08/12/2006 Из руин афганских Будд растёт история
Впервые опубликовано на сайте INOPRESSA.RU
На сайте INOPRESSA.RU была опубликована статья о восстановлении статуй бамианских Будд .
Ниже материал статьи приведён полностью.
Буддийские реликвии в долине Бамиан снова вызывают споры: можно ли восстановить великих Будд?
Пустые ниши, где когда-то высились огромные бамианские Будды, зияют сегодня на поверхности камня в безмолвном крике об ужасном разрушении, которому подверглась эта легендарная долина и её сокровища с 1,5-тысячелетней историей - когда-то самые большие в мире статуи стоящих Будд.
Это произошло в марте 2001 года, когда талибы и их покровители из «Аль-Каиды» были в зените власти в Афганистане. Боевики, во исполнение указа о разрушении «богов неверных», заложили взрывчатку в основание и плечи двух Будд и разорвали статуи на куски. В глазах возмущённого внешнего мира эта акция стала воплощением ужасов правления исламских фундаменталистов. Даже Чингисхан, опустошивший города долины и уничтоживший её население в XIII веке, оставил Будд стоять.
Через пять лет после отстранения «Талибана» от власти останки бамианских Будд снова в центре споров: можно ли восстановить огромные статуи? И если да, будут ли невероятные инвестиции , которые понадобятся, оправданны в стране, истерзанной бедностью и продолжающимся сопротивлением талибов на юге? Вдобавок страна преимущественно мусульманская.
Долина, расположенная примерно в 140 милях к северо-западу от Кабула, куда в VI веке стекались тысячи паломников, чтобы молиться в ее храмах и монастырях и медитировать в горных пещерах, вновь привлекает международное внимание.
В 2003 году ООН внесла бамианские развалины в Каталог мирового культурного наследия, отметив при этом, что они находятся под угрозой из-за хрупкости материалов, уязвимости перед мародерами и проблем, сопряженных с бумом строительства и туризма после правления талибов. Предпринимаются энергичные усилия, чтобы стабилизировать то, что осталось от скальных скульптур и росписи.
Тем временем археологи пользуются значительно увеличившимся доступом, который стал возможным лишь после гибели статуй, чтобы делать новые открытия и проверить древние легенды о третьем гигантском Будде, возможно, похороненном между двумя разрушенными.
«Историю Бамиана впервые начинают раскапывать в буквальном смысле, и путем реставрационных работ, и путем археологических раскопок», - заявил Касаку Маеда, японский историк, изучающий Бамиан более 40 лет.
В последние несколько лет ЮНЕСКО осуществляет надзор за программой по экстренному ремонту ниш, которая привлекает группы археологов и реставраторов со всего мира. «Объект в опасности», - сказал Масанори Нагаока, специалист культурной программы в отделении ЮНЕСКО в Кабуле.
Гедеоне Тоноли, инженер по тоннелям из Италии, руководит самой насущной задачей - защитой потрескавшейся поверхности горы. Однажды утром два итальянских альпиниста повисли на веревках на верху ниши, где стоял восточный Будда, который при высоте в 125 футов был меньшим из двух. Проволочная сетка покрывает заднюю стенку ниши, по которой все равно время от времени сползают камни и камешки. Огромный шрам остался на внутренней левой стене, где взрывчаткой оторвало кусок ниши, это угрожает всей скале.
Но правая сторона ниши стабильна уже два года, укрепленная стальными прутьями и бетоном, который закачали в трещины. Крошечные стеклянные пластинки прилеплены к скале, а датчики, соединенные с компьютером, следят за каждым движением поверхности горы. Раньше, сказал Тоноли, «здесь было видно небо, и птицы влетали внутрь».
У основания большего Будды - высотой 180 футов - рабочие все еще разгребали лопатами обломки, оставшиеся после взрывов. Немецкие реставраторы из Международного совета по монументам и памятникам культуры потратили два года на сортировку обломков обоих Будд, поднимая краном самые большие куски - некоторые весили 70 и даже 90 тонн - и помещая их под покрытие, так как мягкий камень разрушается от дождя и снега. Мелкие фрагменты и горы пыли аккуратно складывали в сторонке.
Сообщения, что талибы вывезли 40 грузовиков камня, оставшегося от статуй, на продажу, оказались неправдой, заявил реставратор Эдмунд Мельцль. «Судя по объему, мы думаем, что у нас здесь все», - сказал он. Но лишь 60% этого объема - камень, добавил он, остальное превратилось в пыль при взрывах.
Парадокс в том, что разрушение Будд в каком-то смысле помогло археологам в их исследованиях. Например, углеродное определение возраста фрагментов штукатурки с поверхности Будд дало возможность датировать создание меньшего изваяния 507 годом, а большего - 554 годом. Предыдущие оценки варьировали в пределах 200 лет.
Будды были лишь грубо высечены в камне, а затем покрыты глиняной штукатуркой, смешанной с соломой и конским волосом, из которого были сформированы складки их одеяний, и покрашены в яркие цвета. Рабочие обнаружили почти 3 тыс. фрагментов поверхностной штукатурки, некоторые со следами краски, а также деревянные колышки и веревки, которыми были обмотаны скульптуры, чтобы закрепить штукатурку. Сухой климат Афганистана и глубина ниш защищали статуи и помогли сохраниться дереву и веревкам.
Больший Будда был покрашен кармином, а меньший был многоцветным, сказал Мельцль.
Самой удивительной находкой, добавил он, был ковчег, в котором находились три глиняных бусины, лист, глиняные печати и фрагменты буддийского текста, написанные на коре. Полагают, что ковчег был помещен на грудь большего Будды и заштукатурен при строительстве.
Фрагменты тщательно хранят, пока не выполнена главная задача - собрать все обломки, чтобы афганское правительство и эксперты могли решить, что делать. Звучат призывы восстановить Будд, прежде всего со стороны афганцев, которые полагают, что восстановленные статуи привлекут больше туристов и исправят то, что сделано. ЮНЕСКО предупреждает, что для сохранения за Бамианом статуса объекта мирового наследия не должно быть нового строительства, только реставрация. Однако альтернатива демонстрации 200 тонн найденного материала в музее не представляется осуществимой, сказал Михаэль Претцет, президент Международного совет по монументам и памятникам культуры.
Одним реставрационным методом, который ЮНЕСКО и другие эксперты считают приемлемым, является метод анастилоза, часто применявшийся в греческих и римских храмах, когда собирают оригинальные фрагменты и соединяют их с помощью минимального количества нового материала. Михаэль Урбат, геолог из Университета Кёльна, проанализировал фрагменты большего Будды и по горным напластованиям может сказать, к какой части огромной статуи они относятся.
Но повторная сборка фрагментов, которые могут весить 90 тонн, будет очень трудной; в Афганистане нет даже достаточно мощного крана, чтобы поднять их, сказал Мельцль. Реставрационный проект, стоимость которого губернатор провинции Бамиан оценивает в 50 млн. долларов, может стать и политической проблемой в этой бедной мусульманской стране, где более 10% населения до сих пор нуждаются в продовольственной помощи.
Тем не менее губернатор провинции Хабиба Сараби выступает за восстановление Будд методом анастилоза, она заявила, что предложит центральному правительству подать официальное прошение в ЮНЕСКО. Профессор Маеда сказал, что поддерживает идею восстановления одного Будды, оставив второго разрушенным в качестве свидетельства преступления.
Правительство также одобрило предложение японского художника Хиро Ямагаты о создании лазерно-звуковой инсталляции стоимостью 64 млн. долларов, которая начиная с 2009 года показывала бы изображения Будд в Бамиане и приводилась бы в движение сотнями ветряков, одновременно снабжающих окрестных жителей электроэнергией.
Между тем даже простое сохранение того, что осталось, устрашает. Когда-то ниши, гроты и пещеры были покрыты росписью, но 80% было стерто талибами, сказал Маеда. Мародеры тоже нанесли ущерб, используя веревки, чтобы залезать в пещеры, находящиеся на высоте 100 футов на поверхности горы и похищая бесценные медальоны с изображениями сидящих Будд. Один из медальонов попал в Токио, где антиквар, заподозривший его незаконное происхождение, показал медальон Маеде, которому удалось найти больше 40 похищенных артефактов.
«Я надеюсь, что придет день, когда мы вернем их в Афганистан», - сказал он.
Он продолжает поиски в пещерах и среди разрушений находит маленькие радости. В одной из пещер, которую он обнаружил во время своей первой поездки в Бамиан в 1964 году, такой черной от сажи костров, что талибы и мародеры обошли ее своим вниманием, обнаружилось пять рисунков крошечных животных - льва, дикого кабана, обезьяны, вола и грифона - редких в буддийском искусстве, но характерных для Бамиана, где переплелись индийское, иранское и кандагарское влияния
Хотя сейчас главное - это сохранение, эксперты знают, что открыть предстоит еще многое. Как минимум две группы археологов участвуют в тайном состязании, пытаясь найти третьего гигантского Будду, которого могли когда-то положить между двумя стоящими Буддами.
Китайский монах Сюань Цзань побывал в Бмиане в 632 году и описал не только двух стоящих Будд, но и храм в отдалении от королевского дворца, где находился лежащий Будда длиной примерно 1 тыс. футов. Многие эксперты полагают, что он лежал на земле и давно уничтожен.
Но два археолога, Земарялай Тарзи из Афганистана и Казуя Ямаучи из Японии, усердно ведут раскопки в надежде найти его основание. Тарзи, который в этом году раскопал буддийский монастырь, возможно, нашел также стену королевской крепости, которая может привести к третьему Будде. Он планирует вернуться в будущем году и продолжить раскопки.
© Карлотта Голл
Впервые опубликовано на сайте INOPRESSA.RU