Агентство Лангуст [переход на главную]

14/02/2017 Культ ЛСД, преобразивший Америку
Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

На сайте BBC Русская служба была опубликована статья о культе ЛСД в США.

Ниже материалы статьи приведены полностью.

«Братство вечной любви» выросло из движения хиппи, действовавшего в 1960-х годах в Калифорнии, но амбиции его участников носили глобальный характер.

Обозреватель BBC Culture рассказывает о книгах и идеях, оказавших наибольшее влияние на формирование этого сообщества.

В этом году исполняется 50 лет со времени одного из самых значимых культурных событий прошлого века - «Лета любви».

хиппи

Его будут вспоминать как праздник, но началось всё с акции протеста против запрета ЛСД под названием Human Be-In, прошедшей в Голден-Гейт-Парке Сан-Франциско в январе 1967 года.

Федеральное правительство и правительства штатов заявляли, что этот психоделический наркотик, также известный как «кислота», представлял угрозу для самых основ американского общества, и были правы: ЛСД ни из кого не сделал столь нужных стране в военное время активных потребителей и преданных патриотов.

В качестве их оппонентов выступала группа проповедников, не признававших власть закона. Они создали церковь адептов трансформирующей силы ЛСД - «Братство вечной любви».

У «Братства» была своя версия утопии, почерпнутая в «Острове», последнем романе одного из главных философов психоделии Олдоса Хаксли купить произведения Олдоса Леонарда Хаксли.

Будучи известным сторонником использования псилоцибина, наркотического вещества, содержащегося в галлюциногенных грибах, он стал одним из инициаторов нового гарвардского проекта, во главе которого стояли Тимоти Лири и Ричард Алперт.

Лири и Алперт руководили экспериментом под названием «Страстная пятница», который состоялся в бостонской церкви Marsh Chapel в апреле 1962 года. Согласно его результатам, псилоцибин оказал огромное влияние на религиозные переживания девяти из десяти студентов магистратуры.

Вдохновившись «Островом», Лири и Алперт запустили проект «Зиуатанехо»: под эгидой своей Международной федерации внутренней свободы они открыли центр обучения использованию психоделических наркотиков.

Он находился на побережье на юго-западе Мексики, и именно здесь они начали писать книгу «Психоделический опыт: руководство по приёму психоделиков, основанное на Тибетской книге мёртвых».

Книга была посвящена Хаксли, и в ней приводятся цитаты из его эссе «Двери восприятия» (1954), описывающего галлюциногенные эффекты мескалина, психоделического вещества, содержащегося в некоторых мексиканских растениях.

Тибетская книга мёртвых купить книги по религиям мира готовила монахов к смерти и реинкарнации, а «Психоделический опыт» учил людей тому, как пережить «смерть эго» и перерождение.

Жизнь на острове

«Остров» - это утопическая противоположность антиутопическому роману Хаксли «О дивный новый мир». Действие в нём происходит на вымышленном острове Пала, названном в честь города неподалёку от горы Паломар на юге Калифорнии, где друг Хаксли Эдвин Хаббл наблюдал за звёздами, и где члены «Братства» принимали кислоту.

книгу Олдоса Хаксли Остров считают утопической противоположностью роману О дивный новый мир

Обогатившись опытом употребления психоделических грибов, жители Пала создают общество, отражающее идеалы Хаксли - пацифистское, интеллектуальное, одобряющее сексуальные эксперименты, духовно богатое, но в то же время свободное от догмата церкви.

Эта книга воспевает принцип «живи настоящим», и в ней наркотики являются источником просвещения и сочувствия, а не инструментом контроля, как в романе «О дивный новый мир».

За год до публикации книги дом Хаксли в Лос-Анджелесе был полностью уничтожен пожаром, который, по его словам, сделал его «человеком без имущества и без прошлого». После того как у Хаксли нашли рак гортани, лейтмотивом романа стало примирение со смертью, что островитяне и делают, не теряя самообладания.

Известен тот факт, что в последние часы своей жизни Хаксли попросил большую дозу ЛСД - его супруга, сделавшая ему инъекции, назвала его уход «совершенно безмятежной и очень красивой смертью».

Ничуть не менее сильное влияние наркотик оказывал на мелких преступников, которые позже станут членами «Братства». У двух третей из них к тому моменту уже имелись проблемы с законом.

Основатель «Братства» Джон Григгс находился под действием героина, когда ограбил голливудского продюсера, угрожая ему оружием. Но когда он впервые попробовал ЛСД, он отказался от насилия, извинился и вернул украденное.

Эта трансформация не так необычна, как может показаться: научный эксперимент по изучению свойств псилоцибина, поставленный Лири в Гарварде в 1962 году, показал, что количество рецидивов преступлений можно существенно снизить, давая заключённым психоделики.

«Для нас остров стал воплощением свободы», - говорит Эдвард Падилья, один из первых участников группы. Многие члены «Братства» хотели поселиться на Гавайях, а друг Падильи даже слетал на отдалённый тихоокеанский остров в Микронезии, чтобы разведать обстановку.

Британский исследователь Майкл Холлингсхед, познакомивший Лири с ЛСД по рекомендации Хаксли, даже обратился к королю государства Тонга с просьбой о предоставлении Братству нового дома.

Члены «Братства» сошлись на том, что процветать оно сможет только в том случае, если они смогут жить в изоляции, и поэтому начали пробовать общими силами обеспечивать себя сами.

В городке Моджеска-Каньон в округе Ориндж члены группы выращивали сельскохозяйственные культуры, делали одежду своими руками, строили дома и даже учились принимать роды.

«Вместо того чтобы „выпасть“ из общества, они создали собственную его версию», - говорит Николас Шоу, автор книги о «Братстве». Но им пришлось оставить поселение после того, как оно полностью сгорело из-за пожара в их импровизированной церкви.

О, брат!

В основе «Братства» лежала религия: они называли себя «последователями» и верили, что ЛСД может «исцелять и просвещать». Шоу отмечает, что группа считала ЛСД «таинством, окном к Богу, ключом, открывающим «двери восприятия».

По словам Роберта Акерли, представлявшего «Братство» в районе Сан-Франциско Хейт-Эшбери, одного из центров движения хиппи, он «чувствовал, что мы делаем богоугодное дело».

Практической причиной регистрации сообщества в качестве церкви было стремление добиться разрешения ЛСД по религиозным убеждениям. Именно такую цель преследовала «Лига духовных открытий», основанная Лири.

Акция протеста Human Be-In активно подпитывалась ЛСД: кислоту принимали в таких количествах, что для поддержания порядка пришлось привлечь байкеров из клуба «Ангелы ада».

Речь Лири, из которой был взят знаменитый лозунг «Включайся, настройся, выпадай» (Turn on, tune in, drop out), слушали 30 тыс. человек. На акции звучали стихи Аллена Гинзберга и музыка от Jefferson Airplane до The Grateful Dead. Это событие породило серию схожих акций (Love-In, Bed-In).

«Братство» начало распространять - зачастую бесплатно - собственную марку ЛСД под названием Orange Sunshine. Средства на это они получали от контрабанды афганского гашиша, который привозили непосредственно из Кабула и Кандагара через Карачи, Стамбул, Франкфурт и Лондон.

Это была очень дерзкая контрабандная операция глобального масштаба. Наркотики прятали в музыкальных инструментах, в автомобиле-фургоне Volkswagen аренда автомобиля на курортах России и мира, и, чисто в калифорнийском стиле, внутри пустот, выдолбленных в досках для сёрфинга.

Единение с волнами было очень важной частью духовного самосознания «Братства» - они называли это «Христос в волне».

С неба на землю

Источников религиозного вдохновения у «Братства» было много: от китайской «Книги перемен» купить книги по восточной философии до «Психоделических молитв» Лири. Особое предпочтение они отдавали восточным концепциям, которые практиковали жители острова Пала, описанного Хаксли.

философия расширения сознания при помощи психоделических наркотиков Тимоти Лири сделала его мессией контркультуры 1960-х гг.

В городе Лагуна-Бич группа открыла «психоделический магазин» под названием Mystic Arts World, в котором, согласно книге Лао-Цзы «Дао дэ Цзин», все углы были круглыми. Именно перед этим магазином в 1969 году Лири объявил о своём намерении бороться с Рональдом Рейганом за пост губернатора Калифорнии.

Свою знаменитую песню Come Together Джон Леннон купить аудиозаписи The Beatles написал специально для этой кампании, которая впоследствии потерпела неудачу.

Стремясь к уединению, некоторые члены «Братства» переехали в глубь страны и поселились на ранчо неподалёку от Айдилуайлда, чтобы основать коммуну, состоящую только из пар. Во главе коммуны стоял Лири, объявивший, что он и Григгс являются «посланниками Бога», рождёнными для того, чтобы создать «новое поколение».

Вскоре в возрасте 25 лет от передозировки псилоцибиновых кристаллов скончался Григгс, но «Братство» продолжило своё дело с удвоенным усердием и увеличило производство ЛСД до 10 кг - примерно 100 млн доз.

По словам Майкла Рэндалла, одного из основателей «Братства», они планировали снизить цену на ЛСД при помощи массового производства - распространить «так много ЛСД, что он станет практически бесплатным. Мы испытывали глубокую духовную преданность своему делу».

Члены «Братства», которых полиция окрестила «хиппи-мафией», часто меняли имена, чтобы избежать задержаний, но при этом сохраняли своё социальное и политическое влияние. В 1970 году «Братство» помогло Лири сбежать из калифорнийской тюрьмы и передало 25 000 долларов организации «Чёрные пантеры».

Те, в свою очередь, заплатили эти деньги радикальной левой группировке Weather Underground за перевозку Лири в Алжир, а затем в Афганистан.

В 1970 году во время трёхдневного мероприятия в Лагуна-Бич - буйного празднества, посвящённого Рождеству Христову - «Братство» с самолёта сбросило на его участников 25 000 марок с кислотой. Это была спланированная попытка совершить масштабную духовную революцию.

Знаменитому участнику группы был посвящён один из самых странных фильмов в истории кинематографа: «Радужный мост» (1972).

Братство можно увидеть в фильме Радужный мост (1972), замышлявшемся как возражение фильму Беспечный ездок, где показана тёмная сторона образа жизни хиппи

В нём показано последнее записанное выступление Джимми Хендрикса на вершине вулкана в Мауи, Гавайи, зрителями которого были только члены «Братства».

В фильме деятельность группы преподносится в приукрашенном виде, включая создание сорта каннабиса Maui Wowie. В то же время, к недовольству некоторых членов «Братства», в нём был раскрыт их трюк с досками для сёрфинга.

Этот фильм стал воплощением творчества хиппи во всей его красе («Давай займёмся любовью… Любовью нельзя заниматься - она просто есть!»), но провалился в прокате: один критик отозвался о нём так: «нелепая мешанина навеянного кислотой псевдомистического бреда, напрочь лишённого искренности… лучшее, что можно сказать о „Радужном мосте“ - это то, что по прошествии семидесяти одной минуты он заканчивается».

Не все рассматривали деятельность «Братства» как форму эмансипации. В своём финальном ежегодном обращении к Конгрессу в 1968 году президент Линдон Джонсон осудил распространение наркотиков, сказав: «Пришло время остановить продажу рабства молодёжи».

Оусли Стэнли, изготавливавший ЛСД в форме таблеток для экспериментов писателя Кена Кизи купить произведения Кена Кизи, сравнивал «Братство» с «готовыми к выстрелу пушками на корабле дураков».

Ричард Алперт, после встречи со своим гуру в Индии сменивший имя на Рам Дасс («слуга Божий»), с подозрением относился к намерениям группы: «Они были мятежниками и хотели использовать психоделики для того, чтобы сменить правительство. Они затеяли опасную игру».

Лири же, напротив, был уверен в том, что он - современный мессия. Он называл себя «самым мудрым человеком XX века». Он сыграл свою роль в распаде «Братства», отчасти потому, что не разделял утопическую концепцию жизни на острове с отличными условиями для сёрфинга.

В конечном счёте, конец «Братству» положила война Никсона с наркотиками, а также растущая популярность альтернативного «не духовного» наркотика: кокаина.

Через пятьдесят лет после «Лета любви» психоделики вновь привлекают внимание группы людей, которых они вдохновили первыми - медицинских исследователей.

В романе «Остров» один из героев умирает «лёгкой» смертью, приняв психоделики - точно так же, как Хаксли.

В настоящий момент в Нью-Йоркском университете и в Университете Джона Хопкинса осуществляются проекты, направленные на изучение возможностей использования псилоцибина в паллиативном уходе за больными раком.

Идеи Хаксли, преданные забвению на полвека, всё же могут найти своё воплощение.

© Бенджамин Рамм

Впервые опубликовано на сайте BBC Русская служба

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна