07/12/2015 Полный санук. Что Западу стоит перенять у Таиланда.
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба
На сайте BBC Русская служба была опубликована авторская статья об основе национальной этики тайцев.
Ниже материалы статьи приведены полностью.
В Таиланде радость жизни, или «санук», - важнейшая часть национальной этики.
И, по мнению постоянного автора BBC Travel, западному обществу стоило бы эту этическую норму у тайцев перенять - жизнь была бы тогда много гармоничнее и счастливее.
Всякий раз, когда я приезжаю в Таиланд - а случается это довольно часто, - я поражаюсь тому, насколько весёлые там жители.
Конечно, люди радуются и веселятся во всех без исключения странах. Особенность же тайцев состоит в том, что у них радость жизни - это часть национального этоса, это реализуемая в повседневности философия гармоничного бытия.
И, наверное, такое отношение к радости как к чему-то фундаментальному для человеческого естества необходимо в нашем мире всем, кто стремится к гармонии.
В каждой культуре есть специальное слово, обозначающее весёлость, веселье. Однако тайское слово «санук» имеет более глубокий смысл, чем, к примеру, английское fun, и в соответствующей языковой среде отношение к нему и к обозначаемому им понятию более почтительное.
Санук - это не про пустые развлечения или фривольности; это про образ жизни, который поддерживает в человеке внутреннюю радость как естественное состояние бытия.
Гуляя по столице Таиланда Бангкоку, пройдитесь по его переулкам - живым, вибрирующим «сойи». Или зайдите в какое-нибудь учреждение.
Везде вы сможете наблюдать санук в действии. Он принимает разнообразные формы - от мягкого подтрунивания и умной словесной игры до простой дурашливости.
При этом практически любое проявление весёлости в компании с другими людьми дружелюбно в своём посыле и помогает сохранению социальной гармонии.
«Перевод „санук“ словом „веселье“ не передаёт всего богатства этого понятия, - отмечает Уильям Клауснер, американский антрополог, уже несколько десятилетий живущий в Таиланде. - Такой перевод не даёт нам почувствовать магию этого особенного аспекта тайской культуры».
Туристы имеют возможность видеть санук во всей его красе во время новогоднего тайского фестиваля Сонгкран, проводимого ежегодно с 13 по 15 апреля.
Фестиваль этот называют ещё самой большой в мире водной битвой - и не без причины.
Во время Сонгкрана, стоит только высунуть нос из дому, и вас тут же окатят с ног до головы водой - по улицам носятся оравы детей, вооружённых большими водяными пистолетами, а у гуляющих взрослых так и вовсе полные вёдра в руках.
В основе своей это буддистский фестиваль, славящий радость и веселье. Так что неудивительно вовсе, что для Таиланда Сонгкран - праздник наиважнейший.
И никто в Азии не справляет его с такой интенсивностью и игривостью, как тайцы.
«Считается, что не стоит даже и ввязываться в дело, в котором отсутствует санук, - рассказывал мне Сумет Джумсай, один из самых именитых в Таиланде архитекторов, в то время как прямо за стенами его столичного бюро улица кружилась в вихре бурного празднества. - И с работы, пусть и хорошо оплачиваемой, люди могут уйти просто потому, что она не приносит им радости».
Как человек западной культуры, я был поражён такой ужасной непрактичностью и вначале решил даже, что мой собеседник надо мною издевается. Но дело-то в том, что для тайцев веселье не есть необязательное дополнение к жизни.
Кроме «санук», в тайском существует ещё слово «лён», или «игра»; его употребляют при описании научных исследований и деловых совещаний - то есть тех видов деятельности, которые на Западе никак не ассоциируются с игривостью.
А вот в конторах и НИИ Таиланда сотрудники ведут себя не «по-деловому» весело, игриво; кажется, будто бы они во всех смыслах валяют дурака - однако ж, как ни удивительно, работу свою они в итоге выполняют.
Когда я заметил Сумету, что и американцы, мол, тоже не дураки повеселиться - ведь выдвинули ж они идею «большого веселья» (big fun), закрепив её с помощью таких символов, как диснеевский парк развлечений и вечеринки с размахом, - он обратил моё внимание на то, что санук, в отличие от «фана», не существует в дуальности «работа-развлечение».
- Вы, американцы, относитесь к вашим развлечениям слишком серьёзно. А мы не верим в жизненную философию, противопоставляющую серьёзную работу и серьёзный «фан». У нас веселье органично вплетается в рабочий день.
- А в чём оно проявляется, интересно?
- Улыбки, смех… На эту тему у нас нет такого напряжения, как в Штатах.
Санук - это ещё и своего рода эмоциональный буфер, механизм, облегчающий людям преодоление того, что принято называть трудностями жизни, пишет Арни Кисленко в книге «Культура и обычаи Таиланда».
Хотя Таиланд и имеет за границей славу страны улыбок, тайская улыбка значительно более сложна, чем кажется нам, иностранцам, и нюансов в ней гораздо больше, чем заметно непосвящённому.
Да, действительно, тайцы улыбаются, выражая радость или благодарность. Но улыбка для них - это также и способ скрыть свои негативные эмоции.
Потому их можно увидеть улыбающимися в ситуации напряжённого конфликта или даже на похоронах.
Зацикленность Таиланда на радости и веселье напрямую связана с его религией. Ведь большинство тайцев - буддисты.
А санук - это одно из основных понятий буддизма, напоминающее о непостоянстве всего сущего и необходимости осознанного проживания жизни, с полным присутствием в настоящем моменте, «здесь и сейчас».
Довольно близко сануку тайское выражение «май пен раи», или «не беда», «не проблема», «не о чем беспокоиться».
Употребляется оно обычно как мудрое напоминание о том, что в жизни действительно имеет значение, а что - пустое («Не волнуйся, и это пройдёт»), как выразитель жизненной философии, в которой ценятся внутренняя гармония и согласие между людьми, утверждается тщета конфронтации, а преходящесть всего сущего принимается как данность.
Ведь и вправду, то, что представляется нам порою исключительно важным, даже вопросом жизни и смерти, на самом деле может не иметь ровно никакого значения ни для нас самих, ни для Вселенной.
У приезжих с Запада, особенно тех, кто занимается в Таиланде бизнесом , двойная философия «санук» и «май пен раи» может поначалу вызвать когнитивный диссонанс.
Ведь, по западной логике, когда все вокруг только и делают, что веселятся, дело неизбежно страдает.
Однако, как ни парадоксально, именно весёлое отношение к работе позволяет тайцам достигать эффективности и быть продуктивными. Ведь оно снимает напряжение и смягчает агрессию.
В Таиланде, кстати, ведущего себя вызывающе пьяного скорее проигнорируют, чем вступят с ним в конфликт - «ма пен раи», это неважно.
Западная культура прямолинейна и сосредоточена на решении конкретных задач. Тайская культура - непрямая и нелинейная; в фокусе же у неё процесс, а не результат.
Санук не есть действие, выполняемое ради достижения определённой цели - как, скажем, релаксация или тимбилдинг. Он самоценен и практикуется ради себя самого.
Конечно, всё сказанное здесь о сануке вовсе не значит, что тайцы постоянно пребывают в состоянии игривой весёлости.
Или что веселье исключает для них необходимость тяжёлого труда и социальных преобразований.
Но, несомненно, радость как состояние бытия - это то, к чему нам всем нужно стремиться.
И тем занятиям, которые мы на Западе почитаем серьёзными, не помешало бы придать немного санука. Он нисколько не умалил бы их важности, зато напомнил бы нам, что нахмуренные брови приводят лишь к образованию морщин.
Об авторе. Эрик Уайнер имеет обыкновение рекомендовать себя как философ-путешественник, постепенно излечивающийся от своего недовольства жизнью. Он является автором таких книг, как «География счастья» (The Geography of Bliss) и готовящаяся к выходу «География гения» (The Geography of Genius).
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба