Агентство Лангуст [переход на главную]

21/04/2015 По три «Титаника» в год: как гибнут мигранты по пути в Европу
Впервые опубликовано на сайте Republic

На сайте Republic была опубликована авторская статья о проблеме мигрантов в Европе.

Ниже материал статьи приведён полностью.

Утром 19 апреля 2015 г. мальтийские СМИ сообщили об очередном инциденте с африканскими мигрантами, перебиравшимися в Европу.

основные пути нелегальных мигрантов в Европу

Судно, на котором находились 700 жителей Ливии перевернулось в 200 километрах к югу от итальянского острова Лампедуза (расстояние до африканского берега - около 113 км). Спасти удалось только 30 человек, предположительно сотни человек утонули. Операция по спасению продолжается. Аналогичный случай произошёл 15 апреля, когда недалеко от берегов Италии затонуло судно, также перевозившее мигрантов из Ливии. Погибло около четырёхсот человек, среди которых было немало детей. Точное количество жертв неизвестно, так как регистрацией пассажиров никто не занимался. По данным итальянской береговой охраны, на пароме было 550 человек, из которых удалось спасти только 144 пассажира.

Эти почти рядовые происшествия, о которых вы, скорее всего, не прочитаете в российских СМИ. Чаще всего тела погибших в таких катастрофах итальянские власти вылавливают из моря неделями. К примеру, в октябре 2013 года после крушения корабля с мигрантами из Сомали и Эритреи было обнаружено 111 тел, в том числе трое грудных детей, ещё 200 человек были объявлены пропавшими без вести. Тогда итальянское правительство объявило траур, а в школах по всей Италии прошла минута молчания. Президент страны Джорджо Наполитано назвал трагедию «бойней невинных». А когда главу департамента здравоохранения острова Лампедуза Пьетро Бартоло журналисты спросили, какая помощь ему нужна для ликвидации последствий катастрофы, он ответил довольно кратко: «Гробы, гробы и катафалки». Как заявил в свою очередь представитель UNICEF в Италии Андреа Йакомини, у берегов Италии происходит гуманитарная катастрофа, а Средиземное море уже превратилось в кладбище.

Italiarail [CPS] Many GEOs
резиновая лодка с африканцами на борту ждёт спасателей

Жители беднейших стран из Северной Африки бегут в Европу в надежде закрепиться на континенте. Их жизнь на родине настолько ужасна, что перспектива утонуть при переправе на ветхой барже или надувной лодке купить товары для водной техники не может их остановить. По данным «Би-би-си», всего за одну неделю апреля возле берегов Италии были подобраны на лодках 8000 мигрантов. Существенную часть из них составляют дети и беременные женщины, которые часто оказываются посреди моря без еды и пресной воды. Многие погибают от обезвоживания, так и не достигнув европейского берега.

Для перевозки мигрантов контрабандисты используют все возможные транспортные средства. Чтобы избежать столкновения с пограничными службами, судно просто ставят на автопилот и направляют к берегам Италии, а там его уже пытаются перехватить итальянские власти. По данным Frontex (агентство Европейского союза по безопасности внешних границ), нелегальные транспортировщики людей нередко обстреливают корабли Евросоюза, чтобы предотвратить конфискацию своих лодок.

Сами пассажиры зачастую не знают, что команда уже покинула судно, а они предоставлены самим себе. К примеру, недавно неподалёку от греческого острова Корфу был обнаружен брошенный командой молдавский сухогруз «Блю Скай Эм», на борту которого в ужасающих условиях находились около тысячи жителей Ирака и Сирии, пытавшиеся нелегально проникнуть в Европу. Их удалось найти после того, как один пассажир поймал сигнал сотовой связи, позвонил по единому номеру спасения 112 и сообщил, что уже неделю люди на судне не видели еды и питья и не знают, где находятся. Береговая охрана, обнаружив «Блю Скай Эм», поднялась на борт, отключила автопилот и привела судно в итальянский порт Галлиполи.

В январе 2015 года европейские власти обнаружили в Средиземном море 73-метровое судно «Эзадин» под флагом Сьерра-Леоне. Построенное ещё пятьдесят лет назад судно предназначалось для перевозки скота, но на его борту находились 400 нелегальных мигрантов, в том числе много маленьких детей и беременных женщин. На этот раз один из мигрантов сумел воспользоваться корабельной радиостанцией и сообщил береговой охране, что судно также осталось без команды и двигалось на автопилоте к берегам Италии.

Все дороги ведут в Италию

спасатели рядом с телами утонувших мигрантов

Как именно реагировать на такие происшествия, в Европе до сих пор не придумали. Властям остаётся только вытаскивать из воды жертв и пытаться спасти выживших. Причём чаще всего именно властям Италии, так как она стала основным прибежищем для мигрантов из Ливии, Сирии и Сомали - наиболее проблемных с точки зрения безопасности регионов мира.

В общей сложности в 2014 году в Италию через Средиземное море прибыли 170 тысяч мигрантов и ещё как минимум 3500 человек погибло по дороге. При этом во все страны Евросоюза в 2014 году приехали незаконно 280 тысяч мигрантов, то есть более половины всех незаконных мигрантов ЕС прибывает в Италию. В настоящий момент в основном речь идёт о беженцах из Ливии. С момента падения режима Муаммара Каддафи в 2011 году Ливия как государство де-факто прекратила своё существование, что только способствовало притоку беженцев из этой страны.

Уже к 2010 году количество африканских мигрантов в Италии достигло 1 млн. человек, или 1,65% населения. Помимо ливийцев, это выходцы из Марокко, Туниса, Египта и Алжира, а также из бывших итальянских колоний: Сомали и Эритреи. Остановить поток беженцев не помогают даже достаточно жёсткие правительственные решения, облегчающие их депортацию на родину.

В 2011 году в районе Бари сотни африканских мигрантов вырвались с территории центров по приёму беженцев и перекрыли железную дорогу, а затем устроили столкновения с полицией. После этого в августе 2011 года власти Италии получили возможность очень быстро депортировать мигрантов с территории страны, однако ожидание вида на жительство выросло с шести месяцев до полутора лет. Тех иностранцев, которых власти посчитают опасными, можно теперь депортировать немедленно с привлечением полиции. Главная сложность заключается в том, что подавляющее большинство мигрантов отправлять просто некуда. Не сажать же их обратно в лодку и автопилотом направлять к ливийскому берегу?

Италия для итальянцев?

В Италии мигрантам рады далеко не все. В феврале 2015 года лидер ультраправой партии Северная лига Маттео Сальвини предложил оставлять терпящих бедствие мигрантов на кораблях. «Я бы помог им, дал еды и питья, но я бы не позволял им спускаться на берег», - заявил политик. В свою очередь замглавы правящей в стране Демократической партии Андреа Коззолино назвал слова радикала безответственными, точно так же это заявление вызвало бурю возмущения в социальных сетях. В частности, один из пользователей написал кратко: «Сальвини не человек».

африканские мигранты в гавани одного из портов Сицилии

Однако глава радикальной партии был непреклонен. На торговой выставке в Милане он снова заявил: «Мы никому не должны позволять высаживаться на берег». Как следует из исследования профессора Миланского университета Моники Коломбо, противники мигрантов чаще всего апеллируют к необходимости сохранить рабочие места для итальянцев, сократить пособия для мигрантов и защитить собственную культурную идентичность.

При этом именно руководимую Маттео Сальвини «Северную лигу» исследователь называет политической партией, построившей на ненависти к мигрантам свою политическую программу. В частности, эта партия отстаивает идею предоставления гражданства по крови, а не по месту проживания. Эту же идеологию и поддерживает постфашистский «Национальный союз».

В свою очередь партии левого толка и примкнувшая к ним Католическая партия выступают за поддержку мигрантов, предоставление им пособий, однако большинство из них требуют более жёсткого контроля за миграцией и усиления охраны границ. За полное отсутствие контроля за миграцией выступает только ультралевая партия «Rifondazione Comunista». Часть итальянских политиков продвигают идею патрулирования силами ЕС территориальных вод Ливии и Туниса, чтобы останавливать направляющиеся в Италию суда сразу после отплытия. В частности, эту инициативу поддерживает Луиджи Манкони, глава Комиссии по правам человека в итальянском Сенате. По его словам, у такого решения две причины: необходимость избежать возможных жертв из-за пересечения мигрантами Средиземного моря и распределить потенциальных мигрантов среди всех стран Евросоюза. Тем самым итальянские власти пытаются поделиться ответственностью за политический кризис в Северной Африке с другими членами ЕС.

Рядовые жители Италии высказывают прямо противоположные точки зрения на проблемы миграции. В частности, 18 октября 2014 года в Милане прошёл стотысячный митинг против нелегальной миграции, организованный всё тем же Маттео Сальвини. В тот же день по всей Италии были проведены массовые митинги против полицейской операции по выявлению нелегалов: митингующие считали такие действия полиции проявлением расизма. В итоге и те, и другие митинги закончились столкновениями с полицией: сторонники и противники миграции забрасывали полицию резиновыми шарами с краской и петардами, а стражи порядка отвечали им дубинками.

В мигрантах - сила

Приток мигрантов в Италию оказывает существенное влияние на экономику этой страны, которая, по сути, превратилась в самую близкую копию «страны мигрантов» - США. Принимая приезжих, Италия своеобразным образом отдаёт свой исторический долг: с 1876 по 1970 год около 25 млн. итальянцев покинули свою страну в поисках лучшей жизни. При этом около половины, или 12 млн. человек, уехали за пределы Европы, в основном в Америку. Если вначале в основном мигрировали итальянцы с севера страны, то позднее к ним подключились выходцы с итальянского юга. Теперь сами итальянцы стали принимающей стороной. И итальянские власти ныне пытаются вписать мигрантов в собственную экономическую модель. Причём довольно успешно.

По данным Rome Business Group, количество малых предприятий, принадлежащих мигрантам, только в период между апрелем и июнем 2014 года выросло на 44%. В общей сложности им принадлежат 325 000 небольших предприятий в Италии. Больше всего (63 000 компаний) открыли выходцы из Марокко; 46 000 - мигранты из Китая; 30 600 компаний - албанцы, а 23 000 - выходцы из Бангладеш. У каждой диаспоры есть своя специализация: если албанцы занимаются в основном строительством, то мигранты из Бангладеш заняты чаще всего в сфере туризма. Не имеющие никакого начального капитала, мигранты вначале несколько лет занимаются накоплением, а потом на эти средства открывают свой бизнес. Больше всего таких компаний работает во Флоренции и Милане. В настоящий момент среди работающего населения Италии, как подсчитала экономическая организация Leone Moressa Foundation, около 2,4 млн. человек родились за пределами страны. Эти работники произвели в 2014 году около 8,8% ВВП страны, что эквивалентно 123 млрд. евро.

Неслучайно, согласно проведённому ещё в ноябре 2014 года официальному исследованию национального агентства Istat, мигранты в Италии чувствуют себя намного счастливее, чем местные жители. Так, 60,8% опрошенных мигрантов оценили свою удовлетворённость жизнью в 8 из 10 баллов. У коренных жителей страны этот показатель был на 20% ниже. В частности, 58% мигрантов довольны своей работой, и среди них, несмотря на все предрассудки, ниже процент безработицы. Занятость среди местного населения трудоспособного возраста составляет 59,5%, в то время как у тех, кто приехал в Италию, достигает 62%.

© Алексей Лоссан, заместитель шеф-редактора Russia Beyond the Headlines

Впервые опубликовано на сайте Republic

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна