Агентство Лангуст [переход на главную]

22/04/2015 Роскошь трущоб: как фавелы Рио превратились в элитное жильё
Впервые опубликовано на сайте Republic

На сайте Republic была опубликована статья о бразильских фавелах.

Ниже материал статьи приведён полностью.

Кто хоть раз был в Рио-де-Жанейро, знает, что лучший вид на этот город открывается отнюдь не с подножия знаменитой статуи Христа Искупителя, не с вершины горы Сахарная Голова, а из фавелы Видигаль. С крутого спуска трущобы видны элегантные районы Ипанема и Леблон, белоснежные атлантические пляжи и тропические острова на горизонте.

вид на фавелу Видигаль

Французский художник Рене Морель был первым иностранцем, решившим приобрести недвижимость в Видигале. В 2001 году он рискнул купить здесь небольшую, типичную для трущоб постройку, из которой открывался умопомрачительный вид на океан. «Всю свою артистическую жизнь я мечтал иметь студию, работая из которой я могу видеть горизонт, - объяснял Морель. - Здесь, в Видигале, тринадцать лет назад всё стоило копейки. В те времена местные боготворили иностранцев. В Париже культура близких отношений с соседями канула в Лету, а в фавеле все стояли друг за друга горой, все друг друга знали в лицо, и эта человеческая теплота меня очаровала». На тот момент студия обошлась французу всего в 5000 реалов (полторы тысячи долларов). Будучи человеком далёким от спекуляций недвижимостью, художник и представить не мог, что к чемпионату мира по футболу 2014 года купить книги про футбол стоимость хибары в трущобах возрастёт до абсурдных 65 тысяч долларов.

Практически все фавелы современного Рио появились в конце XIX века. На скалистых склонах холмов, где отсутствовали строения, селились получившие свободу рабы. Со временем поселения разрастались в высоту, отвоёвывая территорию у тропической сельвы. На сегодняшний день в городе насчитывается более восьмисот фавел, где проживают порядка полутора миллионов человек. Получив право на проведение чемпионата мира по футболу и Олимпиады 2016 года, власти Рио стали решать вопрос с трущобами, находящимися под контролем криминальных группировок, вот уже полвека постоянно конфликтующими между собой. Против этих криминальных организаций решено было провести семидневную военную операцию и таким образом возвратить территории, находящиеся непосредственно в центре города, под контроль государства. Армейские подразделения вошли в фавелы на танках и провели их «очистку» от криминальных элементов. Затем в каждой из фавел были расквартированы отряды полиции. Впрочем, военной эту операцию называть не стали, а дали ей романтичное название «пасификасао» - умиротворение.

С тех пор жизнь в фавелах круто изменилась. Их улицы стала контролировать полиция, цены на аренду выросли, а агентства по недвижимости открыли свои офисы. Настоящая война за контроль над фавелами теперь ведётся не между бандами, а между крупными инвесторами откройте брокерский счёт, пройдите обучение и получите пакет акций в подарок.

терраса с видом на пляж Ипанема в отеле в трущобах Видигаль, Рио-де-Жанейро

Фавела Видигаль выделяется среди остальных трущоб. Она красуется на всех открыточных видах Рио. Видигаль может похвастаться даже собственным пляжем. В 2009 году инженер из Австрии Андреас Виленд купил здесь полуразвалившийся дом и превратил его в хостел и ночной клуб. Сегодня он известен на всю страну панорамными видами Рио и ночами электронной музыки купить аудиозаписи электронной музыки. «После пасификции в фавеле произошли колоссальные изменения, но совсем не в лучшую сторону, - считает Виленд. - Лично я предпочитаю фавелу до пасификации. Сейчас спекулянты недвижимостью не дают никому здесь жить спокойно».

Незадолго до начала чемпионата мира 2014 года пасифицированный Видигаль стал самым модным районом Рио, а может быть, и всей Бразилии. В ста метрах от хостела Виленда строится пятизвёздочный отель купить билеты и забронировать гостиницу. Влиятельный адвокат из Сан-Паулу купил сразу три дома рядом. Ходят слухи, что многие голливудские звёзды уже приобрели здесь землю.

Пять лет назад дом в этой фавеле обошёлся Виленду в 34 тысячи реалов ($12 тысяч). Сегодня агенты по недвижимости предлагают за него миллион реалов. Непредвиденный рост цен стал причиной крупного скандала между Вилендом и немецким банкиром, продавшим ему участок. В прошлом году, вернувшись из поездки в родную Австрию, Виленд обнаружил, что банкир захватил дом, сменил замки купить замки для дверей и объявил, что никакой сделки с продажей участка совершено не было. Чтобы доказать свои права на владение землёй, Виленду потребовалось несколько месяцев. Постоянные скандалы по поводу собственности домов в Видигале стали обычным делом даже среди родственников. На глазах рушатся семьи, из лучших друзей люди превращаются во врагов.

Trip.com WW

Жители фавел центра Рио, как правило, работают в индустрии сервиса. Это домработницы, няни, официанты, таксисты, портье. Сумасшедший рост цен на квартплату и аренду жилья в фавелах в центре города вынуждает их уезжать в непасифицированые трущобы на периферию, до сих пор контролируемую мафией. Некоторым семьям везёт, им предлагают неплохую компенсацию за дома, и они без лишних раздумий продают свои участки. Однако в настоящий момент цены на недвижимость в Рио раздуты до рекордного уровня, и на вырученные с продажи земли в пасифицированной фавеле деньги можно купить лишь квартирку очень далеко от центра. Не всех это устраивает. Дело в том, что в Рио нереально дорогой и отвратительно работающий общественный транспорт. При минимальной зарплате 250 долларов билет на автобус стоит в среднем два доллара, и возможность купить проездной не предусмотрена. Не совсем понятно, как при таких раскладах добираться до места работы. Впрочем, те, кто умудрился продать свои хибары по рыночной стоимости, - счастливчики. Агентства недвижимости нередко прибегают к тактике запугивания или шантажа с целью заполучить дома жителей фавел подешевле. Особенно часто страдают самые уязвимые - пожилые люди и матери-одиночки.

терраса отеля, построенного в трущобах Видигаль, Рио-де-Жанейро

А сам Видигаль теперь официально называют «фавелой шик». Жить здесь модно. В фавеле открылись шикарный четырёхзвёздочный отель, пара дорогих ресторанов с панорамными видами, уютный отель-бутик и самое дорогое самба-шоу в городе. Впрочем, качество инфраструктуры к чемпионату мира никак улучшено не было. В фавеле отсутствует мало-мальски приличная система канализации, водоснабжения и уборки мусора. Недавно открытая местными властями муниципальная поликлиника рассчитана на 9 тысяч человек, в то время как договор на её услуги подписали уже 16 тысяч семей.

В целом процесс, происходящий сейчас в фавелах Рио в связи с прошедшим чемпионатом мира и грядущей Олимпиадой, когда традиционно бедные районы заселяются населением с высокой покупательной способностью, принято называть джентрификцией. Подобное происходило или происходит во многих крупных городах мира: Нью-Йорке, Пекине, Берлине, Лондоне. Но в Рио джентрификация своеобразна. Она происходит в фавелах, расположенных на скалистых холмах прямо в центре фешенебельных районов рядом с пляжами. В этой зоне уже нет свободных для строительства участков. Все знают, что богатые хотят жить в непосредственной близости от океана, поэтому реализовать строительные мегапроекты возможно лишь на месте фавел. Тереза Вильямсон, глава неправительственной организации по защите прав человека Rio on Watch, объясняет: «Есть большая разница между районом, получающим инвестиции и развивающимся вместе со своими жителями, и джентрификацией, когда рынок вынуждает традиционных жителей искать другие районы для проживания. В случае с Бразилией мы имеем дело с классической военизированной джентрификацией».

Видигаль - не единственный пример фавелы шик. В Санта-Марте, первой в Бразилии пасифицированной фавеле, где имеется хостел, экскурсионное бюро заказать экскурсии от местных жителей и памятник Майклу Джексону, снявшему в этой фавеле видеоклип «They don't care about us», цена на недвижимость уже совсем не отличается от цен на дома рядом «на асфальте» - так в Бразилии называются обустроенные жилые районы.

Фавела Росинья считается самой большой трущобой Южной Америки. По официальным данным, в ней проживает 70 тысяч человек. Она не была пасифицировна, однако аренда жилья за последний год здесь удвоилась из-за резкого роста спроса (многие вынуждены сюда переселиться из пасифицированных фавел) и составляет 900 реалов ($300) за домик с двумя спальнями. К чемпионату мира в Росинье с помпой открыли новую библиотеку, теннисный корт и цементный мост к потрясающему спортивному центру, спроектированному самим Оскаром Нимейером, одним из самых выдающихся архитекторов ХХ столетия. Однако власти закрывают глаза на гораздо более важные проблемы - отсутствие канализационной системы, поликлиники, достойной школы. Большинство жителей Росиньи до сих пор проживает в домах без водоснабжения, а вспышки эпидемий туберкулёза и лихорадки денге тут обычное дело.

К слову, сами жители трущоб не любят слово «фавела». Бразильцы предпочитают называть их «комунидаджи». Французский художник из Видигаля иронизирует: «От духа комунидаджи в Видигале ничего не осталось. Человеческой теплоты заметно поубавилось, отряд из 250 вооружённых до зубов полицейских напрягает, а агенты по недвижимости не дают спокойно работать. Надеюсь, через год после Олимпиады весь этот кошмар закончится».

© Елизавета Никитина, корреспондент Slon Magazine в Бразилии

Впервые опубликовано на сайте Republic

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна