Агентство Лангуст [переход на главную]

03/09/2015 Трудовые резервы
Впервые опубликовано в еженедельнике «Коммерсантъ-Власть»

В еженедельнике «Коммерсантъ-Власть» была опубликована статья о трудолюбии россиян.

Ниже материал статьи приведён полностью.

Производительность труда в России в 2 раза ниже, чем в Евросоюзе, и в 2,5 раза ниже, чем в США. «Власть» выясняла, почему жители России не любят работать и как заставить их полюбить трудиться.

Стереотип, что российский работник ленив, справедлив, уверен замдиректора клининговой компании «Премьер-Сервис» Константин Земляков. Новая система патентов для мигрантов, введённая в январе 2015 года, на несколько месяцев привела к заметному оттоку иностранной рабочей силы. Компании пришлось набирать больше россиян. «До изменений в законодательстве от нашей компании на одном предприятии пищевой промышленности работало 60% иностранных рабочих и 40% российских. После изменений число россиян на объекте было увеличено до 100%, но уже через три месяца мы были вынуждены вернуться к прежней пропорции, чтобы предоставить услугу в нормальном объёме, поскольку российские работники опаздывали или просто не выходили на работу»,- рассказывает Земляков.

В среднем по Евросоюзу показатель эффективности (измеряется как отношение ВВП к проведённым на работе часам) равен $50, свидетельствуют данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В России этот показатель равен $25,9, что сопоставимо с такими странами, как Чили ($25,9) и Турция ($31,4). Наиболее высокий показатель эффективности - у Люксембурга: $95,9. В США - $67,4, что в 2,5 раза больше, чем в России. Кстати, в Японии, несмотря на имидж самой трудолюбивой страны, показатель эффективности ближе к российскому, чем к американскому: $41,5.

Граждане Греции и России проводят на работе больше времени, чем работники других стран Европы, но, как выясняется, толку от этого мало. Больше всего времени на работе, по данным ОЭСР, проводят граждане Мексики - в среднем 2228 часов в год. При этом эффективность работы мексиканца - $19,5, тогда как в Норвегии, где рабочего времени почти в 1,5 раза меньше, работник производит $88.

офисные работники в России тоже нуждаются в мерах повышения эффективности труда

Согласно майским указам президента России, производительность труда в стране к 2018 году должна быть увеличена в 1,5 раза к уровню 2011 года. «Рост производительности труда, на который ориентируют экономику майские указы, определён на уровне 50% за семь лет. В пересчёте на пятилетний горизонт рост должен составить около 34%»,- говорится в докладе «Производительность труда: экономика возвращается на землю» аудиторско-консалтинговой группы «Финэкспертиза». То есть производительность труда должна расти на 6-7% ежегодно. Однако эксперты не склонны верить в реалистичность этой перспективы. Последние несколько лет производительность труда, по данным Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН (СОПС), росла незначительно: в 2013 году она выросла на 1,8%, в 2014-м - на 0,5%. В этом году из-за кризиса в экономике производительность труда будет снижаться, уверен председатель Общественного объединения по повышению производительности труда Владимир Бовыкин.

Для российской экономики характерен большой разрыв в производительности труда между регионами, отраслями экономики и даже отдельными производствами. Абсолютный лидер - нефте- и газодобыча, там почасовая выработка превосходит среднюю по стране более чем в 7 раз, а в сельском и лесном хозяйстве - в 40 раз. Разрыв между максимальным и минимальным уровнями производительности в сельском хозяйстве достигает 19,4 раза, в строительстве - 13,5 раза, свидетельствуют данные СОПСа. Самая высокая производительность труда - в Тюменской области и Якутии. Наименее эффективны Дагестан и Калмыкия. Традиционно производительность труда в бюджетной сфере ниже, чем в коммерческом секторе, хотя он во многом определяет производительность экономики в целом, а низкая эффективность приводит к лишним тратам времени и усилий на получение разрешений и согласований. Глава рекрутинговой компании HeadHunter Михаил Жуков говорит, что в госкомпаниях мотивируют к работе в основном за правильность исполнения инструкции: «В наших госструктурах мотивация людей заключается в том, чтобы получить больше ставок, народ меряется административным ресурсом и своим влиянием. Коммерческие компании пытаются премировать за результат. В производстве премируют за два фактора - выработку и соблюдение качества».

Министр труда и социальной защиты Максим Топилин рассказал «Власти», что основной мотивацией к работе в нашей стране является зарплата. Пока в рейтинге конкурентоспособности за 2014-2015 годы (The Global Competitiveness Index), составленном Всемирным экономическим форумом, Россия находится на 53-м месте (всего проанализировано 143 страны) - между Филиппинами и Болгарией. В развитых странах в 80-90-е годы были реализованы масштабные проекты по повышению производительности труда, рассказывает партнёр консалтинговой компании Strategy Partners Group Андрей Волк. Драйверами повышения эффективности стали внедрение системы бережливого производства, автоматизация бизнес-процессов, аутсорсинг непрофильных и сервисных функций компаний, совмещение профессий и повышение квалификации персонала. За 20 лет производительность труда выросла в 3-4 раза. По словам Андрея Волка, в настоящий момент на таких предприятиях повышение эффективности зачастую возможно только за счёт изменения технологии производства.

В июне 2014 года правительство утвердило план мероприятий по повышению производительности труда. В нём десяти министерствам, Центробанку, Росстату, Агентству стратегических инициатив (АСИ), РСПП, Внешэкономбанку и Агентству кредитных гарантий даны поручения, которые должны привести к стимулированию притока инвестиций откройте брокерский счёт, пройдите обучение и получите пакет акций в подарок, технологическому обновлению и созданию условий для профессионального развития работников. По словам директора направления «Молодые профессионалы» в АСИ Дмитрия Пескова, в этом году подгруппа по повышению производительности труда не собиралась ни разу: «Мы пытались организовать встречу с министром экономики по вопросу внедрения методик по повышению производительности труда, но он с момента внедрения плана времени встретиться не нашёл». В Минэкономики, ведомстве, ответственном за план, комментарии по поводу производительности труда «Власти» давать отказались до осени 2015 года, сославшись на структурные изменения в министерстве и внесение изменений в программу по повышению производительности труда.

Владимир Бовыкин считает, что план не будет эффективным, поскольку этой проблемой должен заниматься отдельный институт. Европейская ассоциация национальных центров производительности труда объединяет 14 европейских стран, в Азиатскую организацию производительности входят 20 стран. Например, в Германии работает Рационализаторский и инновационный центр развития бизнеса. Центр финансируется из госбюджета, бесплатно распространяет практические рекомендации по увеличению производительности труда и оказывает помощь бизнесу в повышении конкурентоспособности.

В разных странах по-разному подходили к увеличению производительности труда. «В США к началу 1980-х рост производительности замедлился, но уже в 1981 году Рональд Рейган подписал указ о создании Американского центра производительности труда. В результате чего производительность труда в США возобновила рост»,- рассказывает Бовыкин. Кроме того, в США поддерживается культ предпринимательства и труда.

В Южной Корее развивали чеболи - крупные компании, которые совмещали в себе все типы производств. Но отсутствие концентрации на ключевом продукте привело к тому, что по производительности труда эти компании проигрывали. «В конечном итоге в 1998 году они попали в кризис и были вынуждены перестраивать производственные программы, концентрируясь на ключевых технологиях и освобождаясь от ненужных производств»,- рассказывает проректор РАНХиГС Александр Сафонов.

Если говорить о производстве, то одним из самых эффективных методов борьбы с низкой производительностью предприниматели называют концепцию бережливого производства, основанную на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Система была разработана в Японии на заводе Toyota ещё в 1950-х годах. Она представляет собой аналог советской системы улучшения форм использования труда - НОТ (научная организация труда). Работнику тщательно организуют рабочее место, запчасти поставляются только в том объёме, который нужен для производства, оборудование снабжается системами «защиты от дурака» и т.д. По мнению Дмитрия Пескова, одно из направлений концепции - система «пока-екэ» - может быть применено в России: «Российский феномен заключается в том, что нашим людям бывает глубоко наплевать на мнение начальства, но важно отсутствие социального осуждения со стороны соседа. Поэтому идеологически такая система - это то, что нам нужно. Двери цеха открываются только тогда, когда все инструменты всех рабочих в цеху уложены в правильном порядке в соответствующих углублениях. Поэтому, если человек неправильно положил инструмент, все работники цеха не смогут закончить работу - происходит определённый процесс общественного порицания человека, который плохо сделал свою работу. И в следующий раз работник кладёт молоток правильно».

Российский бизнесмен Михаил Левчук, совладелец компании по производству охранных систем «Аргус-Спектра», внедрил эту технологию у себя на производстве три года назад, когда понял, что проблема не в роботах, а в людях. По его словам, отличие японской концепции от советской - в «автономизации», когда в одном цеху организовано полностью законченное производство, в то время как раньше на советских заводах были отдельные помещения по сварке, покраске и т.д. Компания уговорила представителя Toyota проконсультировать сотрудников. Каждый приезд японца стоил фирме около 1 млн. рублей. «Самые главные проблемы были ментальные - труднее всего было перестроить своих сотрудников. Многие работники ушли, потому что не смогли принять темп работы, предусмотренный концепцией бережливого производства. Работа построена так, что у человека нет возможности встать и пойти покурить, когда он хочет. Как только ты встал из цепочки, рабочий до тебя и рабочий после тебя прекращают работу. Однако в итоге оказалось, что это гораздо более правильный выход, чем купить железку. Производительность спустя год выросла в два раза»,- говорит Левчук. Однако подобная система подходит не для всех предприятий, а её внедрение требует много сил и времени.

Кроме несовершенной организации труда работать эффективнее мешает и устаревшее оборудование. По данным Росстата, степень износа составляет 48,2%. Однако за модернизацией производства часто следует высвобождение трудовых ресурсов. «У нашего государства фантастический опыт трудоустройства таких людей. Мы умеем создавать гигантские отрасли, в которых работают ненужные экономике люди, например 5 млн. бухгалтеров или 3 млн. охранников»,- говорит Дмитрий Песков.

Серьёзным препятствием для роста производительности труда становится дефицит квалифицированных кадров по рабочим специальностям. По данным ВШЭ, людей с высшим образованием в России на 30% больше, чем требуется экономике. Все опрошенные «Властью» предприниматели в один голос заявляют, что дефицит чувствуется и в сегменте среднего менеджмента. Найти главного бухгалтера и финансового директора на предприятие проще, чем квалифицированного мастера или экспедитора. «C 1990-х годов в России были разрушены все институты, направленные на повышение производительности труда. Вузы более 30 лет не готовят специалистов по нормированию труда. Специалистов в стране, компетентных и имеющих опыт в вопросах повышения производительности труда, остались единицы»,- объясняет Владимир Бовыкин.

На эффективность труда работника оказывают влияние и другие, не относящиеся к экономике факторы. Андрей Волк рассказывает, что Strategy Partners реализовывала проект по повышению производительности труда на предприятии по выпуску медицинского оборудования - шприцев, капельниц и других пластиковых изделий, состоящих из множества мелких деталей. Соединение этих деталей в конечный продукт - стопроцентно ручной труд. Процесс работы выглядел так: полную смену (восемь часов) женщины, сидящие в ряд по обе стороны от конвейера, собирают капельницы из мелких деталей. «Мы долго думали над тем, почему одни работники делают больше изделий, чем другие. С точки зрения последовательности операций никаких отличий не было. Оказалось, что, если условные друзья сидят рядом друг с другом и при общении поворачивают голову к собеседнику, фокус внимания смещается - и работники теряют доли секунды на каждой операции. Если же они сидят напротив, поворот головы не требуется, внимание остаётся в зоне их работы на конвейере. Удивительно, но такой простой фактор стоил 30% производительности труда»,- уверяет Андрей Волк.

русский человек не хочет быть роботом

Кроме того, предприниматели признают частую проблему невыхода сотрудников на работу из-за пьянства. Согласно отчёту Всемирной организации здравоохранения за 2014 год, Россия остаётся на четвёртом месте в мире по объёму потребляемых спиртных напитков. Мешают работе и постоянные перекуры. Красноярская строительная компания «Омега» использует труд граждан Китая с начала 2000-х годов. «Сейчас 25-30% - это китайские рабочие. Производительность труда у китайской бригады в два раза больше за счёт того, что меньше перекуров, и за счёт того, что трудовой день у них немного больше. В связи с обесцениваем рубля мы вынуждены были поднять расценки китайцам, и сейчас они обходятся несколько дороже, чем наши рабочие. Но мы идём на этот шаг, потому что всё равно в итоге получается выгоднее. Видно, что дом растёт гораздо быстрее, когда его строит китайская бригада»,- говорит заместитель директора компании «Омега» Евгений Пуртов.

Офисные работники в России тоже нуждаются в мерах повышения эффективности труда. Сотрудница банка Societe Generale в Монако Наталья Салюк, которая большую часть жизни работает за рубежом, подтверждает, что сотрудники в России во время работы много отвлекаются: «Французы тоже ленивые, но разница в том, что в рабочие часы они работают. Я никогда не видела, чтобы люди говорили больше десяти минут о чём-то личном или выходили несколько раз на чай купить чай разных сортов, что на предприятиях России нормально. В итоге много времени уходит на болтовню».

Важную роль в достижении высоких экономических показателей играют личностные ценности людей, говорится в статье «Любите свою работу? Благодарите свою страну», опубликованной СОПСом. Высокие экономические результаты ряда стран тесно связаны с установками по отношению к труду: «Есть достаточно большое число людей, готовых принять новые идеи и имеющих желание проявлять инициативу. Напротив, низкая готовность подчиняться приказам, которая наблюдается в некоторых европейских странах, связана с более низкими экономическими показателями». По мнению Дмитрия Пескова, российский работник должен быть погружён в справедливую производственную систему, где его вознаграждают за успехи,- тогда он способен демонстрировать высокий уровень производительности труда. Если он попадает в ситуацию, когда видит несправедливость со стороны мастера и владельцев, и если он видит, что его труд не востребован, и понимает, что ни на что повлиять не может, он начинает пить. «Многие называют это ленью, а я - синдромом вынужденной беспомощности. Русскому рабочему скучно решать однотипные проблемы. Русский человек не хочет быть роботом. В этом смысле мы всегда будем проигрывать корейцам или японцам, потому что они по своей натуре гораздо более предрасположены к тому, чтобы быть роботами»,- говорит Песков.

Президент ассоциации «Росагромаш» Константин Бабкин, прославившийся письмом к Путину «Почему тракторный завод останется в Канаде», рассказывает, что разница между российскими работниками и канадскими состоит в большей склонности к порядку и системной работе у последних: «Если в контракте написано сделать какую-то операцию, канадец будет её делать. Может быть, без особого энтузиазма, но надёжно и планомерно. Канадцы живут в стране, где меньше стрессов, чем у нас, и всё по закону, люди ощущают себя более стабильно. Но у российского работника больше готовности пойти на компромисс, поработать сверх плана или решить какую-то проблему».

Француз Александр Моруа, имеющий богатый опыт работы во многих европейских фирмах, устроился на работу в качестве главы HR-службы регионального промышленного холдинга и в течение пяти лет вёл дневник о том, как устроен российский бизнес. В вышедшей по итогам эксперимента книге «Управлять по-русски» купить книги по бизнесу он пишет, что «бессистемность - определяющая черта русского бизнеса». Причём такая бессистемность свойственна не только управленческим кадрам. Руководитель кадрового агентства Pruffi Алёна Владимирская говорит, что стереотип о российской лени родился из-за того, что, с точки зрения работников, россиянин «неструктурированный»: «Работодателей за рубежом, особенно в Европе, глубоко поражает, когда наш человек, уезжая туда работать, не уходит с работы в пять вечера, а может работать до девяти вечера. Они видят в этом не трудоголизм, а придурь и неправильные ценности. Поражают и не сданные вовремя отчёты».

Михаил Жуков считает, что восприятие нас как ленивых возникло из-за отсутствия конкуренции на рынке в конце 90-х. Спрос на сотрудников у работодателей был больше, чем спрос на поиск работы со стороны работников. «Такое соотношение спроса и предложения привело к тому, что человек мог работать спустя рукава, а уволить его было сложно,- говорит глава HeadHunter.- Сейчас мы наблюдаем нежелание работодателей инвестировать в средства повышения эффективности работников, например в информационные системы. Проще платить деньги трём лентяям, чем вложить деньги в информационную систему».

Директор Института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ Сергей Смирнов говорит, что не видит потенциала для резкого роста производительности в нынешних экономических условиях: «Зачем куда-то рваться, если вы понимаете, что в лучшем случае у вас будет пенсия 12 тыс. рублей, что реальная заработная плата снижается. Ну нет сейчас стимулов! Пока большей части населения надо сводить концы с концами. В маленьких провинциальных городках пьют, там почти нет работы. Пока не появятся новые рабочие места, о какой производительности труда можно говорить? Поэтому должны быть приняты реальные госпрограммы по повышению производительности труда, в которых государство могло бы выступить в качестве гаранта того, что предприниматель действительно создаёт эффективные рабочие места».

© Александра Романычева

Впервые опубликовано в еженедельнике «Коммерсантъ-Власть»

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна