Агентство Лангуст [переход на главную]

25/07/2014 Откуда берутся стереотипы
Впервые опубликовано на сайте inoСМИ.Ru

На сайте inoСМИ.Ru была опубликована заметка о причинах появления стереотипов.

Ниже материал заметки приведён полностью.

Данные шотландских исследователей показывают, что стереотипы - неудачный продукт того, как мы обрабатываем и передаём информацию.

Стереотипы несправедливы и оскорбительны, но от них нам никуда не деться. Логика подсказывает нам, что нелепо приписывать всем - или даже большинству - представителей определённого народа лень, неблагонадёжность, или необычайный ум, однако подобное упрощённое мышление по-прежнему процветает.

стереотипы - неудачный продукт того, как мы обрабатываем и передаём информацию

Почему это происходит? Откуда берутся стереотипы? В замечательной новой статье группа учёных во главе с психологом из Абердинского университета Дугласом Мартином доказывает, что их следует считать неудачным следствием нашего метода обработки и передачи знаний.

«Процесс многократной передачи социальной информации от человека к человеку может приводить к непреднамеренному и спонтанному формированию культурных стереотипов», - пишут исследователи в журнале Psychological Science.

В сущности, утверждают они, наши мозги запрограммированы на то, чтобы распределять информацию по категориям и устанавливать кратчайшие пути между объектами (атрибут A ассоциируется с поведением B). Этот навык помогает нам сохранять знания с минимальными усилиями и структурирует мироздание, которое в противном случае выглядело бы хаосом.

Тем не менее, в процессе теряются нюансы и частности.

Зачастую, отмечают авторы статьи, в основе стереотипа лежит «зерно истины», которое в дальнейшем перерождается в распространённое клише в отношении группы людей. Впрочем, иногда стереотипы берутся как будто бы из ниоткуда.

Мартин и его коллеги провели эксперимент, в ходе которого вымышленные существа - космические пришельцы - получили случайный набор свойств. Как оказалось, на то, чтобы на их счёт сформировались стереотипы, не требуется много времени.

Каждый из пришельцев выглядел как схематичный рисунок с тремя свойствами: форма (круглая, квадратная или прямоугольная); цвет (синий, зелёный или красный) и движение (скачкообразное, по диагонали, по горизонтали).

В результате получилось 27 видов пришельцев. Каждый из них был в случайном порядке наделён личностными чертами. Скажем, квадратные зелёные инопланетяне, передвигавшиеся скачками, считались скрытными, любопытными, аккуратными, высокомерными, серьёзными и нервными. (По-моему, им очень подходит!)

В эксперименте участвовали 168 студентов Абердинского университета, сформировавших ряд цепочек, по которым информациях о пришельцах передавалась от «поколения» к «поколению».

«На первом - обучающем - этапе первому участнику в цепочке показывали 13 из 27 инопланетян и просили запомнить их свойства, - пишут исследователи. - Далее, на тестовом этапе, участникам показывали 27 пришельцев - включая и тех, с которыми они сталкивались раньше, и всех оставшихся - и просили указать свойства каждого из них.»

Свойства, выбранные участником, использовались как учебный материал для следующего звена в цепочке и процесс повторялся. Длина каждой цепочки составляла семь «поколений».

В результате получалось нечто вроде игры в «испорченный телефон», в ходе которой изначальная информация искажалась - но очень специфическим образом.

«Через несколько поколений устанавливались чёткие закономерности», - утверждают Мартин и его коллеги. Некоторые пришельцы начинали «прочно ассоциироваться с определёнными чертами». Скажем, «к концу одной из цепочек синие инопланетяне воспринимались, преимущественно, как „чувствительные“ и „удачливые“, а зелёные - как „вульгарные“».

Почему так вышло? «С самого первого „поколения“ участники переоценивали сходство пришельцев, принадлежащих к одной категории. Они были склонны предполагать, что персонажи, обладающие общими внешними чертами должны разделять и личностные свойства, - пишут исследователи. - Эта тенденция в итоге привела к развитию категорийной структуры, в рамках которой определённые свойства стали ассоциироваться с определёнными внешними чертами».

По словам учёных, это происходило «непреднамеренно». Просто наш мозг работает таким образом. Мы берём сложные сплетения информации и в процессе обмена тем, что мы выучили, создаём «всё более упрощающуюся, чётко структурированную и легко запоминаемую систему» стереотипов.

Разумеется, эта модель была разработана шотландцами, а все мы знаем, что они… (выберите свой любимый стереотип).

© Том Джейкобс

Впервые опубликовано на сайте inoСМИ.Ru

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна