёдер до краёв заполненных жемчужинами всевозможных форм: здесь и круглые, и овальные, и кнопки.

И именно эти восемь вёдер производят, пожалуй, самое сильное впечатление из всего мной здесь увиденного: тысячелетия красивых легенд, тайн, мифов и творческих поисков привели человечество в итоге к цинковым вёдрам жемчужного ширпотреба.

Выставка Pearls в Музее Виктории и Альберта продлится до 19 января 2014 г.

© Катерина Архарова

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна