Агентство Лангуст [переход на главную]

11/11/2013 Почему массовая культура так помешалась на Средневековье?
Впервые опубликовано на сайте inoСМИ.Ru

На сайте inoСМИ.Ru была опубликована авторская заметка о Средневековье в массовой культуре.

Ниже материал заметки приведён полностью.

Настало время выдать мрачную тайну, которую я храню с ранней юности: в старшей школе я работала на костюмированной ярмарке. Каждые выходные я вставала по утрам, надевала корсет и шла к турнирной арене продавать с тележки апельсины с шербетом.

Я знаю, что над костюмированными ярмарками купить карнавальные космюмы принято смеяться, но мне нравилась моя работа. Мне было приятно, что каждый день был особенным, что актёры импровизировали и что даже скромная мороженщица могла иногда подключаться к действию. Я с радостью меняла унылое существование подростка на мир, где я могла почувствовать себя смелой и красивой, где не было мелких школьных интриг и где правила чистая и простая логика меча. Похоже, сейчас, 15 лет спустя, Америка делает тот же выбор. Если в своё время мне было не с кем обсудить «Туманы Авалона» («The Mists of Avalon») купить произведения фэнтези, опубликованную в 1983 году вариацию на тему Артуровской легенды, то теперь эрзац-средневековье стало играть необычайно большую роль в массовой культуре.

эрзац-средневековье стало играть необычайно большую роль в массовой культуре

В последние три года издательский мир пал под натиском Джорджа Мартина и его тюдорианской фэнтези «Песнь льда и огня» купить произведения Джорджа Рэймонда Ричарда Мартина. Когда в 2011 году вышла пятая книга цикла, она обогнала по продажам за первый день всю прочую выпущенную в том же году художественную литературу. Последний сезон снятого HBO сериала «Игра престолов» купить зарубежное кино и сериалы по «Песни» занял второе место по популярности за всю историю канала. Кроме этого по CW идёт забавная подростковая мыльная опера про Марию Стюарт под названием «Царство» («Reign»). А ещё были «Тюдоры» («The Tudors») и «Борджиа» («The Borgias») купить зарубежные сериалы. Хилари Мантел купить произведения Хилари Мантел получила два «Букера» за романы о Томасе Кромвеле, по которым BBC сейчас снимает сериал. А теперь этот канон пополнился ещё одной книгой - «Хильд» («Hild») авторства Никола Гриффит.

Действие «Хильд» происходит в Британии VII века и разворачивается вокруг исторической фигуры, которую мы знаем как святую Хильду - женщину, сыгравшую важную роль в обращении британцев в христианство. Гриффит использовала скудные сведения о её биографии (полстраницы в церковной истории), чтобы соорудить масштабный роман воспитания. На наших глазах юная Хильд после смерти своего отца сначала становится провидицей при короле Нортумбрии Эдвине, а затем - самостоятельным политическим игроком. Мистические силы Хильд Гриффит объясняет сочетанием внимательности и развитого интеллекта, оставляя разговоры о ведьмах и призраках на долю менее талантливых собратьев героини. В итоге у неё получился изящный исторический роман, обыгрывающий реальные события в попытке воссоздать далёкое прошлое.

Как и Мартин в своей фантастической «Песни», Гриффит много места уделяет длинным описаниям пейзажей - древним дубам и зелёным холмам пасторальной Англии - и пиров с сырами, свежевыпеченным хлебом и медами. На почти 600 страницах романа находится место множеству битв, заключению и нарушению союзов, а также нескольким сексуальным сценам. Привкус запретности книге придаёт центральная тема инцестуозного романтического напряжения. Инцест почему-то - частое явление для этого жанра. В «Игре престолов» мы видим близнецов-любовников Джейме и Серсею, а в «Туманах Авалона» - роман между сводными братом и сестрой. У этих связей есть некий ореол неизбежности, ощущение того, что «мы были вынуждены» - как будто бы жёсткие общественные нормы Средних веков, ограничивая личный выбор, одновременно давали свободу следовать скрытым желаниям.

Однако ни достоверность мира, ни убедительность сюжетных поворотов не отменяют сугубо литературных недостатков книги. Гриффит подробно рассказывает о политических манёврах и враждующих группировках, но участники этих группировок не выглядят живыми людьми. В результате в повествовании временами легко запутаться. Вдобавок в раннесредневековой Британии было много повторяющихся и однокоренных имён, и в результате мы получаем Чедвульфа, Чедфрита и Чедвина, а также Оэрика и Озрика, не говоря о целых двух Саксфритах. Кроме того, Гриффит архаизирует лексику. Это вполне обычный ход, но она им несколько злоупотребляет, что временами не может не раздражать. «Тэны» и «гезиты» - это ещё ладно, но разве обязательно было писать «теля» вместо «телёнок»?

Отдельная проблема возникает с образом Хильд. Провидица, убийца, молчаливая наблюдательница, которой приписывают сверхъестественные силы, она часто жалуется, что люди её боятся и недолюбливают. Однако с точки зрения читателя, Хильд обаятельна - и даже слишком. Она ничего не делает сгоряча, если не считать краткого всплеска подростковых страхов на сексуальной почве (от которых ей быстро избавляет соблазнительная рабыня). Когда у неё обнаруживаются «недостатки», они сводятся к таким вещам, как чрезмерная жестокость по отношению к насильникам и убийцам. Мы видим в ней вспышки сдерживаемых эмоций, но её образ нельзя назвать по-настоящему человечным. Она благородна, благоразумна, сдержана даже с врагами и не ведёт себя по-детски даже в детстве.

Однако, несмотря на излишнюю святость главной героини, читать книгу всё равно приятно. Римляне - «красные гребни»- давно ушли, в стране идёт борьба за влияние, а христианские священники продолжают соперничать с язычниками. Сохранит ли власть король Эдвин? Что замышляет коварная мать Хильд - один из самых интересных персонажей романа? Почему Хильд прыгает в постель к грязному крестьянину? Повествование Гриффит - пусть и не самое увлекательное на свете - всё равно захватывает читателя. С фактической стороной в «Хильд» тоже всё в порядке - автор для удобства читателей даже снабдила свою работу картой, справочником по произношению и глоссарием.

Пожалуй, Гриффит даже слишком сильно вдаётся в исторические реалии, видимо, рассчитывая, что они помогут вдохнуть в персонажей жизнь. В романе много внимания уделяется непримечательной обыденной деятельности. Замечу, что упор на бытовую сторону в принципе отличает современные романы о Средневековье от их эпических предшественников - таких, как «Айвенго» сэра Вальтера Скотта купить произведения Вальтера Скотта, пробудивший интерес к Средним векам в читателях XIX века. Хильд, как и полагается, ест, прядёт, мечтает, любуется птицами (постоянно любуется птицами!), и всё это, бесспорно, передаёт ритм повседневной жизни. Но при этом страдает, бунтует и размышляет она меньше, чем мог бы ожидать современный читатель. «Всё будет так, как угодно судьбе», - часто повторяют герои романа, и этот дух пораженчества пропитывает всю книгу: мы знаем, что в итоге Хильд должна основать своё аббатство, и роман неторопливо ведёт её в этом направлении. Серьёзных сомнений в будущем героини у читателя не возникает.

Именно в этом заключаются и очарование исторической прозы, и её проклятие: мы знаем, чем всё должно кончиться. И «Тюдоры», и «Волчий зал» («Wolf Hall») должны прийти примерно к одному и тому же. Единственное на что может надеяться писатель - это на то, что ему удастся заставить читателя на какое-то время забыть о предрешённом исходе. Кстати, именно этим и объясняется сила впечатления, которое производят на нас Средние века в различных литературных и экранных изводах. Они достаточно близки, чтобы мы знали, что происходит, но достаточно далеки, чтобы причины и следствия оставались для нас загадочными. Сейчас в нашей культуре господствуют технологии, которые большинству из нас не до конца понятны и подконтрольны. Средние века были прямолинейнее и проще. Тогда - по крайней мере, нам так говорят - можно было просто отрубить кому-нибудь голову и пойти дальше. Жестокий и пьяный мир «Хильд» - своего рода противоядие от цифровой эры, тайная мечта героев «Офисного пространства» («Office Space»). Старые и новые поклонники жанра, безусловно, оценят сцены пиров, интриги в королевских покоях и идиллические образы ранней Британии. Однако было бы хорошо, если бы эта книга и её продолжения, если они будут написаны, меньше фокусировались на воссоздании обстановки в Англии VII века и больше - на воссоздании человеческих черт Хильд.

© Кара Паркс

Впервые опубликовано на сайте inoСМИ.Ru

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна