08/09/2010 «Танцующие мальчики» Афганистана
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована заметка о малолетних секс-рабах в Афганистане.
Ниже материал заметки приведён полностью.
На ночном свадебном пиршестве в маленьком афганском кишлаке недалеко от туркменской границы меня ожидало много сюрпризов.
Не было видно ни жениха, ни невесты. Кругом - одни мужчины, пьяные от контрабандной узбекской водки , одуревшие от местного опиума, они развлекали себя как могли.
Неожиданно на середину вышел мальчик лет 15. Одетый в сверкающее женское платье, с фальшивой грудью, он начал танцевать традиционный женский танец. С каждым его движением звенели колокольчики на его щиколотках. Кто-то показал доллар, и танцор взял его в зубы.
Это - мальчик-плясун, или, как его тут называют, бача. Порой после пиршеств полевые командиры, влиятельные и богатые люди уводят детей в укромные места. Для чего? На этот счёт ни у кого нет сомнений.
Традиция «бачабазе», или использования мальчиков-плясунов для развлечения мужчин в обществе, где женщинам запрещено танцевать на публике, имеет многовековые корни.
Плясуны - это, как правило, сироты или дети из очень бедных семей. Танцуя на свадьбах и других праздниках, они зарабатывают на хлеб.
Многие влиятельные люди в Афганистане гордятся тем, что у них есть малолетние секс-рабы. На севере Афганистана это даже считается признаком достатка и силы.
Традиция «бачабазе» существовала и в Центральной Азии до установления Советской власти. Она была так распространена, что положила основу особому музыкальному жанру.
Давно забытая на постсоветском пространстве, эта традиция всё ещё жива в Афганистане. Более того, там они приобретает всё более уродливые формы.
История Умида
На ячменном поле в одном из населённых узбеками районов северного Афганистана я встретил такого мальчика-плясуна. Ему 15 лет. Чтобы не раскрывать его настоящего имени, назовём его Умидом.
Пять лет тому назад его отец подорвался на мине, когда работал в поле.
«Мне было 10 лет, когда умер отец. Мама попрошайничала, но это не помогало, мы всё время были голодны, - вспоминает он. - Тогда я начал танцевать на свадьбах. Обычно мне дают плов или 2-3 доллара за танцы».
Иногда дело не ограничивается одними танцами. Когда я спросил его, что же происходит на самом деле, Умид долго не решался открыть мне правду.
«Они спят со мной, иногда их бывает несколько», - шёпотом признался он в итоге. Умид никогда не жаловался на своих обидчиков.
«Это очень богатые и сильные люди. У них много друзей, и полиция не в силах наказать их», - объясняет мальчик.
Он вместе с матерью и двумя маленькими братьями живёт в однокомнатном глинобитном домике в далёком кишлаке. Всё, что у них есть - это старый коврик и несколько ободранных матрасов. На ужин - немного риса и лук, даже растительного масла в доме не осталось.
Мать Умида знает, что её сын ходит на свадьбы танцевать, но говорит, что у них нет другого выбора. Её больше пугает то, что вся семья может остаться голодной.
Позорная традиция
Местные власти отрицают, что традиция «бачабазе» процветает в Афганистане, но шила в мешке не утаишь.
«Наши чиновники стесняются говорить об этом, хотя эта практика распространена по всей стране», - говорит депутат афганского парламента Абдулхабир Учкун.
По его мнению, остановить эту практику могли бы влиятельные религиозные деятели.
Однако мулла мавзолея Али в Мазари-Шарифе перекладывает вину на власти и во всём винит беззаконие.
«Всё это происходит потому, что ответственные организации не могут защитить детей», - считает мулла Мухаммад Касим.
Потенциальных мальчиков-плясунов отбирают прямо на улицах. Многие дети готовы взяться за любую работу ради куска хлеба.
Как утверждает глава независимой комиссии по правам человека в Кабуле Муса Махмуди, никто не изучал, сколько детей сейчас используется в качестве секс-рабов.
«Уличные дети, за которыми некому присмотреть, очень уязвимы в этом отношении», - объясняет он.
Все, с кем я встречался во время моего расследования в Афганистане, знали о старой традиции «бачабазе». Ни для кого в стране это не тайна.
Ничего зазорного?
В последнюю ночь перед моим отъездом мы пошли на свадьбу в старом Кабуле. Она ничем не отличалась от пиршеств в отдалённых сёлах Афганистана: кругом сидело несколько десятков хмельных от опиума мужчин, которых развлекал юноша-плясун.
40-летний Заби (имя, разумеется, не настоящее) похвастался мне, что имеет трёх мальчиков-плясунов, которые в любое время готовы танцевать для него и его друзей.
Заби не видит в этой традиции ничего плохого. Когда я прямо спросил его, доходит ли дело до секса, Заби долго думал и сказал: Я их иногда обнимаю или целую - это всё».
Когда мы покидали вечеринку, было уже 2 часа утра, а юноша всё ещё танцевал для мужчин и раздавал им опиум.
Заби - не самый богатый или влиятельный человек, но если даже у него есть три мальчика-плясуна, то что же говорить о более состоятельных и могущественных людях, а их в Афганистане немало.
Афганское правительство не в силах остановить их, Запад не оказывает на власти достаточного давления. А без этого на почве нынешнего беззакония, войны и нищеты традиция «бачабазе» может только всё больше распространяться по Афганистану.
© Рустам Кобил
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба