Агентство Лангуст [переход на главную]

17/02/2012 Музыка могла вдохновлять строителей Стоунхенджа
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

На сайте BBC Русская служба была опубликована заметка о Стоунхендже.

Ниже материал заметки приведён полностью.

Строителей знаменитого памятника эпохи неолита Стоунхендж в Британии могла вдохновлять музыка, выяснили исследователи.

схема комплекса неолитических памятников может отражать акустическую карту этого места

Американский исследователь Стивен Уоллер считает, что древние британцы могли спроектировать этот комплекс в соответствии со своим восприятием звука.

Он сумел продемонстрировать, как звук двух флейт может создавать акустическую иллюзию, повторяющую картину пространственного расположения каменных колонн Стоунхенджа.

«Моя теория состоит в том, что доисторические создатели этого памятника воспринимали звуки двух флейт, на которых играли в открытом поле как рисунок интерференции звуковых волн, в котором в определённых точках громкость звука сильно колебалась».

С завязанными глазами

«Если рассматривать такой рисунок сверху, то он напоминает спицы колеса. Если вы передвигаетесь по такому колесу, каждый раз, когда вы приближаетесь к точке подавления звука, она вызывает ощущение, что перед вами невидимый массивный объект», - рассказывает исследователь.

схема интерференции звуковых волн показывает зоны акустической тени

Доклад об этом был представлен на ежегодном заседании Американской ассоциации по продвижению науки.

Исследователь проверил свою теорию экспериментально - он водил людей с завязанными глазами по полю, на котором играли два флейтиста, а затем просил их нарисовать образ места, в котором они побывали.

Их рисунки весьма напоминали схему реального расположения каменных столбов в Стоунхендже. По словам Уоллера, схема акустических теней, отбрасываемых столбами, довольно точно отражает схему интерференции звуковых волн, порождаемых двумя флейтами в центре комплекса.

Стивен Уоллер считает, что звук оказывал огромное воздействие на воображение доисторических людей.

«Известно, что древние люди ничего не знали о физической природе звука. Они считали, что эхо - это дух, живущий в скалах, или что гром производится большими птицами, которые высоко в небе машут крыльями», - считает учёный.

© Джонатан Эймос

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна