Агентство Лангуст [переход на главную]

24/05/2006 День славянской письменности и культуры
Впервые опубликовано на сайте Телеканал «Культура»

На сайте Телеканал «Культура» была опубликована статья о ежегодном Дне славянской письменности и культуры.

Ниже материал статьи приведён полностью.

Отмечаемый ежегодно 24 мая День славянской письменности и культуры неразрывно связан с именами Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянского алфавита. После многих десятилетий забвения праздник возродили в 1986 году, а в 1991 году он стал государственным. Вместе с тем, по своему содержанию День славянской письменности и культуры является единственным в России государственно-церковным праздником.

Центром празднования каждый раз становятся разные города, выбирается столица праздника, в которой он отмечается особо торжественно. В этом году такими городами стали Новочеркасск и Ростов.

Кирилл и Мефодий - просветители славян, создатели славянской азбуки

Кирилл и Мефодий - просветители славян, создатели славянской азбуки. Кирилл (светское имя Константин; ок. 827-14.2.869) и Мефодий (светское имя неизвестно; ок. 815-6.4.885) - греки, братья, уроженцы города Солунь (Фессалоники), в окрестностях которого обитало множество славян, чей язык знали многие из горожан. Кирилл и Мефодий происходили из семьи византийского военачальника.

Мефодий по началу посвятил себя военной карьере, но около 852 г. принял монашеский постриг, позднее стал игуменом монастыря Полихрон на вифинском Олимпе (Малая Азия).

Кирилл с юных лет отличался тягой к наукам и исключительными филологическими способностями. Получил образование в Константинополе у крупнейших учёных своего времени - Льва Грамматика и Фотия (будущего патриарха). После обучения принял сан священника, исполнял обязанности библиотекаря, по другой версии - скефофилакса (сосудохранителя) собора Святой Софии в Константинополе и преподавал философию. В 851-52 гг. в составе посольства асикрета Георгия прибыл ко двору арабского халифа Муттавакиля, где вёл богословские споры с мусульманскими учёными.

После возвращения в Константинополь удалился в монастырь к брату. После хазарской миссии Кирилл и Мефодий были посланы в Великую Моравию (863-66 гг.) византийским императором - по просьбе моравского князя Ростислава (Растицы), стремившегося ограничить влияние в стране немецкого духовенства и предложившего прислать в Моравию епископа и проповедников, которые могли бы излагать христианское учение на понятном славянам языке. Братья работали над переводом книг Священного Писания на славянский язык, положив в его основу восточно-болгарские диалекты, и над созданием особой азбуки для своих текстов - глаголицы. Подобный опыт создания новой азбуки и перевода Священного Писания не имел прецедента в Европе IX в.

Во время моравской миссии Кирилл и Мефодий с помощниками перевели весь чин церковного богослужения и подготовили священнослужителей, которые могли совершать богослужение по-славянски. Опыт Великой Моравии получил распространение и в соседнем Блатенском княжестве (Западная Венгрия), князь которого Коцел предоставил братьям 50 учеников для наставления в славянском богослужении. Практика богослужения на доступном народу языке противоречила практике, принятой латинским духовенством, которое обвиняло учителей в неправоверии.

Наибольшей остроты полемика достигла на синоде в Венеции, куда Кирилл и Мефодий прибыли для рукоположения их учеников градским патриархом. После диспута в Венеции по приглашению папы Николая I братья прибыли в Рим с мощами мученика Климента. Новый папа Адриан II (избранный в 867 г.) освятил славянские книги и приказал служить над ними литургию в главных храмах города. Ученики Кирилла и Мефодия были рукоположены кардиналами Формозой и Гаудерихом. Вскоре после этого Кирилл умер и был похоронен в Риме в церкви Сан-Клементе, Мефодий был поставлен архиепископом восстановленного Сирмийского диоцеза (епархиального округа), в состав которого входили Великоморавское и Блатенское княжества. За время пребывания на архиепископской кафедре (870-85 гг.) Мефодий завершил перевод всего корпуса библейских книг, перевёл богослужебные, агиографические, гомилетические (поучительные) и канонические тексты (древнейший Номоканон); с его деятельностью связывается создание церковно-юридической компиляции «Закон судный людем» в краткой редакции, его перу исследователи приписывают анонимную гомилию «Владыкам земли слово Господне велит».

Вскоре после поставления в архиепископы, в том же 870 г., когда Великая Моравия была завоёвана Восточно-франкским королевством, Мефодий был обвинён немецкими епископами в незаконном захвате областей, подчинённых в церковном отношении баварскому духовенству, и заключён с ближайшими учениками в монастыре в Южной Германии. Лишь благодаря ходатайству князя Коцела и заступничеству папы Мефодий был освобождён из заточения, и ему была возвращена кафедра. Но при преемнике Ростислава, его племяннике Святополке, Мефодий не имел столь надёжной опоры в лице князя. Святополк и его окружение стремились к равноправию с соседними германскими владетелями и тяготились строгостью церковных норм, неукоснительного исполнения которых требовал Мефодий. В этих условиях князь рассматривал возглавляемую Мефодием церковную организацию как обузу и добился назначения в своё княжество в качестве епископа Нитры и викария Мефодия противника славянского богослужения Вихинга. Политика пап Адриана II и Иоанна VIII в отношении кирилло-мефодиевской миссии и осуществлявшейся братьями богослужебной практики не отличалась последовательностью: даже признавая деятельность Мефодия правоверной и канонической, они не применяли санкций против его немецких противников. После смерти Мефодия (похоронен в кафедральном соборе в столице Великой Моравии Велеграде) его ученики были изгнаны из Великой Моравии и нашли прибежище в соседних странах, в первую очередь в Болгарии, где и продолжили деятельность Кирилл и Мефодий предположительно, создали кириллицу.

Кирилло-мефодиевское наследие оказало огромное воздействие на культуру славянских государств: Болгарии (а через её посредство - Руси и Сербии), Чехии, Хорватии (в последней вплоть до новейшего времени сохранялась глаголическая письменная традиция). Культ Кирилла и Мефодия получил широкое распространение во всех слав, странах, как православных, так и католических (братья были канонизированы вскоре после их смерти). Установленный церковью день памяти Кирилл и Мефодий (24 мая) в Болгарии был превращен впоследствии в праздник национального образования и культуры; отмечается с 1985 года и в России, с 1992 - как государственный праздник.

Впервые опубликовано на сайте Телеканал «Культура»

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна