❄🎄❄ банковские продукты для частных лиц и бизнеса ❄🎄❄ ❄🎄❄ дебетовая карта с кешбэком рублями до 25% ❄🎄❄
08/06/2012 «Мёртвая дорога» Заполярья: сталинский проект в никуда
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о заполярной железной дороге в Сибири.
Ниже материал статьи приведён полностью.
На просторах российского Заполярья есть недостроенная железная дорога, которую возводили заключённые сталинских лагерей. Десятилетия о ней никто не вспоминал.
Сейчас в России обсуждают, как вернуть к жизни полузаброшенную заполярную железную дорогу.
Людмила Липатова рассказала мне о тысячах заключённых, работавших на той стройке.
Мы идём по пояс в снегу, в лицо дует ледяной ветер. Но Людмила, крепкая женщина за 70, не обращает на это внимания.
«Вот это место. Здесь мы начнём копать», - говорит она, останавливая меня.
Вскоре моя лопата натыкается на что-то металлическое. Мы разгребаем снег и находим ржавые рельсы. Я вижу на одном из них надпись «ЗИС». И далее - «завод имени Сталина».
Мы стоим на пустыре на одной из окраин Салехарда - столицы Ямало-Ненецкого автономного округа. Это один из самых старых городов российского дальнего севера. Он был основан в 1595 году как форпост казаков и христианских проповедников. Помимо финского Рованиеми, Салехард - это единственный город в мире, расположенный непосредственно на Полярном круге.
Главный экспонат краевого музея - мамонтёнок по имени Люба, возраст которой около 10 тысяч лет. В 2007 году его случайно нашёл оленевод, и эта история облетела весь мир.
Однако есть в истории Салехарда и другие страницы - здесь были лагеря ГУЛАГ.
Секретная инициатива
Рельс, который раскопали мы с Людмилой, - напоминание об одном из наиболее амбициозных и бесчеловечных проектов Иосифа Сталина - Трансполярной магистрали. Эта попытка покорения Арктики была одной из составляющих «плана преобразования природы».
По замыслу проектировщиков, железнодорожное полотно, протяжённостью более 1600 километров, должно было соединить Западную и Восточную Сибирь. Рельсы должны были идти от Инты (город в республике Коми) через Салехард до города Игарка на реке Енисей.
Исследование местности в районе будущей дороги проходило в 1940-х годах, но строительство началось только после Второй мировой войны. Рабочей силой почти исключительно были «враги народа» - люди, осуждённые по политическим статьям.
В документах проект проходил под названием «строительство 501" и „строительство 503». Руководило работами Главное управление лагерного железнодорожного строительства, входившее в систему ГУЛАГа.
Вдоль всей будущей трассы на расстоянии 10-12 километров друг от друга стояли лагеря. Заключённые строили деревянные бараки своими руками. Те, кого привозили первыми, чтобы строить бараки, жили в брезентовых палатках.
«Вам может показаться, что сейчас холодно. Но ведь уже весна, - говорит Людмила. - Зимой температура опускается до -50 градусов по Цельсию. Только представьте, каково работать в таких условиях. А летом здесь стоит ужасная жара и докучает мошкара».
Зная это, некоторые охранники устраивали осуждённым безжалостные пытки.
«Они раздевали заключённого и оставляли его связанным на улице. Тут же слетались комары, и это превращалось в самую ужасную пытку на свете», - говорит Людмила Липатова.
Она рассказала историю одного молодого человека, осуждённого за написание идеологически неверных стихов. Используя «комариную пытку», охрана пыталась узнать у него имена нескольких сбежавших заключённых.
Рассказала Людмила и историю 16-летней девочки, чья мама умерла, а отец вернулся с войны инвалидом. Девушка отчаянно пыталась спасти от голодной смерти четверых младших сестёр и братьев. Она была поймана при попытке украсть полмешка свёклы. После решения суда девушка оказалась на стройке трансполярной железной дороги.
«Суд решил, что это политическое преступление и назначил ей 10 лет каторги, - поясняет Людмила. - Но причём здесь политика?»
Липатова может рассказать множество подобных историй. В музее Салехарда, где Людмила работала директором, а после ухода на пенсию осталась старшим научным сотрудником, она показывает мне фотографию молодой девушки с ямочками на щеках. Это снимок Надежды Кукушкиной - бухгалтера одного из госпредприятий Украинской ССР.
Однажды в сейф предприятия пробрались крысы и сгрызли часть банкнот. Бухгалтера обвинили в хищении денег и сослали работать под Салехард. Среди заключённых были такие, кто до прибытия на строительство железной дороги побывал в фашистских концлагерях. По возвращению в Советский Союз они были объявлены изменниками и вновь отправлены в заключение - за Полярный круг.
«Мёртвая дорога»
По некоторым подсчётам, трансполярную магистраль строили около 300 тысяч заключённых. Каждый третий умер там, на стройке.
Но Людмила говорит, что реальное число смертей, как и количество заключённых, чей рабский труд использовался на этой «стройке века», до сих пор неизвестно. Точные подсчёты тогда не велись.
К моменту смерти Сталина в 1953 году более 600 километров дороги было построено, однако завершён проект так и не был. Сменивший Сталина Никита Хрущёв переложил ответственность за строительство трансполярной магистрали с МВД на министерство транспорта, у которого для этого не хватало ни людей, ни денег.
Шпалы стали зарастать мхом, а рельсы - погружаться в болота. Амбициозный проект превратился в дорогу в никуда, и в народе его прозвали «мёртвая дорога». Игра слов напоминает не только о провале инициативы, но и о тысячах покалеченных судеб.
Десятилетиями никто особо не вспоминал о заброшенных бараках и проржавевших рельсах.
Людмила в своё время помогала извлекать из-под земли тело мамонтёнка, хорошо сохранившегося в вечной мерзлоте. Однако после распада СССР она начала копаться в не столь давней истории края.
Вместе с другими местными историками и при помощи волонтёров она начала собирать письма, фотографии и воспоминания бывших строителей Трансполярной магистрали.
Теперь в Салехарде, недалеко от модернистской скульптуры, отмечающей 66-ю параллель, по которой, собственно, и проходит Полярный круг, есть и ещё один монумент. Это паровоз, водружённый на постамент.
Надпись на мемориальной плите говорит о дороге, беспощадно возводившейся на краю земли с 1947 по 1953 годы, и о жертвах этого строительства, которые никогда не будут забыты.
Дорога к дому
Для многих бывших узников лагерей и их охранников Салехард стал родным городом - они остались жить здесь после окончания срока заключения или службы.
«Конечно, среди охранников были садисты, но были и нормальные люди, - вспоминает Людмила. - Некоторые даже давали заключённым время на отдых и разрешали собирать грибы или ягоды, чтобы зимой у них был запас хоть каких-то витаминов ».
Она говорит, что многие стражники были обычными призывниками. И их судьба, как и судьба заключённых, находилась в чужих руках.
«Конечно, было неправильно строить дорогу, используя рабский труд. Но после того как стройка унесла так много жизней, останавливать её тоже было преступлением», - говорит Людмила, протирая запотевшие стёкла очков.
«Я провожу экскурсии и рассказываю людям о том, что здесь происходило. На одну из экскурсий пришёл мужчина - оказалось, что он бывший заключённый и специально приехал сюда. Он начал плакать, едва увидев ржавые двигатели и старые вагоны», - рассказывает Липатова.
«Многие осуждённые верили в то, что они делают важное дело, и всё это было разрушено. Это разбивает сердце», - говорит она.
Мне нужно было заканчивать беседу, чтобы успеть на самолёт из Салехарда в Новый Уренгой: другого пути добраться сюда нет. Впрочем, сейчас Москва вновь обращает свой взгляд на Заполярье, поскольку этого требует энергетика, перебирающаяся за Полярный круг.
Стали слышны разговоры о том, что необходимо вернуть к жизни Трансполярную магистраль. Работы по строительству дороги, которая соединит Салехард с городами Надым и Новый Уренгой, а затем, возможно, и с остальной частью России, уже начались.
Через 60 лет после того, как многообещающий проект был закопан в землю, «мёртвая дорога» может обрести вторую жизнь.
Архивные фотографии используются с разрешения Ямало-Ненецкого окружного музея им. И.С. Шемановского. Использованы также фото из архива Людмилы Липатовой.
© Люси Эш
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба