Агентство Лангуст [переход на главную]

Суп из топора

Введение

Всем нам с детства известна сказка купить книги для детей и детскую литературу о солдате, который варил суп из топора: сунул в кастрюлю топор, потом добавил взятые у хозяев мясо, картошку, лук - и получился отличный суп. Очень жаль, что мало кто способен извлечь из этой сказки намёк и применить его на практике - а именно, не купиться на рекламу языковых курсов, созданных по принципу супа из топора. Речь ниже пойдет о том, как отличить коммерческий проект, имеющий целью отъём денег у населения, от добротного нестандартного метода обучения языку.

А был ли сигнальчик?

Языковые курсы - отнюдь не единственный продукт, создаваемый и рекламируемый по упомянутому принципу. Ближе всего к нему на рынке стоят средства для желающих похудеть. Вам предлагают уникальное ноу-хау, единственный в своем роде акулий коготь, плавник фламинго или вытяжку из поджелудочной железы медузы. Вы непременно похудеете, если будете принимать это средство со стаканом холодной воды до еды в определённые часы - но для того, чтобы средство сработало, надо соблюдать диету купить книги о диетах, специальном питании и питании детей и заниматься физкультурой, не то весь эффект пропадёт.

Такой же плавник фламинго лежит в основе рекламы многих языковых курсов, помогающих выучить язык без вашего участия. Этим клиентам предназначена знаменитая методика сублимированного сигнала в аудиозаписи (утверждается, что на кассету записаны дополнительные, неслышные уху сигналы, подсознание воспринимает их и всё запоминает). Который год любопытствующие носятся с вопросом "А есть ли там скрытый сигнал?" и пристают к профессионалам с просьбой о комментариях. Товарищи! Уже давным-давно соответствующие органы по запросу Лондонского лингафонного института проверили курс на предмет наличия в нём особых сигналов - и ничегошеньки не нашли! Хмурые люди, прозрачно намекающие на свое отношение к конторе глубокого бурения, говорили автору этих строк, что если бы сублимированный сигнал реально присутствовал в этом курсе, курс не имел бы ровно никаких шансов попасть на рынок. Сказка о наличии сигналов для подсознания - это великолепный коммерческий ход, но не более. Но если отнестись к делу со всей серьёзностью, регулярно слушать кассеты и не выбрасывать из головы услышанное, курс не пройдёт бесследно: что-то вы так или иначе выучите.

Промойте мне мозги

Новая радость для ленивых - двадцать пятый кадр. Вы смотрите видеоматериалы со врезанным, невидимым глазу двадцать пятым кадром, и запоминаете слова безо всякого напряга. Сразу скажу - дело это тёмное, и даже профессиональные психологи запись на приём к врачам затрудняются дать однозначную оценку методики. Мнений насчет лишнего кадра много, и они иногда противоречат друг другу, но я их вкратце перескажу, позволяя проницательному читателю рассудить самостоятельно.

  1. Никем не доказано и не опровергнуто, что слова и фразы языка действительно вбиваются в подсознание с помощью двадцать пятого кадра. Большие сомнения внушает и эффективность этого приема при изучении языка. Он может дать эффект в рекламе, в политических технологиях, однако разговариваем-то мы все равно не глазами; для того, чтобы заговорить на иностранном языке, нужно задействовать совсем другие механизмы.

  2. Наука психология утверждает: то, что вбито в голову помимо сознания (в частности, в состоянии гипнотического транса, который возникает при просмотре кассеты), вынуть оттуда можно только в аналогичном состоянии. Вопрос, надо ли входить в транс, чтобы извлечь из подсознания записанную туда новую лексику, остается открытым.

  3. Как правило, фирмы, занимающиеся записью новой информации в мозги бессознательных клиентов, имеют сертификат о безопасности такого вмешательства. Однако феномен вмешательства ещё не вполне изучен, и последствия его неизвестны. Скажем, некоторые подопытные жаловались на головные боли при просмотре материалов с 25-м кадром. Впрочем, наших сограждан глупо пугать тем, что кто-то может шуровать у них в подсознании: не только не испугаются, но ещё и в очередь к нему построятся.

Военная тайна

Принципом "суп из топора" не брезгуют и крупные компании. Скажем, одна из них (назовем её "Суп Unlimited") повсеместно публикует свои рекламные материалы, пестрящие превосходными степенями и выражениями вроде "уникальный", "единственный в своем роде", "принципиально новый метод", "там ужасно весело и интересно". Суть звона в том, что "Безграничный суп" располагает удивительной методикой, позволяющей легко и просто выучить язык. Она основана психологических открытиях основателя предприятия, но всё это является страшным коммерческим секретом, полным ноу-хау и вообще военной тайной. Настырным клиентам покажут-таки некие графики, иллюстрирующие, как мозг запоминает новую информацию и постепенно забывает ее. Графики эти взяты из классических работ по психологии, известных каждому, кто хоть отчасти знаком с этой наукой, однако на неподготовленного человека производят колоссальное впечатление. Но самое интересное про уникальную методику знают в Методологическом совете Московского Государственного Университета. У этого органа "Суп Unlimited" однажды попросил заключения о своей методике, заявил о намерении предоставить материалы - и пропал вместе с материалами навеки. Это, наверное, и есть его военная тайна. За вычетом тайны всё предприятие представляет собой обыкновенную (и весьма недешёвую) языковую школу.

Порча, сглаз, обучение английскому

Другая компания спокойно передрала для своей рекламы хорошо и грамотно сделанный проспект Центра языковой психологии - "обучение языку как родному; использование осознанных и неосознанных методов запоминания" и так далее. Не заимствуя при этом никаких теоретических и методических разработок Центра. Под этим пиратским флагом компания распространяет свой плохонький аудиокурс купить учебные аудиокурсы. Правда, в нем есть две замечательных черты. Во-первых, он продаётся в магазинах эзотерики купить книги по эзотерике и парапсихологии - рядом с благовониями, нефритовыми статуэтками, книгами о том, как правильно любить себя, и трактатами с изображением синего Кришны на обложке. Во-вторых, называет себя эта контора ужасно торжественно - что-то вроде "Главная Всемирная Психолингвистическая Академия". Располагается всемирная академия по юридическому адресу крохотной поселковой газеты в Подмосковье, и найти её там невозможно. И ведь такой в головах существует невообразимый хаос, что всё это не отпугивает людей, и свою единственную и уникальную голову они готовы отдать в руки любому шаману и шарлатану, платить за это любые деньги - лишь бы самим не напрягаться.

Третья интересная инициатива - распространение языкового курса по почте. Дело прекрасное, занимались этим ещё Госкурсы иняза. Но когда одновременно с языковым курсом предлагаются пособия по чему ни попадя, включая кулинарию, хиромантию и астрологию, это уже повод задуматься. Как коммерческое предприятие почтовые курсы задуманы очень умно: проект пользуется бешеной популярностью. Однако о методических достоинствах детища кулинаров и хиромантов неизвестно ничего. Знаю только, что материалы по английскому содержат в себе безумную транскрипцию импортных слов русскими буквами - зис из э тэйбл, типа.

Смотрите на контекст

Скупой платит дважды, а ленивый делает двойную работу. Покупая суп из топора, он не замечает, что лавровый лист и картошку класть туда придётся самостоятельно. Если методика и впрямь имеется, она сможет только помочь вам продвигаться по трудному пути изучения языка, но не сделает этого за вас. Правда, если методика тщательно подобрана в соответствии с вашими психологическими особенностями, она может снять с ваших плеч огромную часть нагрузки. Главная проблема - в том, чтобы отличить качественную методику, способную избавить от утомительной зубрежки, от отсутствия всякой методики. Будьте бдительны! Обращайте внимание на тот суп, в котором лежит топор. Настоящий профессионал в преподавании не будет одновременно срезать мозоли, не занимается духовными практиками просветления, не учит гадать на картах и кофейной гуще. А если он делает всё это, да ещё и сахаром торгует в придачу - перед вами коммерческий проект, затеянный не ради ваших знаний, а ради ваших денег. Изобилие восторженных эпитетов в рекламе и прочих золотых обёрток часто говорит об отсутствии содержимого. Да и умный текст рекламы может оказаться ворованным. Наукообразная рекламна с обилием терминов и графиков вообще не должна вызывать у вас прилив доверия, если вы ничего не понимаете в этой науке. Я, например, за милую душу проглочу любую терминологическую чушь из области квантовой механики, в которой ничего не смыслю, - а кто-то другой так же простодушно ловится на удочки коммерсантов от лингвистики.

Далее. Главная мировая академия не может иметь адрес поселковой газеты и только мобильный телефон купить смартфон из всех средств связи. Но даже если телефон у нее круглосуточный и многоканальный, а офис хоть бы и в кремлёвской башне, это не повод расслабиться (в одном из ближайших номеров Иностранец мы собираемся рассказать о подобных коммерческих проектах). Но главное спасение всё равно - собственный здравый смысл, индивидуально подобранная методика и хороший добросовестный преподаватель. Пусть у вас будет и то, и другое, и третье.

© Ирина Лукьянова

По материалам еженедельной газеты Иностранец

← Вернуться
хостинг для сайтов © Langust Agency 1999-2024, ссылка на сайт обязательна