Агентство Лангуст [переход на главную]

28/02/2008 Постройте мне пирамиду: Даниэль Либескинд и олигархитекторы
Впервые опубликовано на сайте INOPRESSA.RU

На сайте INOPRESSA.RU была опубликована заметка об олигархитектуре.

Ниже материал заметки приведён полностью.

Западные архитекторы получают астрономические гонорары за строительство памятников для режимов, которые не приняты в приличном обществе

Архитекторов и власть имущих связывают отношения, имеющие долгую историческую традицию и не особенно запутанные. Архитекторы любят начальство. Слегка диктаторский режим всегда полезен, когда надо получить разрешение на строительство. В жизни современного архитектора есть проблема, являющаяся чем-то типа профессионального заболевания: большая часть денег на планете - а, следовательно, власти и самовлюбленности - сосредоточена в уголках, где избирательные участки и прозрачность политической деятельности имеют непростую судьбу. Это Дубай, Москва, Шанхай, Флорида. Так возникла новая модная тенденция, которую прозвали «олигархитектура», хотя этот термин может без разбора применяться к кому угодно - от российских нефтяных магнатов до чересчур привередливых клиентов из Нунитона (город в графстве Уорвик, Великобритания. - Прим. ред.).

Сформулируем так: большинство этих фигур не относится к списку тех, кому организация Amnesty International рассылает рождественские открытки.

Архитектор - существо наподобие доктора Джекиля и мистера Хайда. Хотя его гнетёт чувство ответственности перед обществом и бессознательное желание поспешить в зону стихийных бедствий и выстроить остроумное временное жилье для пострадавших, мистер Хайд бессилен перед такими соблазнами, как беспредельная власть, богатства и золотые краны. Почему? Понятия не имею.

Американский архитектор Филип Джонсон, ныне покойный, был много чем знаменит - только не высоким нравственным уровнем. «Я готов работать на самого дьявола, если он что-то строит», - острил Джонсон. Правда, он не создал ничего такого уж сатанинского, если не считать точной копии здания британского Парламента на Саут-бэнк в Лондоне, которую предполагалось облицевать зеркальным стеклом. Это здание (к счастью, оставшееся в проекте) заказали кувейтские нефтяные фирмы. Когда в 1990-х Джонсона спросили, стал бы он строить в 1936 году для Гитлера, он ответил: «Как знать? Такая перспектива соблазнила бы любого».

Но на прошлой неделе Даниэль Либескинд взял и все испортил. Он поступил, как Спилберг купить фильмы Стивена Спилберга. Выступая в Белфасте, этот уроженец Польши, спроектировавший Еврейский музей в Берлине, обрушился с нападками на архитекторов, которые работают в Китае. «Я не стану работать на тоталитарный режим, - взревел он. - Архитекторам следует в большей мере руководствоваться соображениями этики». Это было бы беспрецедентным развитием событий. Пока не объявился Либескинд с его воззрениями либерала-попутчика, западные архитекторы благополучно получали астрономические гонорары за строительство памятников для режимов, которые определенно не приняты в приличном обществе.

Проследите происхождение денег, вложенных в строительство любого здания, и, как минимум, часть этой суммы непременно окажется грязной. Вы хотите вести себя, как Либескинд? В таком случае постарайтесь удостовериться, что все, что вы делаете, покупаете, едите и носите, вплоть до этих вот сомнительных ковбойских сапог, не омрачено и тенью предосудительности и изготовлено по экологически чистым технологиям, вручную, крестьянами, которые работают в рамках программы FairTrade (программа «Справедливая торговля», долженствующая защищать жителей стран третьего мира от эксплуатации, скупки произведенных ими товаров по искусственно-заниженным ценам и т.п. - Прим. ред.) где-то в Стране сказок. Либескинд, кстати, работал в Израиле, то есть в стране, которую некоторые бойкотируют.

Или вы блюдете «Декларацию прав человека» в версии для архитекторов, сочиненную Lucifer Inc: «Не считайся со страданиями несчастных бедолаг, которые работают на пыльных пустырях до кровавого пота, воздвигая наши памятники, - все их мытарства не так важны, как блестящее архитектурное решение!» Либо вы выбираете нечто промежуточное в зависимости от того, дает ли вам ваша совесть спокойно спать по ночам? Предлагаем вам ознакомиться с рядом строительных проектов, разрешения на осуществление которых выдаются, похоже, в ускоренном порядке.

«Хрустальный остров», Москва

Архитектурная фирма - Foster and Partners.

Какой архитектор откажется строить здание, которое в потенциале станет крупнейшим в мире? Во всяком случае, не Норман Фостер, чье недавнее антраша - переход от характерных для него изящно-нейтральных зданий, которые он предлагал клиентам пять десятилетий, к золоту и стразам а-ля Либерачи (американский эстрадный пианист, ассоциирующийся с вычурно-вульгарной роскошью. - Прим. ред.) - указывает на все симптомы кризиса «престарелого возраста». (Возможно, Норм, все это серое стекло и бетон были для тебя лишь камуфляжем?)

Движущая сила? Фирма занялась странами, которые можно эвфемистично назвать «расширяющимися рынками». Найдется мало фактически однопартийных государств, где Фостер еще не работает.

Эта стеклянная гора - второй совместный проект Фостера с Шалвой Чигиринским, российским магнатом нефтепромышленности и недвижимости - в четыре раза превышает по величине Пентагон, содержит в себе новый квартал для московских нуворишей и, кажется, названа в честь героини Аарона Спеллинга. Вульгарно? С тем же успехом Фостер мог бы сбежать с Бритни Спирс.

«Газпром-сити», Санкт-Петербург

Архитекторы - RMJM.

Оно же - «башня «Газпрома». «Газпром»? Погодите, я наверняка где-то уже слышал это название. Это случайно не крупнейший добытчик природного газа в мире, связанный пуповиной с опереточным злодеем Владимиром Путиным и держащий руку на вентиле, от которого зависит геополитическая стабильность на большей части Европы и Азии? Тогда вполне логично, что его штаб-квартира имеет форму гигантского кинжала, вонзенного в землю.

Занятно, что внешний вид этого здания, спроектированного британской фирмой RMJM - высота - 394 метра, материал - закаленная сталь, местоположение - прямо перед Смольным собором в изысканном городе XVIII века, который дотоле был знаменит вовсе не колоссальными небоскребами, - вызвал легкие волнения среди местных жителей. В январе сотни людей вышли на демонстрацию протеста. Сомневаюсь, что мы опять увидим их на улицах.

Культурный центр имени Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан

Архитектор - Заха Хадид.

Хадид более известна своими рассуждениями о том, что лучше - Prada или Issey продажа брендовой женской и мужской одежды, обуви, аксессуаров и украшений, чем познаниями в центральноазиатской политике, но даже она, наверное, ненадолго опешила, когда ей предложили спроектировать мемориал бывшего председателя КГБ. Здание в память о Гейдаре Алиеве, ныне покойном правителе Азербайджана - человеке, которого Amnesty International жестко критиковала за попирание прав человека и коррупцию на выборах - было заказано нынешним правителем страны, который по странной случайности приходится Гейдару сыном. Сын, Ильхам Алиев, пришел к власти после смерти отца в 2003 году. Ну надо же! В сентябре Заха Хадид даже возложила цветы на могилу Алиева. Может быть, она плохо расслышала? Заха, это был КГБ, а не D&G.

Штаб-квартира телекомпании CCTV, Пекин, Китай

Архитекторы - Office for Metropolitan Architecture/Рэм Колхас.

Как Колхасу сошло с рук проектирование штаб-квартиры телеканала, который является рупором китайского государства? Он делает серьезное лицо, заявляет, что его шаг продиктован тактическими соображениями, и клеймит своих критиков слева - например, Майка Дэвиса, который сотрудничает с Ричардом Роджерсом, - обзывая их «западными неоколониалистами». Ловко проделано. Колхас нас едва не убедил. В конце концов, много ли найдется других однопартийных государств с командной экономикой, которые благодаря строительству одного-единственного здания превратились, как по волшебству, в демократии с многопартийной системой?

Новейшее объяснение таково: это была Сплошная Архитектурная Метафора! Выраженная в облике здания идея «неустойчивости» - а оно представляет собой петлю высотой в 234 метра, которая по необъяснимым причинам не валится - отражает, понимаете ли, «нестабильность» политического будущего Китая в тот момент, когда он раскрывает двери перед капитализмом. Раз так, все нормально.

Центр Астаны, Казахстан

Архитекторы - Кисо Курокава, Foster and Partners и другие.

Казалось бы, у Казахстана и так забот невпроворот - надо ведь отражать нападки Саши Барона Коэна. Но нет - в страну еще и нахлынули западные архитекторы, желающие помочь ей потратить нефтяные доходы. Тратя шальные деньги на строительство ненужной новой столицы у черта на куличках, уставленной мегаломанскими монументами в подражание египетским фараонам, - вместо того чтобы, например, насаждать всеобщие права человека и кормить всех хлебом с маслом, - президент Нурсултан Назарбаев поступает, как всякий уважающий себя азиатский плутократ, правящий без реальных демократических выборов уже 17 лет.

Заруби себе на носу, Норм: если тебе придется назвать некое здание «Пирамидой мира и примирения», это, как правило, будет означать, что оно не имеет никакого отношения к этим понятиям.

© Том Дикхофф

Впервые опубликовано на сайте INOPRESSA.RU

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна