Агентство Лангуст [переход на главную]

04/01/2017 Как руки помогают думать
Впервые опубликовано на сайте журнала Наука и жизнь

На сайте журнала Наука и жизнь была опубликована заметка о пользе манипуляций предметами при решении задач.

Ниже материал заметки приведён полностью.

Чтобы решить сложную проблему, нужно в буквальном смысле повертеть её в руках.

Иногда, когда нам приходится решать какую-нибудь задачу, мы, сами того не замечая, начинаем крутить в руках какой-то предмет - ручку, зажигалку, мобильный телефон купить смартфоны и телефоны. С одной стороны, это может говорить о том, что мы нервничаем из-за трудностей. С другой - манипуляции с предметами действительно помогают думать.

чтобы решить сложную проблему, нужно в буквальном смысле повертеть её в руках

В недавней статье в Acta Psychologica психологи из Кингстонского университета, а также университетов Эссекса и Южной Дании описывают эксперимент, в котором нужно было распределить семнадцать животных по четырём загонам - так, чтобы в каждом загоне их было нечётное число. Здесь нужно было особым образом спроектировать всю постройку, и участники эксперимента могли либо рисовать модель такого помещения электронным пером на планшете купить игровые планшеты, либо пытаться построить физическую модель из конструктора купить детские конструкторы.

Наиболее успешно эту задачу решали те, кто строил физические модели. Авторы работы подчёркивают, что дело было не в общей разнице в умственном развитии между одними и другими, а именно в инструментах: если человек может непосредственно, так сказать, прямо руками взаимодействовать с окружающим миром, то решать некоторые задачи ему становится проще.

В другой статье, опубликованной в Cognitive Research: Principles and Implications, речь идёт о математических способностях - точнее, о том, как можно уменьшить так называемый страх перед математикой. Известно, что у некоторых «математическая тревожность» настолько высока, что они не могут даже правильно посчитать сумму чека в магазине, что уж говорить о решении алгебраических уравнений из школьного курса.

Однако, если такому человеку дать в помощь какие-нибудь кубики с цифрами, то арифметическую задачу он с большой вероятностью решит правильно. Эксперимент, собственно, как раз и состоял в том, что человека просили проделать арифметические действия либо полностью в уме, либо с помощью игрушечных цифр - причём одновременно участники эксперимента должны были постоянно повторять какое-то слово. Понятно, что, постоянно отвлекаясь на произнесение этого слова, манипулировать цифрами было довольно непросто. Игрушечные цифры же не только помогали сосредоточиться на главной задаче, но и позволяли преодолеть страх перед математикой, если таковой был.

Очевидно, полученные результаты вполне пригодятся в педагогике, например, при обучении детей, которым плохо даётся математика. С другой стороны, тем, кому постоянно приходится решать высокоинтеллектуальные задачи, можно посоветовать держать под рукой какой-нибудь конструктор - в помощь собственному мозгу.

© Кирилл Стасевич

Впервые опубликовано на сайте журнала Наука и жизнь

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна